Как отказ от статуса оператора услуг местной телефонной связи позволил ЭХЗ сэкономить несколько миллионов рублей в год.
Благодарим Отдел общественных коммуникаций АО "ПО "Электрохимический завод" за предоставление данного материала.
Не пугайтесь, речь пойдет не об отказе технического устройства или системы. Электрохимический завод отказался от статуса оператора услуг местной телефонной связи и от соответствующей лицензии. Ежегодный экономический эффект простого на словах (но очень сложного в реализации) решения – не один миллион рублей.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Исторически сложилось так, что вся телефонная связь в некогда закрытом Красноярске-45 была прерогативой градообразующего предприятия. ЭХЗ был и оператором, и владельцем телефонной аппаратуры и кабельных линий связи.
В новейшей истории России часть телефонной инфраструктуры завод передал городскому подразделению компании «Сибирьтелеком», позже слившейся с более крупным игроком на рынке телекоммуникаций – Ростелекомом.
Однако оператором связи для более чем 20 организаций-абонентов ЭХЗ оставался еще очень долго, буквально до января 2023 года. Клиентами в основном были бывшие подразделения предприятия, ставшие самостоятельными после реструктуризации, хотя были и иные сторонние организации, которые заняли здания, некогда входившие или оставшиеся в составе имущественного комплекса завода.
Связь – лицензируемый вид деятельности, и статус лицензиата накладывает на юридическое лицо целый ряд обязанностей (помимо качественного оказания услуг связи), в том числе безусловное соблюдение целого ряда условий, без которых лицензию сначала попросту не получить, а затем и не сохранить. Например, все оборудование инфраструктуры должно быть сертифицировано для применения в сетях общего пользования, а в его составе должны действовать технические средства для проведения ОРМ, или оперативно-розыскных мероприятий (таково требование Федерального закона «О связи»). Также оператор должен на постоянной основе поддерживать и модернизировать инфраструктуру связи, периодически проходить проверки со стороны регулирующих органов, формировать и отправлять многочисленные отчеты, мониторить изменения в законодательстве и безусловно выполнять их требования и т. д.
Кстати, настоятельная необходимость модернизировать узел ОРМ в целях совершенствования функции в 2022 году – при условии дальнейшего сохранения лицензии – в очередной раз заставила специалистов ЭХЗ внимательно присмотреться к организации телефонной связи в комплексе всех ее аспектов.
В принципе и так было понятно, что чем дальше, тем обременительнее было оставаться ответственным оператором. Особенно после того, как технические функции по обслуживанию проводной телефонной связи перешли к АО «Гринатом», а лицензиатом по-прежнему оставался ЭХЗ.
В январе 2022 года на предприятии была создана временная рабочая группа (ВРГ) под руководством заместителя генерального директора по техническому обеспечению и качеству – главного инженера Алексея Благовещенского, в которую вошли работники подразделений ЭХЗ – ОЦИТиС, ОДУ, СНТО – и зеленогорского филиала АО «Гринатом». ВРГ предстояло проработать решение – или продолжить лицензируемый вид деятельности на оказание услуг связи на базе проводных технологий, но в таком случае выполнить модернизацию инфраструктуры связи, или отказаться от лицензии и стать обычным клиентом какой-либо телекоммуникационной компании, сохранив все используемые ЭХЗ сервисы связи.
Через месяц ВРГ выдала вердикт: целесообразнее отказаться от лицензии. Заместитель руководителя ВРГ – заместитель начальника ОЦИТиС Александр Козыряцкий, с первых дней отвечавший за реализацию всего проекта, пояснил, почему:
– Устанавливать свои тарифы на услуги связи ЭХЗ не мог, это было бы нарушением законодательства, так как тарифы не могут быть выше, чем у оператора универсального обслуживания – это Ростелеком. А АО «Гринатом», которое оказывало нам технические услуги по обслуживанию инфраструктуры связи, имело собственные расценки, согласованные на уровне Росатома. В итоге выходило, что за услуги АО «Гринатом» в пересчете на один телефонный номер ЭХЗ платил больше, чем получал как оператор связи от своих абонентов.
Также ЭХЗ приходилось оплачивать обслуживание линий связи до объектов за пределами промплощадки, протяженность которых была не один десяток километров, т. к. поддержка линий связи являлась обязанностью оператора и не могла быть включена в тариф.
Расчеты показали: доходы от продажи услуг связи уже не могли компенсировать затраты, которые нес ЭХЗ как оператор связи.
Выбор сделан, теперь оставалось самое «простое»: в достаточно короткие сроки провести все необходимые организационные и технические мероприятия, с одной стороны – связанные с прекращением лицензируемого вида деятельности, с другой – обеспечивающие переход на получение услуг местной телефонной связи у внешнего оператора. Причем наилучшим вариантом было бы сохранить весь пул используемых телефонных номеров, привычных уже большинству пользователей.
Дело в том, что, теряя лицензию, ЭХЗ лишался и закрепленных за ним 3 500 номеров. Поэтому важно было организовать все так, чтобы оператор связи, абонентом которого стал бы завод (оператор, кстати, выбирался в соответствии с конкурсными процедурами), выкупил у Минцифры (Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций) именно те номера, которыми владел ЭХЗ.
К середине апреля 2022 года план мероприятий был сформирован. В его реализации были задействованы специалисты, кроме уже упоминавшихся ОЦИТиС, СНТО и зеленогорского филиала АО «Гринатом», еще и таких отделов, как планово-экономический, юридический, управления имуществом, материально-технического обеспечения, договорных услуг.
2022 год был очень напряженным для всех исполнителей – поверяли списки номеров, формировали технические требования, готовили технические задания и планы работ по отдельным направлениям, вели переговоры, обменивались письмами с регулирующими органами и клиентами, вносили изменения в прейскурант услуг...
Отдельной задачей стало то, что изначально даже не планировалось: сохранить проводную телефонную связь для контрагентов, которые были расположены за территорией промплощадки и ранее получали услуги от ЭХЗ, так как им Ростелеком отказал с формулировкой «В связи с отсутствием технической возможности», несмотря на то, что ЭХЗ, как градообразующее предприятие и клиентоцентричный контрагент, не «отмахнулся» от своих бывших клиентов, а нашел способ сохранить для них не только доступ в телефонную сеть общего пользования, но и оставить за ними прежние телефонные номера.
Но некоторые бывшие абоненты не захотели или не смогли оставить себе местную телефонную связь и перешли на сотовую связь или IP-телефонию. В частности – это Пенсионный фонд.
К концу 2022 года ЭХЗ полностью перешел на получение всех услуг связи от внешнего оператора – Ростелекома – без потери привычных телефонных номеров (по результатам проведенной ревизии Ростелеком выкупил у Минцифры 2 900 номеров из 3 500), и в начале 2023 года, через 60 лет безупречного оказания услуг в качестве оператора связи, ЭХЗ отказался от лицензии.
Что же предприятие выиграло в итоге?
– Во-первых, ЭХЗ избавился от несвойственной ему деятельности, к тому же убыточной, – говорит Александр Козыряцкий. – Точные цифры полученного экономического эффекта станут известны в конце года, но порядок понятен уже сейчас – несколько миллионов рублей. Во-вторых, поддержание работоспособности и модернизация линий связи и аппаратуры – теперь это обязанность оператора, у которого мы покупаем услуги. В-третьих, высвободились ресурсы, которые тратились на отчетность, отслеживание законодательства, решение вопросов технического и юридического характера, что, как минимум, отнимало время у наших сотрудников, у которых сегодня, в рамках масштабных проектов и процессов цифровизации, работы и так предостаточно.
Дмитрий КАДОЧНИКОВ, фото автора