Расскажем, как это работает на Лебединском ГОКе.
Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала.
Электромонтёр обогатительной фабрики Лебединского ГОКа Валерий Глушков готовится к ремонту оборудования. Нужно обновить крупную деталь двигателя переменного тока — вал. Габаритный элемент с помощью крана перемещают в другую точку цеха для установки на специальную подставку. Валерий участвует в процессе — закрепляет груз и сопровождает его до места.
Вроде ничего необычного. Но на самом деле все действия за сотрудника выполняет компьютерный персонаж. А Валерий в эту минуту находится в учебной аудитории и управляет цифровым человечком с помощью очков виртуальной реальности и джойстиков. Это часть обучающей программы, которую сотрудники проходят для получения дополнительной специальности стропальщика.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Учебный курс занимает четыре дня. В первые три лебединцы изучают теорию — федеральные нормы и правила безопасности на производственных объектах, где используют подъёмные сооружения, их виды и устройство, правила охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах. Смотрят обучающие фильмы, разбирают реальные случаи. Четвёртый день — практика с VR-очками.
Учатся представители различных подразделений и профессий, которые в своей работе сталкиваются с необходимостью перемещать тяжёлые детали. Например, для Валерия Глушкова это элементы электродвигателей.
— Такая операция в моей работе встречается нечасто, но смежная специальность и новые навыки помогут выполнять задачи безопасно. Например, раньше не замечал, что люди ходят под перемещаемыми тяжестями. А практикум с VR-очками акцентирует на этом внимание и требует предупреждать виртуальных коллег о рисках, — рассказывает Валерий.
Практикум — программа, похожая на компьютерную игру. Сотрудник надевает VR-очки и будто попадает в неё. Перед глазами — виртуальный цех. Но он во многом напоминает настоящий: звуками, обстановкой, оборудованием.
Программа имитирует процесс погрузочно-разгрузочных работ: герою игры нужно выбрать правильный строп, закрепить его на детали и переместить её в нужное место, подавая точные сигналы виртуальному машинисту крана. Заключительный этап — уложить на подставку с помощью багра и отцепить.
— Преимущество VR-обучения в том, что сотрудник может отрабатывать навыки в безопасной среде, где нет риска получить травму или повредить оборудование, — поясняет специалист по производственному обучению комбината Александр Кулев. — Если совершил ошибку — неправильно выбрал СИЗ для работы в цехе, не проверил прочность стропов — программа подаёт сигнал и показывает текстовое сообщение о том, что было не так. Человек таким образом запоминает точную последовательность действий.
Быстрее всего новую технологию осваивает молодёжь. Но и старшие коллеги не отстают: уже после двух-трёх проб проходят тренировочный квест практически без ошибок.
— VR-очки — это новый интересный опыт. Они позволяют в спокойной обстановке закрепить теоретические знания. Например, разобраться,
как выявлять дефекты стропов, как подбирать их в соответствии с габаритами и весом груза, когда подавать сигналы крановщику, — считает электромонтёр по ремонту и обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки УЖДТ Денис Емельянов. — Когда ремонтируем устройства СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки — прим. ред.), нам тоже приходится перемещать массивные части механизмов, используя стропы и кран. Если раньше мы просто следили за процессом, то теперь сможем выполнять эту задачу сами.
После четырёхдневного тренинга лебединцы выходят на практику в реальные цеха и в течение месяца применяют знания на рабочих местах. Завершают цикл экзамен и получение удостоверения стропальщика.
Евгения Шехирева. Фото Валерия Воронова