Автономное обслуживание на Уральской Стали впервые было опробовано в проекте увеличения производительности МНЛЗ-1 в 2023 году и доказало свою эффективность.
Со времён промышленной революции XVIII-XIX веков функции технологического и сервисно-ремонтного персонала были неразделимы. Ремонтировал оборудование тот, кто на нём работал.
С развитием и усложнением техники ситуация принципиально не менялась. Лишь особо сложные виды ремонтов выполняли специалисты узкой квалификации. И даже в этом случае технологический персонал широко привлекали для вспомогательных работ: очистке, разборке, демонтажу. Ведь он был финансово заинтересован в скорейшем завершении ремонта и высоком качестве его выполнения — зарплата почти повсеместно была сдельная. Так продолжалось до середины ХХ века, когда в индустриально развитых странах функции обслуживания и использования оборудования были радикально разделены.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В момент возникновения эта идея символизировала прогресс и даже обеспечила заметный рост производительности. Однако с течением времени выявились и её недостатки: разделение функций неизбежно повлекло размытие зон ответственности, которое вылилось в противостояние между технологическими и ремонтно-сервисными подразделениями. Снова пошли в рост внеплановые простои, а продолжительность каждого из них увеличивалась из-за того, что участники процесса пытались переложить ответственность на ставших оппонентами коллег. Операторы винили ремонтников в некачественном техобслуживании, ремонтники операторов — в нарушении условий эксплуатации. Выходом из клинча стал разумный компромисс, известный у профессионалов как TPM (от англ. Total productive maintenance или «всеобщий уход за оборудованием»).
Основным модулем системы ТРМ стало Автономное обслуживание (АО), которое позволяет обнаружить отклонения в работе оборудования на ранних стадиях и оперативно устранить грядущую проблему. Ещё один неотъемлемый элемент — инструмент 5С, создающий фундамент для развёртывания ТРМ.
Типовые инструкции, шаблоны и алгоритмы для внедрения системы 5S вы можете найти в практическом руководстве по внедрению 5S.
Автономное обслуживание предполагает элементарные функции обслуживания и ремонта, не требующие глубоких специальных умений, и тесное сотрудничество ремонтников с технологами. Сервисмены обучают коллег и передают им максимально возможное число полномочий, которые обеспечат текущую поддержку оборудования или процесса. А всё, что выходит за пределы возможностей оператора, — дело ремонтников в период планово-предупредительных и срочных ремонтов высокой сложности.
Обученная ТРМ-команда технологов должна знать требования охраны труда и экологических норм, и уметь выявлять и фиксировать источники проблем и отклонений. Знать нормативы смазки, протяжки и регулировки оборудования, а также сформулировать предложения по их оптимизации. Кроме того, в круг обязанностей входят умелые действия в критических ситуациях. Руководствуясь картами пошагового выполнения операций, они производят очистку оборудования от загрязнений и фиксируют ключевые точки для проверки и профилактики, а также труднодоступные места. И намечают перечень работ, доступный для реализации силами оператора.
В перечни проверок обычно включают:
Для работы оборудования нужны смазочно-охлаждающие жидкости, у каждой из которых свои правила использования и нормы рас хода. Нередко работу одного агрегата обеспечивают несколько типов СОЖ, и ошибка, когда вместо одной из них залита другая, может стать фатальной. Снизить её риск помогает цветовая кодировка, когда ёмкости с СОЖ и точки смазки на оборудовании маркируют одним и тем же цветом.
А к чистке и проверке мест, доступ к которым затруднён, можно подойти творчески. Например, изготовить упрощающие процесс очистки приспособления или предложить внести допустимые изменения в конструкцию оборудования. Скажем, смотровое окно в кожухе радикально упростит визуальную проверку силы натяжения ременного привода.
Следующий шаг — разработка предварительных стандартов АО, которые вобрали в себя наработки предыдущих этапов. Оформление стандартов должно соответствовать правилам, выработанным в ходе применения инструмента «Стандартизированная работа».
Стандарты Автономного обслуживания отличаются от Стандартных операционных процедур объектом применения: первые описывают регламенты обслуживания оборудования, вторые стандартизируют выполнение отдельной операции.
В стандарты АО следует включить и действия по устранению незначительных неисправностей, которые не требуют узкоспециальных знаний и навыков и могут быть выполнены силами технологов.
Инструкции, шаблоны и алгоритмы для старта проекта LEAN вы можете найти в практическом руководстве по внедрению бережливого производства.
По мере того, как операторы приобретают новые умения и расширяют свой функционал, растёт и круг их обязанностей. Проверку усвоенных ими навыков проводят в ходе мониторинга действий сотрудники команды ТРМ, а при необходимости привлекают специалистов ремонтных подразделений, не включённых в периметр ТРМ. Под их контролем работник демонстрирует умение обслужить оборудование, чтобы показать наличие устойчивых навыков.
Если предыдущий этап пройден успешно, работник приступает к полностью самостоятельной работе по обслуживанию оборудования. Это ещё и этап уточнения стандартов и регламентов, а также сбора статистики по работе агрегатов. Здесь оператор может сам вносить предложения по уточнению письменных стандартов по чистке, смазке и другим аспектам поддержания механизмов в рабочем состоянии. В частности — повышения эффективности осмотров и балансировки рабочей нагрузки.
Задача команды ТРМ на этом отрезке — анализ поступающих предложений по совершенствованию стандартов Автономного обслуживания и точный хронометраж операций для каждого узла.
Всякий стандарт устаревает и подлежит своевременному пересмотру по мере внедрения новых материалов или принципов работы. Этот процесс, как и большинство его собратьев цикличен, то есть не имеет конечной точки и должен идти постоянно. И если первоначально эту работу координирует команда ТРМ, то по мере внедрения принципов Автономного обслуживания, эти полномочия переходят в зону ответственности технологического и ремонтного линейного персонала.
Текст: Дмитрий Бобылев, эксперт дирекции по развитию бизнес-системы. Фото Вадима Мякшина