«Татнефть» 0 комментариев

Стратегия управления цепочками поставок: ПАО «Татнефть»

Из годового отчета компании за 2022 год.

Компания стремится к обеспечению цепочки поставок на основе принципов равных возможностей, исключающих дискриминацию в любой форме, полной прозрачности принимаемых решений, конкурентных преимуществ и оценки соответствия принятым в Компании приоритетов и принципов устойчивого развития, включая цели по снижению углеродного следа и перехода к углеродной нейтральности с регулярным анализом цепочек поставок на предмет исключения конфликта и нарушение прав и законных интересов других сторон. Компания на постоянной основе совершенствует механизмы цепочки поставок и взаимодействует со своими поставщиками, подрядчиками, потребителями и клиентами по повышению прозрачности и устойчивости их деятельности, а также ожидает от них реализации в их деятельности фундаментальных принципов устойчивого развития.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Вклад стратегии управления цепочками поставок в прирост стоимости Компании на горизонте до 2025 года составит до 9,3 млрд руб. за счет централизации и совершенствования бизнес-процессов управления материально-техническими ресурсами. 

Реализуется модель централизованного управления запасами на базе единой цифровой платформы, расширяется процесс конкурентности закупок, синхронизируются подходы к управлению поставщиками, тиражируются лучшие практики, ведется работа с потерями. В периметре централизации находятся все бизнес-направления с общим объемом закупок порядка 90 млрд руб.

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Построение ответственной цепочки поставок играет важную роль в достижении целей устойчивого развития, поэтому Компания развивает практику ответственных закупок через работу с ответственными и надежными поставщиками, которые соблюдают законодательство и практики ответственного ведения бизнеса.

ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

С целью определения надежных контрагентов применяется многоступенчатая система контроля на соответствие требованиям, применяемым в Компании. Закупочная деятельность Компании опирается на принципы ЦУР ООН. При этом ключевыми приоритетами являются забота об экологии, безопасность, технологичность, системное улучшение качества жизни в регионах деятельности. При заключении договора контрагент добровольно принимает принципы этики партнёра ПАО «Татнефть».

Этапы оценки контрагентов: 

1. ESG-оценка контрагентов, которая учитывает 29 показателей: 

  • 10 критериев в категории «Окружающая среда», включая наличие системы учёта выбросов парниковых газов, экологической политики. 
  • 9 критериев в категории «Социальная ответственность», включая обязательства по соблюдению правил охраны труда и промышленной безопасности, информацию о текучести персонала и финансировании социальных программ. 
  • 7 критериев в категории «Корпоративное управление», включая информацию о системе управления рисками, противодействия коррупции. 
  • 3 критерия в категории «Устойчивое развитие», включая информацию о политике в области устойчивого развития, а также соблюдении прав работников контрагента в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, в том числе о соблюдении им прав человека. 

2. Подтверждение соответствия требованиям. Контрагенты проходят процедуру проверки на соответствие требованиям, подтверждающих возможность качественного и своевременного исполнения обязательств, включая требования о наличии опыта аналогичных работ, достаточности технической оснащенности, спецификация и сертификация продукции, необходимых разрешительных документов, предусмотренных законодательством. Все предъявляемые требования к участникам унифицированы. 

3. Технический аудит с проверкой на наличие достаточных технических, материальных и трудовых ресурсов, а также оценка его способности выполнить предстоящий объём работ, услуг с должным качеством и в установленные сроки. Всего в 2022 году проведено более 230 технических аудитов, большинство из которых проведены с выездом специалистов Компании. 

4. Проверку на благонадежность. В соответствии с принципом проявления должной осмотрительности проводится проверка контрагента на благонадежность в соответствии с регламентом, позволяющим определять уровень риска заключения договора с тем или иным претендентом, а также в ходе исполнения договора.

Новая система оценки поставщиков была разработана и введена в действие в конце 2022 года. В 2023 году на торгово-закупочной площадке (ТЗП) планируется внедрить процедуру ESG-сертификации поставщиков. 

В отчетном году снизилось количество контрагентов, включенных в стоп-лист по результатам проведенных закупочных процедур и проведенной работы с рекламациями с 2,9% до 2,1%.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕПОЧКЕ ПОСТАВОК 

Процесс взаимодействия с участниками рынка постоянно модернизируется. Для обсуждения закупочных процедур проводятся мероприятия с приглашением потенциальных участников. Данная практика позволяет участникам задавать все интересующие вопросы ещё до завершения приема предложений по отдельным закупкам. Проводятся централизованные онлайн-встречи с участниками тендерных процедур для публичного обсуждения технических требований и условий к предмету закупки. 

Обратная связь

Участники закупочных процедур могут предоставить обратную связь о действиях Компании путем обращения на «Горячую линию» по телефону, электронную почту или специальный модуль на электронно-торговой площадке. В случае нарушения конкурентной процедуры закупки потенциальный поставщик вправе обжаловать действия организаторов закупки, в т.ч. результаты предварительного квалификационного отбора (допуска к участию), результаты конкурентного выбора победителя (решения тендерных комиссий), а также иные действия. По результатам проведения закупочных процедур в 2022 году от поставщиков работ, услуг поступило 12 обращений, которые были оперативно разрешены. 

Развитие деловой этики 

С целью выстраивания процессов взаимодействия с Подрядчиком на этапе закупочных процедур, заключения и исполнения договорных обязательств, а также более быстрой адаптации и эффективного сотрудничества при работе с Группой «Татнефть» разработана «Книга Подрядчика», которая содержит: 

  • миссии и цели; 
  • основные принципы и ключевые ценности; 
  • правила проведения закупочных процедур; 
  • порядок взаимодействия; 
  • корпоративные правила и т.д.

Мы рассчитываем на то, что «Книга Подрядчика» поможет вывести культуру деловой этики на качественно новый уровень. 

Повышение ответственности в цепочке поставок 

В Компании определены неустойки за неисполнение сроков поставки и качества поставленных товаров, выполненных работ, услуг, штрафные санкции в области промышленной безопасности, охраны труда и экологии. Данная информация находится в открытом доступе, и потенциальные участники осведомлены на этапе участия в закупочных процедурах Компании. 

Рациональное потребление

Компания развивает электронный документооборот с контрагентами. 96% договоров, спецификаций, первичных бухгалтерских документов формируется и подписывается с помощью системы электронного документооборота. 

Свобода ассоциаций

Компания строит свою деятельность на основе соблюдения принципов в сфере обеспечения свободы ассоциаций и ведения коллективных переговоров. Компании не известны контрагенты, в которых данные права могут нарушаться, или в которых существует значительный риск нарушения этих прав. 

Стратегическое партнерство

Компания выстраивает стратегическое партнёрство с контрагентами, что позволяет планировать производственные потребности на долгосрочный период. Механизмом стратегического партнерства является переход на заключение долгосрочных договоров. Доля договоров, заключенных на долгосрочный период, от всех проведённых закупок в 2022 году составляет 71 %.

ПОРЯДОК ЗАКУПОК 

Организация и проведение закупочных процедур, а также рассмотрение и утверждение их результатов в Группе «Татнефть» осуществляется по единым правилам: 

  • Стандарт проверки поставщиков товаров, работ и услуг по критериям экономической безопасности ПАО «Татнефть».
  • Стандарт закупок товаров ПАО «Татнефть». 
  • Стандарт закупок работ, услуг ПАО «Татнефть».
  • Положение об организации договорной работы в ПАО «Татнефть».
  • Стандарт по работе с дебиторской и кредиторской задолженностями. 
  • Регламент о соблюдении антикоррупционных норм и правил в процессе исполнения договорных обязательств. 

Организаторы закупок определяют потребность Компании в ресурсах. На основании запроса бизнес-направлений Компании ежеквартально формируется план и программа закупок. Программа закупок размещается на торгово-закупочной площадке ПАО «Татнефть». Организаторами закупок осуществляется поиск и привлечение контрагентов.

Выбор поставщиков работ, услуг на открытом тендере осуществляется также за счёт использования балльной оценки, рейтингования поставщиков работ, услуг, проведения работы с рекламациями. Ведется реестр отрицательной истории взаимоотношений с контрагентами. Контрагенты, допустившие серьезные нарушения, либо серии нарушений, включаются в «стоп-листы» и в дальнейшем не допускаются к тендерным процедурам. Договоры не заключаются с предприятиями, не прошедшими проверку по критериям экономической безопасности. 

Организатор закупок может принять решение о квотировании поставки между двумя и более контрагентами, в случае если объем лота делимый, и это экономически целесообразно. Данным механизмом Компания обеспечивает конкуренцию и диверсифицирует риски, формирует альтернативные каналы поставки, обеспечивая устойчивость и непрерывность производственного процесса.

За 2022 год в системе «Торгово-закупочная площадка Татнефть» проведено более 10 тысяч электронных процедур на общую сумму порядка 94 млрд руб. В системе торгово-закупочной площадки зарегистрировано более 54 тысячи поставщиков, из них в 2022 году зарегистрировались более 3,6 тысяч. Уровень аккредитованных поставщиков достиг свыше 6 500 предприятий по 116 товарным группам.

ЗАКУПКА У МЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ, ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

Компания реализует программу по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), основанную на взаимовыгодном сотрудничестве. Основными формами такого сотрудничества является создание новых перспективных производств товаров и сервисных услуг на базе высвобождающихся мощностей и хозяйственных объектов Компании. Также Компания поддерживает субъектов МСП в части приобретения у них услуг и товаров. 

По результатам проведения закупок работ, услуг общая доля заключенных договоров с субъектами МСП за период с 2020 по 2022 гг. выросла с 37% до 54%. 

Доля закупок работ, услуг у отечественных поставщиков за период с 2020 по 2022 год составляет более 99% ежегодно (в среднем за данный период — 99,8%). 

Реализован проект, в котором Компания выступает в роли организатора закупок для нужд подконтрольных организаций, закупающих у субъектов, подпадающих под действие Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011.

В рамках реализации мероприятий по поддержке субъектов МСП при проведении закупочных процедур внедрены конкурентные преимущества, благодаря которым при разнице между лучшим предложением и предложением субъекта МСП менее 10%, победителем определяется субъект МСП.

ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК 

Для повышения качества коммуникаций и информирования участников закупок в Компании действуют несколько каналов коммуникации на различных информационных платформах.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

В Компании внедрена автоматизированная система управления закупочной деятельностью, которая интегрирована с электронно-торговой площадкой, с системой управления договорами, с электронным документооборотом и другими системами. Автоматизация ориентирована на перевод рутинных операций в режим автоматического выполнения и обеспечивает: 

  • контролируемость и прозрачность процесса закупки;
  • снижение стоимости и ускорение операций закупочных процедур;
  • сокращение ручного труда и числа ошибок;
  • качественный аналитический инструментарий для менеджмента.

Компанией внедрен конструктор по формированию проектов договоров, который автоматически меняет текст договора при изменении определенных условий. Кроме того, тендерные условия теперь тоже находятся в отдельном приложении, которое автоматически формируется из системы закупок. 

Разработано 20 универсальных макетов, которые охватывают примерно 90% закупочных договоров, приложения к макетам выведены на общедоступный интернет-ресурс. Процесс применения конструктора по автоматическому формированию договоров тиражируется на организации Группы «Татнефть».

Фото из архива пресс-службы Компании «Татнефть»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”