Альманах «Управление производством» 0 комментариев

Факторы роста логистических затрат и пути их ослабления. Взгляд топ-менеджеров

Статья из архива альманаха «Управление производством».

Затраты на логистику имеют тенденцию расти, а на конкурентном мировом рынке отказ от управления этими затратами будет стоить компании очень дорого. Как сократить затраты на логистику в условиях недостаточной развитости инфраструктуры, технологического отставания и низкой производительности, рассуждают представители высшего руководства ведущих индийских предприятий.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Беспрецедентный рост объемов производства и розничных продаж, произошедший в Индии за последние несколько лет, вызвал серьезные изменения в области предоставления логистических услуг и организации каналов поставок в стране. Логистические компании, которые в прошлом оказывали крупным производителям услуги по доставке и хранению товаров, вынуждены были пересмотреть свою тактику с тем, чтобы оказывать комплексные услуги для удовлетворения возрастающих требований потребителей. Современный поставщик логистических услуг не ограничивается транспортировкой и хранением сырья или готовой продукции. Сегодня, чтобы быть успешным на рынке, он должен предлагать своим клиентам дополнительные функции: таможенное оформление грузов, внутреннее и внешнее сопровождение грузов, кросс-докинг (логистическая операция, при которой исключается этап хранения товара на складе), реверсивную логистику, комплектование грузов, надежное хранение на складах в безопасных для грузов условиях. 

В то время как логистический сектор действительно претерпел положительные изменения в последние несколько лет, одним из аспектов, продолжающим беспокоить производителей, является повышение стоимости логистических услуг. Несмотря на все усилия, стоимость логистических услуг в Индии остается выше среднемировой: 10% на большинстве глобальных рынков, и 13% в Индии. Транспортные расходы, стоимость управления запасами, хранения на складах, стоимость упаковки и расходы, связанные с повреждениями и потерями, – это далеко не все составляющие структуры логистических затрат. Поскольку логистические затраты являются важным фактором, отражающим общую конкурентоспособность товаров на глобальном рынке, все больше компаний начинают серьезную работу по их сокращению.

«Логистические затраты действительно высоки, но нельзя не замечать возможности для их сокращения, – замечает К.Г. Рагураман, начальник отдела логистики компании Samsung India Electronics. – Причем необходимо понимать, почему затраты так высоки. Скажем, цена на складское хранение в Индии ниже, чем в Европе, но невысокое качество этих услуг влечет за собой потери, которые лишь повышают расходы компаний». 

Схожее мнение выразил и Шеш Кулкарни, президент и генеральный директор компании UFM: «Согласно обзору конфедерации индийской промышленности, затраты в логистике Индии составляют около 20-21% стоимости продукта, а в развитых экономиках этот показатель на общую стоимость продукта находится в пределах 4-6%, так что нам есть куда стремиться».

Один из ведущих игроков на рынке перевозок Анил Ханна, финансовый директор компании Blue Dart Express, говорит: «В области логистических услуг есть много нераскрытых возможностей. В Индии логистические затраты составляют 13% от ВВП, в то время как в более развитых экономиках они значительно ниже. В условиях возрастающей конкуренции оптимизация производственного процесса и управление затратами стали главными факторами успеха.

Итак, Индия, как и многие другие страны, в том числе и Россия, заметно превосходит Европу по стоимости логистических услуг. Возникает главный вопрос: какие факторы влияют на рост логистических затрат и как их оптимизировать? 

Инфраструктура 

Основным фактором, влияющим на возрастание затрат в логистике, является слабая инфраструктура. Такие страны, как Сингапур, ОАЭ (Дубай), Китай смогли сократить стоимость затрат в логистике благодаря тому, что инвестировали серьезные средства в приведение инфраструктуры страны к мировому уровню. 

Транспортировка грузов традиционно является одной из самых затратных операций в логистике, кроме того, в этом направлении часто бывает много неучтенных расходов. Расходы на поддержание транспортной инфраструктуры, управление городскими транспортными заторами, нарушение цепочки поставок из-за дорожных проблем в сельской местности, необходимость включения экологических затрат в общую стоимость проекта – это лишь некоторые из проблем, стоящих перед транспортной индустрией и напрямую влияющих на стоимость услуг. Так что даже если страна имеет преимущество в виде более низких трудовых или производственных затрат, как более высокая стоимость транспортировки, потери и убытки по пути следования грузов сводят это преимущество к нулю. 

Улучшение логистической инфраструктуры, в том числе автомобильных и железных дорог, портов, современных стоянок и складов, – процесс дорогостоящий, но рано или поздно государству приходится им заниматься, иначе потери в логистике начинают расти в геометрической прогрессии. Развитая логистическая инфраструктура окупается за счет экономии в обслуживании, сокращения потерь товарно-материальных запасов и времени.

«Инфраструктура играет важную роль в ускорении существующих процессов и создании условий для оптимизации затрат – говорит Анил Ханна – Дорожная инфраструктура – это главное «узкое место», хотя свыше 70% грузов в Индии перевозится именно по дорогам. Национальные магистрали составляют всего 2% от всей дорожной сети Индии, но на них приходится свыше 40% грузоперевозок страны, что сильно их перегружает». 

Таким образом, сокращение затрат в логистике может быть достигнуто путем улучшения логистической инфраструктуры по всей стране, чтобы обеспечить четкое передвижение грузов и информации. Существует необходимость в обоюдном сотрудничестве общественного и частного сектора – правительства и частных логистических компаний, чтобы определить пути реализации действительного потенциала страны и показать, как логистическая инфраструктура из второстепенного фактора может стать важнейшим двигателем экономики.

Складское хранение

В Индии на складское хранение приходится около 22-27% от общих логистических затрат, поэтому этот фактор имеет очень большое значение. Однако, здесь налицо большая неопределенность, поскольку не существует распределения складских помещений по категориям, а зоны и условия хранения не отвечают должным требованиям. Особенно важно это в отношении пищевой промышленности. Так, к примеру, пшеница региона Бихар стоила дешевле, чем пшеница в других регионах, но переработчики предпочитали покупать ее по более высокой цене из-за лучших условий хранения и транспортировки. Производители вынуждены постоянно балансировать между ценой, качеством и затратами времени, поэтому сокращение логистических затрат – важнейшее условие для трейдеров.

Транспортировка

Транспортировка является важнейшей логистической функцией для всех отраслей промышленности и, следовательно, сильно влияет на повышение стоимости логистических услуг. 

«Стоимость транспортировки включает в себя два фактора: вывоз к потребителям и ввоз от поставщиков. Обычно стоимость вывоза серьезно увеличивает потери компании из-за неполной загрузки машин или из-за того, что часто состоит из большего количества мелких отправлений. Стоимость вывоза составляет, в среднем, от 70 до 80% общей стоимости транспортировки. Ввоз обычно происходит грузовиками с полной загрузкой и/или железнодорожным транспортом по меньшим расценкам. В результате типичной стратегией становится создание распределительных центров для того, чтобы быть ближе к потребителям. Это решение первоначально приводит к сокращению общей стоимости грузоперевозок, однако в случае переизбытка производственных мощностей увеличение количества мелких поставок от поставщиков может вызвать повышение стоимости грузоперевозок», – поясняет Раджниш Такур, руководитель компании Special Collaterals, National Collateral Management Services Limited (NCMSL).

Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что опора на количественные показатели не решит проблему, логистическая инфраструктура должна оцениваться исходя из качественных показателей. Например, грузовик въезжает в город и покидает его, с него взыскиваются пошлины, включая транспортные, что приводит к увеличению затрат. Стоимость транспортировки включает в себя затраты по эксплуатации самого транспортного средства и связанные с этим дорожные затраты. Затраты на эксплуатацию транспортного средства, которые являются главным компонентом общей стоимости грузоперевозок, полностью зависят от состояния дорог. Чтобы сократить эти расходы, очень важно поддерживать дороги в хорошем состоянии. И в этом вопросе правительство является главным регулятором. 

В портах к высоким логистическим затратам приводит отсутствие должных условий, необходимой глубины, хорошей сообщаемости, необходимого оборудования/технологий. А для расширения возможностей воздушных перевозок необходимо снижение стоимости услуг в аэропортах и создание аэропортов, специализирующихся на грузоперевозках и логистике.

Налоги

Говоря о логистических затратах, необходимо затронуть и вопрос налогообложения, который связан со всеми сторонами осуществления логистических (как и любых других) услуг: налог на аренду складских помещений, налог на рабочую силу, различные виды транспортных налогов и др. Снижение налогового бремени также стоит учитывать при расчете экономических выгод от оптимизации.

Кроме того, для государств с федеративным устройством частой проблемой является дублирование или определенное пересечение общегосударственных и региональных налогов. Формирование гибкой, прозрачной и удобной системы налогообложения способствует снижению затрат компаний.

Дополнительные факторы

Количество факторов, влияющих на уровень логистических затрат, очень велико, и для системного снижения потерь каждый фактор необходимо прорабатывать отдельно и снижать его влияние. К таким факторам относятся прогнозируемые допустимые потери при упаковке (например, при упаковке зерновых или других видов сельскохозяйственной продукции, сырья и др.), затраты на управление запасами. 

Управление запасами подразумевает не только учет товара при производстве, но и всю цепочку поставок. Так, изменяющаяся стоимость фрахтовки судов и буксировки, колебания обменных курсов и цен на топливо, отсутствие/наличие обратных грузов часто бывают причиной повышения затрат в логистике. Использование передовых технологий, оборудования и квалифицированной рабочей силы, прогнозирование возможных изменений на рынке играют решающую роль в оптимизации непредвиденных затрат.

Пути сокращения логистических затрат

Для снижения логистических затрат индийские компании все чаще передают функции транспортировки и управления запасами третьим сторонам. На логистические компании приходится большая доля всех операций в логистике. Чтобы отвечать возрастающим требованиям и ожиданиям потребителей, компании, наряду с совершенствованием практик хранения запасов и обработки заказов, концентрируются на строительстве более крупных и современных распределительных центров.

«В конце концов, такая практика благотворно скажется на сокращении затрат, – считает Рагураман. – Некоторые большие компании действительно инвестируют в развитие инфраструктуры по всей стране. Это повысит эффективность и определенно сократит затраты».

Передача части задач логистическим компаниям повысит качество обслуживания, сократит количество потерь/претензий при перевозке, сроки транспортировки. Также стоит отметить, что существует обратно пропорциональная зависимость между стоимостью логистических затрат и долей логистических компаний на национальном рынке. Чем выше доля последних, тем меньше общие затраты государства на логистику. (таблица 1).

Таблица 1. Национальные затраты в логистике по отношению к доле логистических компаний на рынке.

Страна Затраты в логистике в процентном отношении к ВВП Доля логистических компаний
Китай 18% Менее 10%
Индия 13 – 14% Менее 10%
США 9,5% 34%
Европа 7,1% 54%

Как поставщики логистических услуг оптимизируют затраты? Поскольку они работают на многочисленных клиентов, то лучше осведомлены о путях оптимизации затрат, ведя переговоры по контрактам, обсуждая возможности оптимизации грузовых поставок, разрабатывая эффективные маршруты, осуществляя общее управление и управление запасами. Договоренности с авиакомпаниями обеспечивают минимум обязательств по сопровождению грузов, что приводит к снижению цен для клиентов. Договоренности с грузоперевозчиками наземного транспорта позволяют обеспечить конкурентоспособные ставки и выгодные схемы загрузки.

Оптимизация груза заключается в разумном выборе груза, с учетом его типа, веса, объема, направления транспортировки. Эффективное планирование маршрута включает оценку доступных маршрутов от источника до конечного пункта и выбор оптимального. Способность обеспечить самую эффективную (по затратам) дистрибьюторскую сеть используется поставщиками услуг как конкурентное преимущество.

Нельзя отрицать тот факт, что логистическому сектору Индии еще предстоит серьезная работа по повышению качества работы с производителями, однако за последние несколько лет в этой области наметились значительные улучшения и будущий прогноз экспертов также довольно оптимистичен. Они уверены, что, если развитие инфраструктуры будут продолжаться, то в ближайшие годы страна сможет значительно сократить логистические затраты.

«Стоимость затрат в логистике должна приблизиться к 10% в ближайшие 3-5 лет», – полагает Шарма Кулкарма. По мнению Рагурамана, стоимость затрат в логистике начнет падать с введением единого налога на товары и услуги. 

Итак, как мы можем видеть, на уровень логистических затрат влияет множество факторов глобального, национального, регионального и индивидуального плана. Поэтому снижение расходов и улучшение логистических услуг возможно лишь благодаря совместной работе производителей, посредников, экспедиторов и правительства.  

Текст: Наталья Пристром

Материал подготовлен на основании данных Logistics Cost: the Imponderables, CargoConnect.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”