«Металлург» 0 комментариев

Видеть цель, или как правильная постановка задач помогает экономить время

Как устроено целеполагание и в бизнес-среде, и как подобрать инструменты, которые помогут достичь нужного результата.

Отличие людей от большинства других животных состоит в умении строить долгосрочные планы. И если стайным хищникам для выживания хватает не слишком мудрёной тактики, то существа разумные способны мыслить шире отдельной удачной охоты. Заглянув внутрь себя, мы обнаружим, что у каждого есть множество планов с разными датами их реализации. Одни охватывают ближайший период, часть должна воплотиться в дела через месяц или даже год. Понятная всем аналогия — строительство дома, где новоселье — долгосрочная цель, а штукатурка стен — важная, но краткосрочная задача. Причём, без выполнения малой цели и большая окажется недостижима. 

А, значит, для успеха дела важно грамотно и в верной последовательности расставить приоритеты, наметив пусть небольшие, зато измеримые шаги вперёд. По схожему принципу устроено целеполагание и в бизнес-среде: выбрав одну или несколько целей, подбираем инструменты, которые помогут достичь нужного результата.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Что такое бизнес-цель? 

Основное отличие бизнес-целей от всех остальных в том, что они направлены на достижение успеха конкретной компанией через улучшение результатов работы. А ещё у неё обычно более жёсткие сроки, ведь от успеха зависит многое: отношения с поставщиками и покупателями вашей продукции, да и финансовые результаты компании — тоже. И чем быстрее решена задача, тем обширнее доля рынка по сравнению с конкурентами. 

Кстати, не стоит ставить знак равенства между бизнес-задачей и бизнес-целью. Первое — конкретное действие, которое должна сделать команда, чтобы достичь цели. Таким образом задача — только этап на пути к нужному результату.

Подробности 

Целеполагание помогает компаниям решить целый ряд задач: 

  • Планирование деятельности на ближайшее и отдалённое будущее с фокусировкой на наиболее важных аспектах; 
  • Анализ рыночных позиций для равномерного распределения временных, трудовых и финансовых ресурсов; 
  • Повышение мотивации сотрудников, а, значит и более эффективная работа подразделений; 
  • Выработка навыков взаимодействия различных команд и групп; 
  • Опыт выстраивания приоритетов при принятии решений. 

Без чётко сформулированных целей сотрудникам сложно осознать значимость своей работы, а, значит, страдают качество и продуктивность работы. Именно поэтому грамотная постановка целей играет ключевую роль в создании успешной и слаженной команды и стабильному развитию бизнеса.

Типология 

Цели могут быть общими для всей компании, затрагивать её отдельные филиалы или конкретных сотрудников. В зависимости от сроков достижения различают три вида целей. 

  1. Долгосрочные (стратегические) направлены на достижение глобальных результатов: формирование нового облика компании, определение стратегии и направлений деятельности. Такие цели задают общее направление работы, и на их реализацию могут уйти годы. 
  2. Среднесрочные включают в себя результаты, которых можно добиться за обозримые промежутки времени. Часто несколько среднесрочных целей — лишь часть одной долгосрочной и необходимы для её достижения. Сроки их реализации редко превышают квартал. 
  3. Краткосрочные — самые легкодостижимые, благодаря возможности их измерить и простоте дробления на конкретные бизнес-задачи. Они могут служить шагами к среднесрочным или долгосрочным целям. Сроки их достижения — один-два месяца.

На примере 

Рассмотрим, как это может выглядеть на примере металлургического предприятия. Стратегическая цель: создать вертикально интегрированную структуру, включающую производителя железорудных полуфабрикатов для снижения зависимости от поставщиков; усиление контроля качества сырья. 

Для их достижения намечаем полугодовые – среднесрочные – цели: 

  • анализ рынка и определение кандидатов для включения в состав компании; 
  • разработка стратегии интеграции производителя железорудного сырья; 
  • оценка связанных с интеграцией финансовых и операционных рисков; 
  • старт переговоров с владельцами компаний о сотрудничестве или уступке прав. 

Для этой задачи краткосрочные цели будут выглядеть примерно так: 

  • сбор информации о предприятиях, производящих необходимое сырьё; 
  • анализ их финансового состояния и производственных мощностей; 
  • выделение перспективных кандидатов для дальнейшей интеграции; 
  • подготовка коммерческого предложения для партнёров или объектов поглощения.

Возможны варианты 

Впрочем, слияния и поглощения не происходят каждый день, что не отменяет достижения максимальной эффективности существующего производства. Поэтому есть цели по производительности, которые улучшают бизнес-показатели компании или сотрудника. Например: увеличить выпуск товара на 20 %, а число постоянных клиентов — на 10 %. 

Кроме того, цели делятся на процессные и результативные, когда первые ведут к достижению вторых. 

Пример процессной цели. Ежемесячные встречи работников с координатором «Фабрики идей», где озвучивают плановые и фактические показатели программы и выборочный опрос работников, ранее не подавших идей. Результативная цель: повышение уровня вовлечённости работников в работу «Фабрики идей». 

Также выделяют количественные и качественные цели. Достижение первых можно выразить через конкретные числовые показатели, вторые же предполагают оценку результата. 

Пример количественной цели: 200 предложений по улучшению, поданных за две недели через приложение «Моя работа». Качественная цель — регулярное информирование работников о сделанных коллегами на протяжении года рацпредложений.

Тактика победы 

Существуют правила, следуя которым вы наверняка придёте к желаемому результату: 

  1. Важность и Вдохновение: формулируйте цели так, чтобы они поддерживали ваше стремление и интерес. Без этого запал может быстро иссякнуть. Учитесь задействовать не только разум, но и эмоции. Подумайте, какие чувства вы хотите испытать, когда достигнете цели. 
  2. Ограниченность по времени способно превратить мечту в реальность. Выставление конечных сроков стимулирует вас начать активные действия прямо сейчас. Фраза «В будущем у меня будет миллион», звучит слабее, чем «Через полгода я заработаю 1 000 000 рублей», ведь этот вариант постоянно напоминает, что время уже пошло. 
  3. Дерзость делает путь более увлекательным: ставя амбициозные цели, вы должны будете приложить соответствующие усилия. И цель должна быть достижимой, одновременно соответствуя пословице: «Цельтесь в Луну, даже если промахнётесь, окажетесь среди звёзд». 
  4. Конкретность. Этот пункт прост: если вы хотите быть богатым, уточните, насколько богатым и когда. Например: заработать к концу следующего года три миллиона рублей. 
  5. Измеримость. Выясните, насколько материальна ваша цель. В этом случае для неё единицей измерения будут деньги: заработать 500 000 рублей или купить трёхкомнатную квартиру с видом на море. Нематериальные цели можно оценить по косвенным показателям: в баллах или процентах. Если вы хотите, чтобы в этом году у вас было 80 % позитивных дней, заводите дневник и ставьте оценку каждому из них. И через год вычисляйте, достигли ли вы намеченных уровней. 

Выбор метода для формулировки целей, их разделение по срокам выполнения и деление на небольшие подзадачи позволяют развивать бизнес по оптимальной траектории, а команде помогают постоянно получать ориентированную на результат мотивацию.

Владислав Климов, старший эксперт центра развития и методологии «Уральская сталь». Изображение Freepik 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”