В каком регионе наиболее выгодно разместить площадку производственного предприятия? О стоимости природного газа для промышленности в различных регионах России.
Автор: Анатолий Дзюба, Заместитель директора по развитию ООО "Челябинское управление энерготрейдинга"
В процессе проработки любого инвестиционного проекта связанного с выбором места размещения площадки производственного предприятия, инвестору требуется принимать во внимание множество различных экономических факторов присущих в каждом регионе. Наиболее важным элементом затрат будущего производственного предприятия является затраты на закупку энергоресурсов, стоимость которых для разных регионов является различной. Наиболее важным энергоресурсом потребляемым промышленностью является природный газ, потребляемый из ЕСГ ПАО «Газпром». Стоимость природного газа, предприятие будет оплачивать на протяжении всего жизненного цикла деятельности. Правильный выбор региона размещения производственной площадки позволит инвестору сэкономить средства на закупку природного газа, величина которых в будущем могут составлять десятки и даже сотни миллионов рублей ежегодно.
Стоимость природного газа в каждом регионе России является различной. На рисунке 1 представлена структура стоимости природного газа для промышленных потребителей в России.
Рисунок 1. Структура стоимости природного газа для промышленных потребителей в России
Для каждого региона России стоимость каждого компонента является различной, что обуславливает различие конечных тарифов на газ, поставляемый для конечных потребителей в регионе. Особенности каждого компонента стоимости газа представлены в таблице.
Таблица 1. Компоненты стоимости газа поставляемого промышленным потребителям регионов России
|
Наименование |
Описание |
Принцип формирования |
1 |
Оптовая цена на газ |
Отражает стоимость газа, поставляемую на региональные рынки с учетом стоимости транспортировки газа до субъектов федерации |
Устанавливается ФАС России для каждого региона на каждый период регулирования |
2 |
Плата за калорийность газа |
Отражает плату за превышение фактических показателей калорийности газа над показателями, установленными ФАС при установлении тарифов (7 900 ккал/м3) |
Фактическая величина калорийности определяется региональными поставщиками газа для каждого месяца поставки |
3 |
Тариф на услуги по транспортировке газа |
Отражает плату за оказание услуг по транспортировке газа потребителям региональных газораспределительных компаний |
Устанавливается ФАС России для каждого газотранспортного предприятия на каждый период регулирования |
4 |
Специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации |
Отражает плату на формирование целевых региональных фондов направленных на финансирование программ ввода новых газораспределительных сетей в рамках регионов |
Устанавливается региональными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации |
5 |
Плата за снабженческо-сбытовые услуги |
Отражает плату за оказание услуг региональных поставщиков газа за оказание услуг по поставке природного газа конечным потребителям |
Устанавливается ФАС России для каждого регионального поставщика газа на каждый период регулирования |
Также, внутри составляющих транспортировки газа и снабженческо-сбытовых услуг для промышленных потребителей существует дифференциация тарифов, определяемая в зависимости от величины годового потребления газа потребителями. Пример дифференциации тарифов оп транспортировке газа внутри тарифных групп представлен на примере Челябинской области в таблице 2. Как видно из примера тарифов на транспортировку,
Таблица 2. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Челябинской области действующие с 01.07.2017г. ( Приказ ФСТ России №146-э/9).
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб./1000 м3) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн. м3/год) |
||||||
свыше 500 |
от 100 до 500 включительно |
от 10 до 100 включительно |
от 1 до 10 включительно |
от 0,1 до 1 включительно |
от 0,01 до 0,1 включительно |
до 0,01 включительно |
312,91 |
334,81 |
478,31 |
585,96 |
693,6 |
705,55 |
735,46 |
На рисунке 2 представлена диаграмма региональных оптовых цен на газ действующих с 01.07.2017 года. Оптовые цены на газ приняты без учета стоимости калорийности. Также, в диаграмме не фигурирует стоимость составляющих транспортировки газа и посредническо-сбытовых услуг. Это связано с тем, что показатели посредническо-сбытовых услуг в среднем имеют одинаковую величину для всех регионов России. А тарифы по транспортировке газа в рамках одного региона для различных территорий могут иметь различные значения, это объясняется наличием в регионах нескольких газотранспортных организаций.
Рисунок 2. Диаграмма региональных тарифов на природный газ для промышленных потребителей действующих с 01 июля 2017 года (масштабы диаграммы изменены)
Как видно из диаграммы, в расчете участвуют 65 субъектов федерации из существующих 85. Это связано с тем, что, что в ряде регионов России отсутсвует Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Амурская область, Приморский край, Камчатский край и пр. Это связано с отсутствием централизованной газификации в данных регионах.
Величины тарифов на природный газ для разных регионов имеют существенные отличия. Отличия величин тарифов между некоторыми регионами может достигать 2-х кратного размера. Для примера, стоимость электроэнергии за тыс.м3 в Краснодарском крае составляет 4 634 руб./тыс.м3, а в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 2 489 руб./тыс.м3.
Средняя стоимость природного газа по России за исследуемый период составила 4 204 руб./тыс.м3. При этом, в 28 регионах показатель стоимости природного газа наблюдается ниже среднего значения, в 37 регионах – выше среднего. Различия региональных тарифов на поставку газа отражает различия инвестиционного потенциала каждого региона.
Также, как видно из диаграммы региональных тарифов, стоимость газа имеет зависимость относитеьно территорий на которых расположены регионы. Для примера, самые дорогие тарифы на газ наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах. Самы дешевые тарифы на газ наблюдаются в Уральском и Сибирском Федеральных округах.
Построенная диаграмма тарифов на поставку газа для различных Федеральных оругов (риуснок 3) подчеркивает зависимость тарифо в от округов. Это связано с расстоянием Федеральных округов от источников добычи природного газа основная часть которых находится в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Таким образом, из-за наибольшего расстояния транспортировки газа от Уральского Ферерального округа до центра, юга и кавказа России, тарифы Центрального и Сверо-Кавказского Федеральных округов являются самыми большими в России.
Рисунок 3. Тарифы на природный газ для промышленных потребителей в различных федеральных округах РФ действующзие с 01.07.2017г.
Приведем рейтинги регионов России с самой высокой и самой низкой стоимостью природного газа (таблицы 1 и 2). Также, в представленных таблицах произведено сравнение региональных тарифов со среднероссийским показателем.
Таблица 3. Топ – 10 регионов по самым низким тарифам природного газа в России действующих с 01.07.2017 года
№ в рейтинге |
Регион РФ |
Федераль-ный округ |
Тариф руб./тыс.м3 |
Средний тариф в группе |
Средний тариф в РФ |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в руб./тыс.м3 |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в % |
1 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
УРФО |
2 489 |
3 461 |
4 204 |
-1 715 |
-41% |
2 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
УРФО |
2 929 |
-1 275 |
-30% |
||
3 |
Тюменская область |
УРФО |
3 296 |
-908 |
-22% |
||
4 |
Республика Коми |
СЗФО |
3 567 |
-637 |
-15% |
||
5 |
Курганская область |
УРФО |
3 592 |
-612 |
-15% |
||
6 |
Астраханская область |
ЦФО |
3 676 |
-528 |
-13% |
||
7 |
Пермский край |
ПФО |
3 703 |
-501 |
-12% |
||
8 |
СЗФО |
3 771 |
-433 |
-10% |
|||
9 |
Свердловская область |
ЮФО |
3 788 |
-416 |
-10% |
||
10 |
Оренбургская область |
ПФО |
3 803 |
-401 |
-10% |
Таблица 4. Топ – 10 регионов по самым высоким тарифам природного газа в России действующих с 01.07.2017 года
№ в рейтинге |
Регион РФ |
Федераль-ный округ |
Тариф руб./тыс.м3 |
Средний тариф в группе |
Средний тариф в РФ |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в руб./тыс.м3 |
Отличие от среднего тарифа по РФ, в % |
56 |
Ростовская область |
ЮФО |
4 631 |
4 634 |
4 204 |
427 |
10,2% |
57 |
Республика Адыгея |
ЮФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
58 |
Республика Дагестан |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
59 |
Республика Ингушетия |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
60 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
61 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
62 |
Респ. Северная Осетия - Алания |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
63 |
Чеченская Республика |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
64 |
Краснодарский край |
ЮФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
||
65 |
Ставропольский край |
СКФО |
4 634 |
430 |
10,2% |
На основании полученных рейтингов регионов проведем сравнительную оценку годового экономического эффекта (или экономических потерь) от размещения инвестиционного проекта в том или ином регионе России. Для этого, экономический эффект/убыток был рассчитаны на основе типового проекта промышленного предприятия, средняя величина потребления природного газа которого составляет 15 000 тыс.м3 в год (Рисунок 4).
Как видно из диаграммы ежегодного экономического эффекта/убытка, величина относительной экономии от размещения проекта, например, в ЯНАО эффект может достигать 25,7 млн. рублей в год. А вот в случае размещения проекта в Краснодарской или Ставропольском крае, величина относительного убытка может достигать 6,5 млн. рублей ежегодно.
В случае расчета экономической эффективности для предприятия, имеющего более высокие объемы потребления, экономический эффект/убыток будет меняться в пропорциональной прогрессии.
Рисунок 4. Диаграмма ежегодного экономического эффекта/убытка от размещения типового инвестиционного проекта в том или ином регионе РФ
В качестве заключительного вывода можно констатировать, что учет фактора региональной стоимости природного газа в процессе выбора региона размещения площадки инвестиционного проекта, имеет существенное влияние на эффективность проекта в целом, как в краткосрочном, так и в стратегическом периоде.