Как в Группе ГАЗ обучают ТРИЗ руководителей проектов.
В Академии современных технологий автомобилестроения имени А.Н. Моисеева завершилось обучение нового потока слушателей курса «ТРИЗ для руководителей проектов». Специалисты разных предприятий нашей компании осваивали инструменты теории решения изобретательских задач и применяли их на практике.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Новая программа обучения инструментам ТРИЗ стартовала в компании в прошлом году. Учебно-практический курс разбит на четыре модуля, которые включают получение теоретических знаний и применение их на практике в работе над проектами. В финале проходит защита предложенных решений перед экспертами.
– На защите слушатели рассказывают, какие инструменты ТРИЗ применили в своем проекте и какой это дало результат, – поясняет руководитель проекта дирекции ТРИЗ Михаил Щербаков. – Обучение длится примерно полгода, и за это время сложно довести решение задачи до конца, особенно если она связана с внедрением нового оборудования, поэтому результатом обычно является план дальнейших мероприятий. Но есть и завершенные проекты.
По словам М. Щербакова, программа преследует две цели: обучить инструментам ТРИЗ как можно больше сотрудников и найти оптимальное решение текущих производственных вопросов. Большое внимание уделяется отработке учебных задач на примерах из других отраслей.
– Один из инструментов ТРИЗ – функционально-ориентированный поиск – как раз предполагает поиск решений сходных проблем в других бизнесах, так как логика их часто одинакова, – говорит Михаил Александрович.
Две группы слушателей из разных городов начали обучение в конце февраля – начале марта, защита проектов прошла в июле. Готовясь к ней, участники закрепляли полученные ранее знания, готовили свои презентации, обсуждали пути решения задач с преподавателем и коллегами в мини-группах. До завершения их проектов предстоит еще большая работа, но направления ее уже определены.
Руководитель направления «Холодная штамповка» дирекции производственного инжиниринга Объединенного инженерного центра Алексей Селиванов вместе с коллегами с прессово-рамного завода занимается организацией участка для изготовления колес автомобилей «Соболь» по новой технологии «раскатки» в цехе по производству колес и труб.
– Наша задача – максимально снизить затраты по этому проекту. С помощью инструментов ТРИЗ мы уже добились определенных результатов, сейчас прорабатываем варианты, как достичь еще большего эффекта и дозагрузить новое оборудование, – рассказывает он. – Возможно, будем делать новые колеса и для «Газелей», что позволит использовать оборудование более эффективно.
По словам А. Селиванова, обучение ТРИЗ было очень полезным, расширило кругозор и поможет развиваться дальше.
Бригадир главного сборочного конвейера №1 производства грузовых автомобилей (ПГА) Екатерина Гнусарькова вместе с коллегами решает задачу по встраиванию в технологический процесс установки защитной панели двигателя на полноприводный «Соболь», чтобы снизить трудоемкость этой операции.
– Вместе с конструкторами мы нашли три способа решения задачи, один уже используем, но проработаем и другие, – говорит Екатерина. – В работе над проектом нам очень помог потоковый анализ и другие инструменты ТРИЗ. Эта система открывает глаза, начинаешь смотреть по-другому на привычные вещи, а ее инструменты реально помогают разобраться в проблемах. Обучение дало интересные и полезные знания, которые я буду использовать в работе.
Николай Саунин, и.о. директора департамента ТРИЗ:
«В нашей компании реализуется множество проектов, связанных с освоением новых продуктов, процессов и технологий. Программа обучения ТРИЗ призвана вооружить их руководителей и участников необходимыми инструментами достижения большего эффекта»
Многие проекты участников первого, прошлогоднего потока обучения уже успешно воплощены в жизнь. Один из них позволил повысить эффективность работы агрегата подготовки и нанесения катафорезного грунта в цехе окраски кузовов окрасочного производства. Решением этой задачи занимался начальник цеха ремонта окрасочного оборудования (ЦРОО) сервисного центра ремонта и технического обслуживания оборудования (СЦР и ТОО) Валерий Коршунов.
– К началу моего обучения этот проект столкнулся с рядом сложностей, которые мне и предложили решить с помощью инструментов ТРИЗ, – говорит Валерий Александрович. – Нужно было стабилизировать позиционирование подвесок с кузовами при остановках над ваннами агрегата.
Для этого необходимо было устранить причину – образование конденсата на рельсе, по которому перемещаются колеса подвески. Применили инструмент ТРИЗ – функционально-ориентированный поиск.
– Суть его в том, чтобы искать решение аналогичной задачи в других сферах, – говорит В. Коршунов. – Мы проработали несколько вариантов и в итоге выяснили, что в холодных ангарах конденсат устраняют с помощью системы обдува. Установили над ваннами небольшие вентиляторы, теперь включаем их весной и осенью, и они «сдувают» конденсат. Даже с учетом дополнительного расхода электроэнергии годовой экономический эффект за счет стабилизации работы оборудования составил около 3 млн рублей.
По словам В. Коршунова, на обучении он впервые близко познакомился с ТРИЗ и увидел в ней большую пользу.
– Все было новым, необычным, мы рассматривали разнообразные успешные примеры, наши замечательные преподаватели помогали в работе над проектами, – рассказал он. – Теперь каждый год будем запускать в окрасочном производстве проекты с применением ТРИЗ. Сейчас занимаемся повышением эффективности работы осушителя сжатого воздуха.
Начальник участка подсбора двигателей ПГА Дмитрий Сизов прошел обучение ТРИЗ, чтобы решить задачу по снижению затрат на перемещение в производство спецтехники (ПСТ) шасси каркасных автобусов. Сейчас для этого привлекают эвакуаторы сторонней организации.
– Я предложил буксировать шасси при помощи автомобилей «Газель» с газобаллонным оборудованием, которые перегоняются из ПГА в ПСТ для проверки его герметичности на специальной установке. Для этого нужно изготовить особую сцепку, сейчас занимаемся этим вопросом, – говорит он.
По словам Д. Сизова, методики ТРИЗ позволяют использовать даже затратные факторы: неизбежные расходы на перегонку в ПСТ газобаллонных «Газелей» обернутся экономическим эффектом от буксировки ими автобусных шасси.
– На обучении нам показали множество интересных и наглядных примеров решения проблем нетрадиционными способами, в том числе на других предприятиях нашей компании, – рассказал Дмитрий. – Обязательно буду использовать полезный опыт коллег.
Текст: Сергей Целибеев. Фото газеты «Автозаводец»