Расскажем о том, как построена система получения разряда через самоподготовку.
Благодарим редакцию газеты «Пермские моторы» АО «ОДК-Пермские моторы» за предоставление данного материала.
Для повышения профессионального разряда у каждого рабочего «ОДК-Пермские моторы» есть два пути. Первый — пройти подготовку в учебном центре завода и сдать квалификационный экзамен согласно утвержденному графику, который формируется в зависимости от количества заявок. Второй — подготовиться самостоятельно и сдать экзамен. О втором пути мы и расскажем подробнее.
Руководителем подразделения утверждается список кандидатов для получения разряда через самоподготовку. Важно, что любая рабочая профессия для повышения разряда требует профильного образования. Его можно получить в училище, техникуме или в учебном центре предприятия. Без документа о базовом техническом образовании повысить разряд не получится. При этом заявки на новый разряд можно оформлять не раньше, чем через год после получения предыдущего.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Заявку в электронном виде специалист по кадрам оформляет не менее чем за полтора-два месяца до экзамена, ее должны утвердить начальник цеха и начальник бюро труда и заработной платы. Важно помнить, что экзамены на повышение разрядов проходят на предприятии четыре раза в год: в марте, июне, сентябре и ноябре.
За месяц до начала заседаний квалификационных комиссий специалисты учебного центра готовят распоряжение, где указываются даты и время сдачи контрольного теста и квалификационного экзамена. Но начать самостоятельную подготовку можно, не дожидаясь этого документа: все вопросы и список литературы по каждому разряду каждой профессии находятся на инфопортале в разделе «Учебный центр/Развитие персонала/Рабочим».
— Кроме обладания профессиональными компетенциями, необходимо уметь читать чертежи, знать основы охраны труда и бережливого производства. Если с какой-то темой работнику сложно разобраться самостоятельно, можно прийти на лекции в учебный центр, смело обратиться с вопросами к специалистам, — советует начальник бюро шлифования «ОДК-ПМ», член комиссии Альберт Сакаев.
Любая книга из указанных в списке литературы для самоподготовки есть в научно-технической библиотеке «ОДК-Пермские моторы». В наше время библиотека открывает большие возможности для самообразования, так как только здесь можно найти специализированные печатные издания и получить доступ к закрытым электронным информационным ресурсам.
— Сегодня мы выписываем более 60 профессиональных периодических изданий: «Литейное дело», «Технология машиностроения», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Сварочное производство», «Станкоинструмент», «Заводская лаборатория» и другие. У нас вы можете подключиться к федеральным образовательным порталам «Университетская библиотека онлайн», «Консультант студента». Через модуль дистанционного обучения «Точка» можно подключиться к электронной библиотеке ОДК, которая объединяет каталоги двенадцати библиотек корпорации. Там вы найдете литературу по разработке, серийному изготовлению и сервисному обслуживанию двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности и энергетики, — сообщила заведующая НТБ Лия Мунирова.
За полтора часа надо ответить на вопросы компьютерной программы: тест похож на тот, который сдают в ГИБДД будущие автолюбители.
— Вопросов может быть от 15 до 70-ти. Больше всего их — у операторов станков с программным управлением, шлифовщиков и слесарей-сборщиков. Но неожиданных вопросов не будет: только те, которые есть в документах на инфопортале. Объем знаний для получения нового разряда по каждой профессии определяется требованиями, обозначенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике, и они одинаковы для всех в России, — поясняет ведущий специалист бюро корпоративного обучения, организатор квалификационных экзаменов Евгения Бушуева.
Важно: во время теста нельзя пользоваться телефонами, тетрадями, справочниками.
— Никаких сверхсложных задач в тестах нет. Ответы на все вопросы есть в профессиональных стандартах, а другая необходимая информация — в свободном доступе в сети интернет. Поэтому «проваливает» тест только тот, кто вместо подготовки надеется на русский авось, — отмечает заместитель главного контролера «ОДК-ПМ», член комиссии Светлана Чувашева.
Для успешного прохождения теста необходимо дать не менее 75% правильных ответов: например, если в тест включено 20 вопросов, можно сделать не больше пяти ошибок. На сдачу теста дается одна попытка, результат появляется после ответа на последний вопрос.
В ноябре прошлого года из 99 рабочих тест сдали только 46 человек. Остальные не справились с заданиями или не явились — им придется повторять путь к новому разряду с первого шага.
Предстоит успешно справиться с практическим заданием и показать навыки, соответствующие более высокому разряду. К примеру, контролер сборки будет оформлять «Дело изделия» с соблюдением всех необходимых требований, шлифовщик — обрабатывать деталь.
Комиссия в составе мастера участка, контрольного мастера и начальника бюро труда и заработной платы оформляет заключение, где указывается, что квалификация работника соответствует более высокому разряду.
После этого остается сделать последний шаг.
Здесь надо тянуть билет, но вопросы подобраны те же, что и для сдачи теста. В билете может быть от двух до шести вопросов. На подготовку дается 40 минут. Кстати, можно взять с собой техническую литературу и старые конспекты и пользоваться ими.
— Банально, но для успешной сдачи экзамена необходимо осознать это как серьезную личную цель. Ведь иногда человек, проработавший на заводе несколько лет, не понимает даже общих принципов работы двигателя. Чтобы быть готовым к любому экзамену, советую хотя бы раз в неделю находить время, чтобы узнавать что-то новое в своей профессии, — говорит заместитель начальника производства «ОДК-Пермские моторы», член комиссии Анатолий Медянцев.
По итогам устного экзамена оформляется протокол, свидетельство не выдается. На основании этого протокола рабочему присваивается более высокий разряд.
Владимир Соловьев