Сегодня ПАО «ОДК–Сатурн» – первая и единственная компания в России, обладающая полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по проектированию, производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей, что подтверждено сертификатами Росавиации, Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Агентства по безопасности полетов Европейского союза (EASA). Система менеджмента качества (СМК) компании сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», EN/AS9100 «Системы менеджмента качества – требования к аэрокосмическим и оборонным организациям». Об особенностях сертификационной работы и лицензировании рассказывает начальник управления качества, сертификации и стандартизации ПАО «ОДК–Сатурн» Юрий Свистов.
Благодарим пресс-службу ПАО «ОДК–Сатурн» за предоставление данного материала.
В ходе аудита EASA, Комсомольск-на-Амуре
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что система качества, состояние производства и технического обслуживания продукции соответствует установленным требованиям выбранной модели или иным документам, определенным заявителем, и способно обеспечить стабильность конкретных характеристик продукции или работ в соответствии с нормативными документами.
Говоря простым языком, есть требования стандарта или авиационных правил, и предприятие должно подтвердить соответствие СМК, производства или технического обслуживания этим требованиям, продемонстрировав комиссии от уполномоченного органа соответствие процедур и их выполнение в производстве.
Сертификация делится на обязательную и добровольную.
Сертификация СМК и производства осуществляется в рамках обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено схемой сертификации этой продукции, и в рамках добровольной сертификации СМК и производства, если это продиктовано интересами ПАО «ОДК–Сатурн».
Обязательная сертификация – это подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара, работы, услуги обязательным требованиям национального стандарта. Например, обязательной для нас является сертификация производства и технического обслуживания гражданских авиационных двигателей в Росавиации. Это требование Воздушного кодекса РФ, статьи 8, в которой сказано, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами.
Для двигателей SaM146, поставляемых в страны Евросоюза (ЕС), это требование Постановлений Комиссии EC № 748/2012, № 1321/2014, в которых сказано, что двигатели должны поставляться с формой 1 EASA, а соответственно быть сертифицированы по правилам EASA.
Форма 1 EASA – это документ, подтверждающий летную годность двигателя, выдаваемый сертифицирующим персоналом «Сатурна», который признается во всех странах ЕС и в большинстве стран мира. Он подтверждает, что двигатель пригоден к безопасной эксплуатации в воздушном пространстве европейского сообщества. Наличие сертификата EASA дает широкие возможности для организации международной кооперации и освоения производства других двигателей и компонентов, которые спроектированы и сертифицированы по требованиям EASA.
Добровольная сертификация проводится на добровольной основе по инициативе исполнителя, поставщика и потребителя продукции или услуг.
Под добровольной сертификацией мы понимаем сертификацию по требованиям стандартов EN/AS9100 «Системы менеджмента качества – требования к аэрокосмическим и оборонным организациям». Вопрос в том, можно ли считать, что для нас она добровольная? Наличие системы качества в соответствии со стандартом EN/AS9100 – это требования контрактов с российскими зарубежными заказчиками, такими как ПАО «ОДК–ПМ» в проекте ПД-14, Safran Aircraft Engines в проектах CFM56, SaM146, LEAP. И мы обязаны выполнить требования этих документов.
Впервые о международной системе качества на предприятии заговорили в 1994 году. При первых зарубежных контактах, поиске партнеров среди компаний General Electric, Snecma, Pratt & Whitney, Rolls-Royce для создания современных газотурбинных двигателей встал вопрос о необходимости разработки и сертификации системы качества по международным стандартам ISO серии 9000. В качестве сертифицирующего органа была выбрана французская компания Bureau Veritas. Именно она в 1995 году произвела оценку существующей системы качества предприятия на соответствие требованиям стандарта ISO 9002. Оценка оказалась высокой: 72 процента, но в системе качества не было ряда элементов, которые должны были присутствовать в соответствии с требованиями стандарта ISO. В частности, не были четко прописаны ответственность руководства, ориентация на потребителя, оценка, выбор и утверждение поставщиков, анализ системы менеджмента качества высшим руководством и аудитов системы менеджмента качества. На устранение указанных недостатков ушел год работы. В 1996 году, впервые среди российских компаний, АО «Рыбинские моторы», так называлось тогда наше предприятие, получило сертификат на соответствие требованиям ISO 9002.
В 1997 году в состав предприятия вошло Рыбинское конструкторское бюро моторостроения. Это событие стало одним из важнейших этапов создания современного ПАО «ОДК–Сатурн»» и потребовало доработать систему качества предприятия и выполнить ее сертификацию на соответствие ISO 9001, с учетом процесса проектирования. Таким образом, в 1997 году ОАО «Рыбинские моторы» обновило международный сертификат, что позволило декларировать: система качества при разработке, производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационной техники отвечает требованиям международного стандарта ISO 9001. Это было признанием компании на мировом рынке.
Дальнейшее развитие корпоративной системы качества ПАО «ОДК–Сатурн» связано с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации. В 1998 году по требованиям ВК РФ ст. 8 необходимо было выполнить сертификацию производства авиационной техники (двигатели Д-30КУ/КП/КУ-154 для пассажирских самолетов Ту-154М, Ил-62 и транспортного Ил-76) на соответствие требованиям Авиационных правил. Такая работа была проведена, и ОАО «Рыбинские моторы» (так называлась наша компания в то время) подтвердило перед АР МАК возможность производства авиационных двигателей в полном соответствии с требованиями АП-21.
На рубеже 2000-х годов при заключении международных контрактов появилась потребность в международном сертификате соответствия аэрокосмическому стандарту AS/EN 9100. Тогда ПАО «ОДК–Сатурн» делало первые шаги на поле выполнения мировых требований – по заказу компании Snecma училось выполнять международные процедуры по освоению новых деталей для двигателя CFM56. Именно тогда закладывался тот потенциал, который был реализован в рамках собственной программы – разработки и производства на паритетной основе российско-французского двигателя SaМ146. Именно тогда в службу качества пришли те люди, которые, накопив со временем опыт, обеспечили внедрение на предприятии всех международных процедур и правил.
В отличие от ISO 9001 стандарт AS9100 имеет ряд дополнительных требований, которые касаются системы обеспечения качества в авиакосмической промышленности. Разработав процедуры, обеспечивающие реализацию этих требований и внедрив их, в 2000 году ОАО «Рыбинские моторы», продолжая работать с компанией Bureau Veritas, подтвердило соответствие системы качества требованиям AS9100 и получило сертификат, в очередной раз и здесь став первым в России. Спустя год компании ПАО «ОДК–Сатурн» и Snecma подписали соглашение о совместной разработке, производстве и развертывании системы послепродажного обслуживания силовой установки SaM146.
Кроме того, согласно Воздушному кодексу РФ, предприятие, осуществляющее ремонт и обслуживание авиационной техники, должно выполнять эти виды работ в строгом соответствии с требованиями Авиационных правил ч. 145. ОАО «НПО «Сатурн» (так называлась наша компания в то время) был проведен комплекс работ по доработке документации системы качества, подана заявка в АР МАК и Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), и в 2002 году предприятие подтвердило соответствие системы качества требованиям АП-145 и ФАП-145 – на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию авиационных двигателей.
Важнейшие события в развитии компании в период 2009–2014 гг. связаны с проектом создания двигателя SaM146, изначально ориентированного на международный рынок. Опыт и знания, полученные в ходе работ по реализации этой франко-российской программы, транслировались на всю деятельность компании, стали основой непрерывных улучшений производственной среды.
Аудит АР МАК в компании Snecma
В июне 2010 года PowerJet – совместное предприятие ОАО «НПО «Сатурн» и Snecma, в зону ответственности которого входят все аспекты управления программой SaM146, получило сертификат типа на двигатель SaM146 в EASA. Данный сертификат был одобрен АР МАК в августе того же года. Соответственно, ПАО «ОДК–Сатурн» как изготовитель двигателя SaM146, выполнив сложную подготовительную работу, в 2010 году сертифицировало серийное производство SaM146 в АР МАК и нацелилось на одобрение производственной организации серийного производства двигателей SaM146 в EASA. Требования международных Авиационных правил Part. 21 серьезно отличаются от правил российских. И потому сертификация по требованиям EASA стала для ПАО «ОДК–Сатурн» историческим событием, выходом на новый уровень качества. 12 апреля 2012 года, в День авиации и космонавтики, ПАО «ОДК–Сатурн» получило сертификат EASA на производство двигателя SaM146.
Годом ранее прошла сертификацию система технического обслуживания SaM146 в России (АР МАК и ФАВТ). Возможность продвижения авиационной техники в страны EC и требование Чикагской конвенции о том, что если воздушное судно зарегистрировано в Евросоюзе, то и ремонт авиационной техники, в данном случае авиационного двигателя, должен выполняться предприятием, имеющим сертификат EASA, поставили перед ПАО «ОДК–Сатурн» новые задачи.
В 2014 году, выполнив все требования EASA Part.145, ПАО «ОДК–Сатурн» получило международный сертификат на ремонт и техническое обслуживание авиационной техники, что дает предприятию возможность принимать в ремонт двигатели SaM146 от авиакомпаний, которые эксплуатируют самолет SSJ100 по европейским авиационным правилам.
В ноябре 2018 года в ПАО «ОДК–Сатурн» состоялся сертификационный аудит технического обслуживания и ремонта двигателей SaM146 на соответствие требованиям Управления гражданской авиации Мексики (DGAC). По итогам данной работы получен сертификат DGAC, дающий право выполнять техническое обслуживание и ремонт двигателей SaM146, эксплуатирующихся в составе воздушных судов SSJ100 мексиканской авиакомпании «Интерджет» (InterJet).
Деятельность по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиационной техники подлежит лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 99 Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования авиационной техники определен Постановлениями Правительства РФ от № 240 от 28.03.2012 .
В марте 2018 года в соответствии с приказом АО «ОДК» от 06.03.2018 № ОДК/11–100 «О реорганизации ПАО «ОДК–Сатурн» и АО «ОМКБ», АО «ОМКБ» вошло в состав ПАО «ОДК–Сатурн» как филиал.
Службой качества ПАО «ОДК–Сатурн» была выполнена работа по подготовке в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от № 240 от 28.03.2012 документов и подаче заявки в Минпромторг на получение обновленной лицензии на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники. По результатам анализа представленных документов в Минпромторге 12.07.2018 года ПАО «ОДК–Сатурн» была выдана обновленная лицензия на указанные виды деятельности с учетом деятельности АО «ОМКБ».
По итогам многолетней сертификационной работы ПАО «ОДК–Сатурн» стало единственной отечественной компанией, обладающей полным набором сертификатов России и Европы на производство и техническое обслуживание гражданских авиационных двигателей. В этом большая заслуга коллектива службы директора по качеству и всей компании, работающих единой командой на единый результат.
Наш опыт востребован и реализуется в рамках всех двигателестроительных компаний России, входящих в АО «ОДК» Госкорпорации «Ростех».
Год за годом, шаг за шагом, отвечая потребностям рынка и накапливая внутренний потенциал, ПАО «ОДК–Сатурн» выстроило фирменную систему менеджмента качества, которая сегодня соответствует всем запросам потребителей и органов по сертификации и способна к постоянному совершенствованию. И не случайно многие российские предприятия проявляют высокий интерес к системе качества ПАО «ОДК–Сатурн», перенимают опыт в ходе визитов в Рыбинск на «ОДК–Сатурн» и участия в тематических мероприятиях ОДК.
Совершенствование системы качества – процесс постоянный. Каждый год в подразделениях ПАО «ОДК–Сатурн» специалистами службы качества проводится более 100 внутренних аудитов, нацеленных на то, чтобы система менеджмента качества и процессы, выполняемые в каждом подразделении, в полной мере отвечали требованиям стандартов и инструкций предприятия. ПАО «ОДК–Сатурн» ежегодно проводит аудиты на предприятиях-поставщиках, проверяя способность поставщика выполнить те требования к качеству продукции, которые предъявляет к нему ПАО «ОДК–Сатурн».
В 2019 году перед службой директора по качеству стоят новые задачи по сертификации.
Подходят к завершению работы по гармонизации системы качества ПАО «ОДК–Сатурн» и «Филиала ПАО «ОДК–Сатурн» – ОМКБ». Завершающим этапом является сертификация системы качества филиала в органе по сертификации СОЮЗСЕРТ. По результатам работы предприятие получит единый сертификат на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
Двигатель ПД-14 для самолета МС-21 делается в условиях широкой кооперации. ПАО «ОДК–Сатурн» изготавливает и поставляет в АО «ОДК–ПМ» диск вентилятора, барабан бустера, вал вентилятора. В соответствии с требованиями Авиационных правил производство указанных компонентов подлежит сертификации в Росавиации. И нам предстоит выполнить эту работу до конца текущего года.
Сегодня предприятие осуществляет ремонт двигателей SaM146. При этом ремонт газогенератора выполняет компания Safran Aircraft Engines, которая является разработчиком и изготовителем данного компонента. Перед предприятием стоит задача в 2019 году освоить и сертифицировать в Росавиации, EASA ремонт газогенератора двигателя SaM146. В соответствии с распоряжением директора по качеству создана рабочая группа из специалистов подразделений предприятия и УКСС, которым и предстоит выполнить эту работу.
Приказом ПАО «Газпром» от 20 августа 2018 года № 508 утвержден и введен в действие СТО Газпром 9001–2018 «Системы менеджмента качества. Требования». В связи с введением в действие указанного стандарта перед предприятием ставится задача по приведению системы менеджмента качества ПАО «ОДК–Сатурн» применительно к разработке, производству, техническому обслуживанию и ремонту двигателей наземного применения, направляемых потребителю для применения на объектах ПАО «Газпром», в соответствие СТО Газпром 9001–2018. Для выполнения работ сформирована рабочая группа, которой необходимо определить перечень действующих стандартов и инструкций, требующих актуализации в связи с внедрением СТО Газпром 9001–2018 и выполнить актуализацию Руководства по качеству РК Г ТД НП.
Сегодня важность и нужность работ по сертификации осознают не только топ-менеджеры, но и все сотрудники компании. Наличие необходимых разрешительных документов (лицензий, сертификатов) вовремя и в срок – это непременное условие своевременной отгрузки продукции потребителю, что означает своевременное получение денег за произведенную продукцию и своевременная выплата заработной платы работникам предприятия.
Каждый сертификационный аудит компании выполняется в соответствии с приказом заместителя генерального директора–управляющего директора и программой аудита. В программе определены подразделения предприятия и сроки их посещения внешними аудиторами.
Каким образом персонал должен выполнять требования национальных и международных стандартов и Авиационных правил отражено в документах СМК (стандартах, инструкциях) предприятия. Задача каждого сотрудника компании знать и выполнять на своем рабочем месте требования документов СМК.