0 комментариев

ЛИН и стратегическое планирование

Материалы научно-практического LEAN-семинара "Внедрение концепции "Бережливое производство" в Республике Татарстан (27 мая 2011 года).

Вагизов Р.Р., Иванова А.А., НИУ КГТУ им.Туполева


Деятельность предприятий машиностроительной отрасли весьма многогранна, так как объединяет дочерние предприятия, работающие в самых разных областях, плюс в наличии имеются непрофильные активы. На таких предприятиях трудятся десятки тысяч человек самых разных профессий. Несмотря на все трудности управления столь крупным предприятием, руководители стремятся к тому, чтобы продукция была высокого качества, а каждая компания стала лидером в соответствующем сегменте рынка.

Когда говорят о развертывании систем качества на предприятии, то непроизвольно возникают ассоциации со стандартом ISO 9000:2008. Если честно, мы прохладно относимся к внедрению данного стандарта в России и не знаем компаний, в которых его внедрение привело бы к успеху, ибо ISO не гарантирует, а декларирует улучшение бизнеса. Первопроходец в сфере качества Джуран говорил по этому поводу, что ему приходилось видеть некоторые результаты сопоставленных исследований продукции сертифицированных и несертифицированных компаний, причем существенных различий в области качества авторам этих исследований обнаружить не удалось. Иными словами, соблюдение требований стандартов ISO 9000 не гарантирует компании занятия лидирующих позиций в области качества. Развертывание стандарта ISO 9001:2008 - это проект, который не меняет поведения людей, а просто загоняет организацию в рамки, которым она обязана соответствовать. Мы предпочитаем смотреть на организацию как на систему и не отказываемся от таких инструментов как хосин канри, LP, СФK.

С какой целью внедряется все данные инструменты? Это может быть:

  • снижения затрат,
  • сокращения производственного цикла,
  • увеличения производительности труда.

Результаты проводимых исследований показали, что предприятию, как хозяйствующему субъекту, необходимы не указанные цели, и даже не Лин продакшн, а экономический результат (рост активов, фонда оплаты труда, прибыли, наконец). Рассматривая экономический результат как основную цель деятельности предприятия, необходимо исследовать способы достижения поставленной цели. В процессе структурирования множества способов достижения целей предпочтения следует оказывать новому подходу к реализации стратегии предприятия.

Ответ на вопрос, кому и зачем нужна система Лин продакшн, мы попытаемся сформулировать, опираясь, прежде всего, на современное целеполагание, на использование способов развертывания или структурирования стратегии предприятия. Для определения критичных целей бизнеса можно использовать такой японский метод разработки стратегии как хосин канри. С помощью матричной диаграммы выбирается от трех до пяти ключевых способов достижения целей, другие цели при этом игнорируются. Хосин канри позволяет понять руководству, что является первичным, а что вторичным. Как показали исследования, ошибка в выборе приоритетных направлений может привести к непоправимым последствиям.

До кризиса и в настоящее время в российской экономике практически во всей ее области у высшего менеджмента преобладает точка зрения, что необходимо увеличить производительность труда, снизить издержки, загрузить оборудование и получить более большую разность из соотношения прибыль = выручка - издержки. Но они забыли о самом главном: чтобы получить прибыль, необходимо реализовать продукцию потребителю, получить выручку, которая в данном соотношении является вычитаемым. Выручка же, в свою очередь, получается из соотношения вида выручка = цена * кол-во реализованной продукции, или можно записать так: pq = p * q, где p - это цена, а q - это спрос, предъявляемый на вашу продукцию. Здесь и проявляется главная ошибка менеджмента российских предприятий - они не мониторят спрос и не принимают никаких мер по его изучению. Руководство, не зная об этом, просто планирует размер q, фактически уже решая за потребителя, что он будет брать. А потребителям все равно, что думают руководители предприятий, у них полно своих повседневных проблем, и они просто выбирают те товары и услуги, которые помогут их решить. А что же потребителям до того, что предприятие может не выйти на запланированный уровень сбыта продукции? А им все равно - это не их проблемы. Как следствие, высший менеджмент, опустив мониторинг спроса, допускает ошибки во всех качественных показателях работы предприятия. Забыв о самом главном - объемы производства неразрывно связаны с уровнем спроса. И именно поэтому грош цена всем их расчетам качественных показателей по планируемой заработной плате, производительности и всевозможным нормам, так как, не рассчитав спрос, невозможно ничего рассчитывать.

С помощь маркетинга, ориентированного на взаимоотношения, и статистических расчетов было установлено, что старая система, ориентированная на производительность и рентабельность, создает идеальные условия для потери клиента. А во что это может нам обойтись? Приобретение нового клиента стоит в 5-6 раз дороже сохранения старого, в свою очередь, увеличение удержания клиентов на 5% увеличит прибыль на 50-100%.

Все это мы ведем к тому, что такие инструменты как JIT, канбан, ориентированные на разные цели, работают по-разному. Если они ориентированы на производительность, то обязательно приведут к симптомам, которые маркетинг, ориентированный на взаимоотношения, рекомендует избегать. Но если система ориентирована на прибыль, то организация будет вынуждена в первую очередь сотрудничать с потребителем и подстраивать все инструменты под данную цель. Это приведет к тому, что JIT, 5S и др. будут удовлетворять и приводить в восторг клиентов, поставляя как можно быстрее качественный товар потребителю. И, как показали исследования, при данной системе производительность увеличится как следствие.

Подходы и принципы построения эффективной компании в машиностроительной отрасли идентичны. В таких компаниях объединены предприятия разной культуры, в одной компании что-то приживается лучше, в другой - хуже. Но, подводя итог, можем сделать вывод, что хосин канри предполагает создание инновационного предприятия, на котором осуществляется вытягивание продукции потребителями, автоматизация производственного процесса и др. только лишь для одной цели - прибыль!

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S