Портал "Управление производством" 0 комментариев

Виртуальный тур от AQA «АВТОВАЗ-Рено»: Как осуществить трансферт компетенций для поставщиков

Повысить качество собственной продукции через обучение поставщиков вполне реально. Но каким образом организовать обучение? За ответом на вопрос мы отправляемся в Академию качества Альянса АВТОВАЗ-Рено.

Наш гид: Виталий Кобзев, заместитель директора Академии качества Альянса «АВТОВАЗ-Рено».

Для чего «поднимать» поставщиков?

На ежегодной конференции поставщиков, которую АВТОВАЗ провел в середине октября прошлого года, Дамир Кашапов, вице-президент АВТОВАЗа по закупкам, сообщил о том, в 2013 году АВТОВАЗу удалось сравнять уровень качества с партнерами по Альянсу – компаниями Renault и Nissan. Показатели качества продукции улучшились более чем в 10 раз всего за три года, в то время как раньше это казалось недостижимой целью.

На улучшение качества повлияли различные проекты по развитию поставщиков, запущенные Альянсом, начиная с 2010 года. Так, с этого времени в системе Альянса деятельностью по управлению развитием поставщиков стал заниматься специально созданный АВТОВАЗом и РЕНО Центр по качеству и развитию поставщиков (Common Supplier Quality and Supplier Development (CSQSD)).

При проведении проверок аудиторы Центра столкнулись с непониманием специалистами поставщика требований к производственной системе со стороны Альянса, а также с незнанием основных терминов и методик в области качества.

Тогда директор Центра выступил с предложением создания организации по обучению поставщиков Альянса. Предложение поддержали директора по качеству ОАО «АВТОВАЗ» и РЕНО-Россия. Решение о создании Академии качества Альянса (ALLIANCE QUALITY ACADEMY (AQA)) было принято в 2011 году. Основная идея создания связана с трансфертом, то есть переносом компетенций Альянса на поставщиков АВТОВАЗа и РЕНО в России.

Цель – с помощью трансферта компетенций повысить качество продукции поставщиков и, соответственно, самого АВТОВАЗа.

Перед AQA были поставлены задачи изучения рекомендованных Альянсом АВТОВАЗ-Рено методик управления качеством процесса и продукта, обучения поставщиков требованиям Альянса и выработки «общего языка» у поставщиков автокомпонентов для совместной работы со специалистами Альянса, так как зачастую специалисты поставщиков не понимали терминов качества, которыми оперировали аудиторы Альянса.

Как мы выбирали преподавателей

В обучении важны не только хорошо составленные программы – нужно, чтобы качественным было само преподавание. Поэтому к выбору тренеров, преподавателей в Альянсе подошли очень ответственно. В первую очередь, на АВТОВАЗе и РЕНО были отобраны специалисты, имеющие производственный опыт (мастера, инженеры-технологи, инженеры по качеству). Однако для нас определяющим критерием была не должность человека, а его производственный опыт. Поскольку Академия себя позиционировала (и считаем, что это правильно) как обучающую организацию, в которой способны обсуждать, объяснять и решать любой вопрос с точки зрения того, как это действительно происходит в процессах, и как это можно изменить в лучшую сторону. То есть нашей задачей было не просто объяснять методики, но и показывать, как они используются на конкретном производстве для улучшения процессов.

Для нас было важно, чтобы сам будущий преподаватель по максимуму владел методиками, о которых мы собирались рассказывать поставщикам. Также у претендента должны были быть задатки тренера, то есть он не должен бояться выступать, должен уметь уверенно говорить. Мало, чтобы человек был хорошим специалистом. Если при этом он совершено не умеет передавать другим людям информацию, которой владеет, вряд ли он сможет стать хорошим преподавателем.

После того как люди были отобраны, будущие тренеры прошли углубленное обучение методикам, вошедшим в базовую программу. Основой для ее составления послужили замечания, полученные поставщиками от аудиторов Альянса, в рамках оценки их производственной системы и СМК на соответствие стандарту ASES. Методики, нацеленные на устранение этих замечаний, составили в дальнейшем основу обучения и для самих поставщиков.

Обучение для будущих преподавателей проводилось силами специалистов РЕНО-консалтинг. По окончании обучения была организована стажировка на заводе РЕНО в Испании. В соответствие с требованиями РЕНО специалисты были валидированы (одобрены) экспертами РЕНО и АВТОВАЗа как тренеры по методикам качества, рекомендованным Альянсом для обучения поставщиков.

Кому необходимо обучение

Изначально поставщиков для обучения определяет Дирекция по закупкам, Дирекция по качеству и CSQSD.

На обучение направляются только те поставщики, у которых есть реальные шансы на сотрудничество с Альянсом. Выясняется это по средством ASES.

ASES (Аlliance Supplier Eevaluation Standard) – стандарт оценки поставщика Альянса. Прежде чем предприятие становится поставщиком АВТОВАЗА, оно оценивается аудиторами CSQSD на соответствие стандарту ASES. Результат оценки – попадание в одну из категорий A, B, C, D.

А и В – отлично и хорошо. С и D удовлетворительно и неудовлетворительно. В случае получения поставщиком оценки ранга С ему для продолжения работы предлагают взять обязательство по улучшению деятельности и по ее итогам пройти переаттестацию на установленный уровень. В этом случае поставщик заключает так называемый Rank-Up контракт, в рамках которого разрабатывает и реализует мероприятия по улучшению, разработанные на основании полученных во время аудита замечаний.

Если поставщик получает ранг D, то от него лучше сразу отказаться, но иногда все-таки принимается решение взять его в панель поставщиков и тогда запускается тот же механизм с ASES.

Анализ слабых сторон поставщиков по результатам ASES и разработка курса обучения по результатам анализа приведены на рис. 1, и это базовые компетенции в области качества.

Рис. 1. Базовые компетенции в области качества

Эффективность обучения и, что очень важно, дальнейшего применения полученных знаний очень сильно зависит от того, кто обучается.

В соответствие с рекомендациями Альянса на обучение мы приглашаем: руководителей и специалистов по качеству, по внедрению ANPQP, конструкторский, технологический и производственный персонал (рис. 2).

Рисунок 2

Численность персонала, обучаемого по вводному курсу, зависит от размера поставщика (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость численности персонала, обучаемого по вводному курсу, от размера поставщика

При организации обучения мы рекомендуем, чтобы в каждой группе был определен руководитель, имеющий достаточный статус и компетенции для управления группой и проведения изменений на предприятии. Эффективность обучения значительно выше, когда в группе обучаются первые руководители (директора по качеству, по развитию), т.е. когда реализуется принцип «Лидерство руководства».

Программы обучения и оценка компетенций персонала

Для обеспечения высокого уровня качества все поставщики автокомпонентов должны пройти обучение по вводному курсу (рис. 4).

Рис. 4. Программа вводного курса

Обучение по базовой программе (вводному курсу) дает представление о системе обеспечения качества и, соответственно, формирует определенное системное мышление у представителей поставщиков.

Кроме того, Академией предусмотрена поддержка процедуры Rank-Up и обучение отдельным инструментам качества.

Что такое Rank-Up? Это обязательства поставщика по устранению тех замечаний, которые были сделаны при проведении аудита ASES (рис. 5).

Рисунок 5

Компания берет на себя обязательства по устранению всех замечаний, если хочет быть нашим поставщиком, то есть набирает такое количество баллов, которое является проходным. Когда этих замечаний очень много и аудитор не в состоянии справиться и помочь поставщику устранить проблемы, он обращается к нам и показывает, какие замечания мы должны взять «на себя», а какие он поможет устранить сам. Соответственно, мы готовим программу обучения под конкретные замечания, полученные поставщиком.

Конечно, на этапе, когда анализируются возможности поставщика в целях обучения, не обходится без оценки компетенций персонала (рис. 6 и 7).

Рисунок 6

Рис. 7. Матрица компетенций персонала (пример)

В результате составления такой матрицы формируется общая картина соответствия компетенций персонала требованиям потребителя и определяются потребности в обучении с учетом приоритетов.

Особенности обучения

В последний день обучения проводится презентация для руководства поставщика по итогам обучения. Скажу кратко об информации, которая в ней отражена, это:

– цели по качеству, представленные в Программе развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года (так, среди целей снижение в 6 раз количества претензий от потребителей (показатель 3 MIS IPTV));

– цели обучения в Академии качества, а именно:

  • понимание требований аудитора CSQSD, повышение эффективности аудита,
  • адаптация внутренних стандартов и процедур поставщика к требованиям альянса RENAULT-NISSAN-АВТОВАЗ,
  • создание компетентной команды для решения проблем качества на предприятии;

– система тренингов поставщиков (рис. 8);

– содержание курса и организация обучения;

– содержание базового курса:

  • Основные методы управления качеством на производстве, решение проблем качества у поставщиков и потребителей.
  • Оптимизация и улучшение действующего производства для снижения финансовых потерь, исключения ошибок, модернизации действующего производства.
  • Оценка качества выпускаемых изделий, как на этапе производства, так и на этапе проектирования новых изделий.

– модули обучения и их продолжительность (рис. 9)

– организация обучения (в каждом их 3-х этапов содержится теоретическая часть, домашнее задание и практический тренинг);

– практические результаты. Здесь отражается информация о составе команды, формируется структура доклада с обозначением проблемы, ее анализа, пути решения и результатами. Если дело дошло до реальных результатов или мероприятий, по которым требуется помощь руководства, то в докладе необходимо осветить риски по проекту.

Рисунок 8

Рис. 9. Модули обучения и их продолжительность

Отмечу, что, хотя программа у нас стандартная, но с учетом уровня развития поставщиков тренерам в процессе обучения приходится перестраиваться: на какие-то темы обращается больше внимания, другие могут быть и пропущены, если там уже есть компетенции.

В итоговой презентации изложены проблемные моменты поставщика и то, что удалось при обучении либо решить, либо наметить пути решения. Вообще 1/3 времени обучения мы проводим на территории поставщика, рассматривая конкретно его проблемы, поэтому в презентацию входит то, что за это время нарабатывается.

Результаты всех оценочных мероприятий анализируются тренерами и руководителями Академии качества на специальных совещаниях, по результатам которых принимаются решения по совершенствованию программ обучения и содержания тренингов.

Результаты оценки деятельности в виде индикаторов обучения (какие поставщики прошли обучение, количество обученных, результаты тестов, оценка по вовлеченности группы в обучение) передаются в Центр по качеству и развитию поставщиков. Кроме того, мы предоставляем любую запрашиваемую Центром информацию.

При запуске проекта по обучению поставщиков мы еженедельно проводили совещания с Центром по качеству и развитию поставщиков для решения возникающих вопросов, связанных с взаимодействием с поставщиками, и все проблемы решались на совещаниях. Сейчас, когда механизм уже отработан, такие совещания проводятся реже – раз или два раза в месяц.

Примечательно и то, что обучение «не останавливается» только на тех, кто у нас обучался. Руководители и специалисты, прошедшие обучение по вводному курсу, рассматриваются специалистами Альянса как эксперты, призванные распространять полученные знания на предприятии поставщика и принимать непосредственное участие в аудитах ASES.

Аудиторы ASES опираются на обученных работников как на проводников информации и знаний в области качества на предприятии.

Академия уделяет большое внимание качеству обучения. Для этого используются:

– тестирование по итогам модуля и итоговое тестирование (рис. 10);

– оценка мотивации группы к обучению (оценка субъективная, применяются такие критерии, как активность группы, количество вопросов, вовлеченность в процесс обучения, опоздания/ пропуски занятий и др.).

– удовлетворенность качеством обучения.

Рис. 10. Тестирование по итогам модуля и итоговое тестирование

Что больше всего интересует поставщиков

В процессе обучения мы изучаем многие инструменты качества (см. рис. 1).

Но наиболее часто поставщики задают вопросы о специфических требованиях АВТОВАЗа и РЕНО. Многие методики, такие как FMEA, SPC (статистическое управление процессом), 8D и другие имеют международное признание, но у РЕНО и АВТОВАЗа есть к ним специальные требования и внутренние утвержденные (или рекомендованные) формы представления, описанные во внутренних процедурах.

По некоторым вопросам обеспечения качества АВТОВАЗ и РЕНО имеют стандарты более жесткие, чем содержащиеся в требованиях ISO ISO/TS 16949. Поэтому требований, которым соответствуют компании в рамках этого стандарта, не всегда достаточно, чтобы стать нашим поставщиком.

Например, в соответствии с требованиями ISO процесс проектирования и подготовки производства должен идти в строгом соответствии с процедурой качества новой продукции автопроизводителя APQP.

АВТОВАЗ и РЕНО в этом вопросе руководствуются методикой Альянса АNPQP, где предусмотрены требования для поставщиков от начальной фазы планирования проекта до серийных поставок и производства на полной мощности. Для выполнения целей по качеству, срокам и стоимости поставщики готовят и предоставляют документацию в виде стандартизированных форм в соответствие с матрицей документов ANPQP, что гарантирует обеспечение требований и ожиданий потребителя к автомобильным компонентам. Кроме того, методику ANPQP они должны использовать в течение всего жизненного цикла для возможных изменений продукта и/или процесса.

Во многих инженерных методиках в рамках ISO, таких как SPC, FMEA, MSA и др., требования носят рекомендательный характер, в то время как аналогичные требования Альянса имеют четко определенные формы, стандарты и процедуры.

Так в методологии FMEA (анализ видов и последствий отказов) более четко прописаны требования к ранжированию отказов, а каждому дефекту даны однозначные рекомендации, какому баллу он соответствует.

На такую специфику Академия и обращает внимание при обучении. Также поставщиков интересуют вопросы коммуникаций: кому, когда и в какие сроки необходимо предоставлять те или иные документы для прохождения вехи, валидации процесса и т.д.

Во время обучения мы периодически приглашаем на занятия экспертов АВТОВАЗа и РЕНО. Подобная практика очень хорошо себя зарекомендовала, так как позволяет решить «подвисшие» вопросы и получить комментарии, что называется, «из первых рук», непосредственно от тех специалистов, кто в Альянсе занимается развитием или анализом той или иной методики.

Результаты

После прохождения обучения идет контроль применения изученных инструментов и методик непосредственно на предприятиях-поставщиках. Информацию о результатах мы получаем от аудиторов CSQSD, которые периодически проверяют поставщиков. По просьбе поставщиков мы можем организовывать консалтинг с целью помощи во внедрении того или иного инструмента качества. Такие обращения уже были и касались FMEA и стандартизации.

Хочу отметить, что мы удовлетворены результатами в повышении качества работы с поставщиками, которых нам удалось добиться с запуском Академии.

По результатам анализа более 70% поставщиков, прошедших обучение в Академии, получают высокий балл при прохождении аудита ASES. Многие поставщики, пройдя рекомендованное обучение, направляют своих поставщиков для более углубленного обучения по отдельным программам.

Также тренеры Академии участвуют в совместных проектах со специалистами Дирекции по качеству ОАО «АВТОВАЗ» для обеспечения защиты потребителя от некачественной продукции.

В настоящее время мы работаем над созданием тренинга для руководителей поставщиков, его цель – объяснить преимущества системы управления по принципам Альянса и разъяснить назначения основных методик.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”