Расскажем про опыт предприятий РУСАЛа, где цифровые технологии уже используются в различных подразделениях.
Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.
Любое современное производство не может быть конкурентоспособным без эффективного внедрения цифровых решений. Сегодня «цифра» позволяет свести к минимуму ошибки ручного ввода, контролировать качество продукции на всех этапах технологической цепочки, экономить время и ресурсы, а также решать множество других задач. Это подтверждает и опыт предприятий РУСАЛа, где цифровые технологии уже используются в различных подразделениях. А сам процесс цифровой трансформации в Компании становится повсеместным.
Четвертая промышленная революция уже стала реальностью. Информационная эра со всеми присущими ей атрибутами и технологиями, именуемыми «Индустрия 4.0», быстро вошла в нашу жизнь и предлагает новые подходы к решению ежедневных задач. Мы уже не удивляемся, что в смартфоне, телевизорах нас окружают множество умных помощников, которые еще пару десятков лет назад воспринимались как научная фантастика. Изменения под эгидой «Индустрия 4.0» пришли и в алюминиевую отрасль. Умные машины, роботизированные устройства и автоматизированные системы все активнее применяются по всей технологической цепочке производства алюминия – от добычи бокситов до выпуска и продажи сплавов и готовой продукции.
Русаловцы на собственном опыте убеждаются, что новейшие цифровые технологии способны кардинально улучшить условия и производительность труда, повысить безопасность и экологичность. При этом применяемые сегодня решения металлурги XX века могли представить лишь в самых смелых мечтах.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Цифровизация РУСАЛа уже обрела солидный масштаб. Однако если прежде этот процесс не имел системного характера, то теперь он выходит на новый уровень. А присоединиться к нему сможет каждый сотрудник Компании благодаря глобальной программе обучения «Цифровой алюминий», которая запускается в рамках развития бизнес-системы РУСАЛа. До 2024 года ею планируется охватить 100% персонала Компании – более 50 тысяч человек. В ходе обучения русаловцы смогут познакомиться с новейшими информационными технологиями, узнать о возможностях применения цифровых решений в различных сферах. А самое главное – смогут перенастроить свое мышление с аналогового на цифровой уровень.
По словам создателей программы «Цифровой алюминий», они не стремятся превратить агломератчика, электролизника или водителя БелАЗа в IТ-специалиста, а хотят, чтобы эти сотрудники могли подумать о своих производственных задачах через призму новых возможностей. И когда на производственном участке реализуется очередное цифровое решение, то все участники могут обсуждать задачи на одном языке.
Обучение стартовало в начале 2022 года, к программе уже присоединилось большинство предприятий Компании. Металлурги осваивают знания и навыки по четырем направлениям: цифровые технологии, работа с данными, цифровое взаимодействие, кибербезопасность.
Участником программы может стать каждый. Учиться можно дома или на работе: достаточно скачать приложение «Цифровой алюминий» в App Store или Google Play, зарегистрироваться – и вот основы цифровизации уже у вас в руках
Естественно, просто получение знаний не является самоцелью. В процессе обучения коллеги генерируют проекты, решение которых возможно с применением цифровых технологий. На сегодня собрано уже более 100 идей, охватывающих самые разные направления металлургического производства. Часть инициатив в настоящее время реализована или находится на стадии внедрения. Среди них проекты, позволяющие моментально фиксировать проливы при литье в цилиндрах, предусматривающие использование очков AR (дополненной реальности) для управления миксером и печью ИАТ, организацию виртуального склада контейнеров и диспетчеризацию ковшей, снятие остатков с помощью сканирования и т. д.
Приложение «Цифровой алюминий» – это лишь часть программы обучения возможностям цифровой трансформации. Так, в течение 2022 года подразделения производственных систем РУСАЛа организовали для своих сотрудников два обучающих модуля погружения в «цифру». Совместно с дирекцией по информационным технологиям русаловцы разбирались, что такое «цифра» в промышленности, как подходить к формулировке задач и какими инструментами эти задачи можно решить. Поделиться опытом были приглашены и представители других промышленных групп («Северсталь», НЛМК, ЕВРАЗ и т. д.). Все эти компании находятся примерно на одном уровне цифровизации производства, что было особенно важно для слушателей курсов.
О возможностях промышленной цифровизации рассказывает и регулярная e-mail-рассылка Digital digest, в которой подбираются новости о цифровизации в различных отраслях.
– Важно не зацикливаться на примерах металлургии, но и обращать внимание на то, что происходит в других сферах, – поясняет директор департамента цифровых решений РУСАЛа Артур Арустамов. – Почему? Постановка задачи и выявление потребности в цифровом решении для промышленной компании – вещь креативная, для нее нужна насмотренность. Посмотрев, что делают другие, можно увидеть схожие задачи и у себя. А креатив – это то, что еще ни одна машина не способна осуществить. Синтез – да, а придумать с нуля – нет.
Одним из примеров проникновения цифровых технологий в рабочий процесс может служить проект, реализованный на КрАЗе. Здесь с помощью цифровых технологий удалось четко выстроить систему согласованной работы огромного транспортного хозяйства – различных автомобилей и спецтехники: самосвалов, автокранов, экскаваторов, грейдеров и т. д. Управлять ими непросто, но еще сложнее организовать их согласованную работу.
Раньше заказ необходимой техники в конкретное подразделение представлял собой целый квест с заполнением заявок в Excel, пересылкой по почте, множеством согласований и сложных коммуникаций.
– Мастера или бригадиры заполняли специальные тексто-цифровые формы и в определенное время отправляли их по электронной почте в наш отдел. Здесь мы проверяли данные и вручную сводили полученные заявки в единую таблицу для отправки подрядчику. Получив подтверждения, отправляли их в подразделения. По факту оказанных услуг вновь вручную сверяли акты выполненных работ. Обработка данных в таком режиме была неудобной, отнимала много времени и оставляла место человеческому фактору – случались ошибки, что могло повлиять на производственный процесс, – рассказал специалист транспортного отдела КрАЗа Александр Шапочкин.
Для оптимизации процесса в подразделении решили привлечь компанию En+ Digital, специалисты которой переработали транспортное приложение ПО и адаптировали под условия производства транспортной компании. После успешного опыта внедрения программы на транспортной группе эксперты доработали ее и внедрили на КрАЗе.
Теперь чтобы обеспечить наличие техники в необходимом месте в нужное время, достаточно создать заявку в программе. После проверки специалистом транспортного отдела она автоматически отправляется к диспетчеру предприятия-перевозчика. В программе создаются маршрутный и путевой листы, назначается необходимая автотехника. Данные о типе автомобиля, его номер, Ф. И. О. водителя получают все заказчики подразделений завода.
– Особенности цифрового решения в том, что после внедрения оно продолжает развиваться, – комментирует Артур Арустамов. – Если у заказчика, или, по-другому, владельца продукта, есть интерес превратить свою рутинную работу в высокотехнологичную операцию, которая может приносить дополнительную ценность, – это прямой путь к успеху реализации проекта.
Так, после проверки стабильности работы системы заявок началось обсуждение следующего этапа цифровизации – контроля передвижения машин и их наличия в месте назначения с помощью системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС. Далее планируется внедрение уведомлений о том, что машина приехала и готова перевезти заказ, – и вот мы уже видим возможности для создания настоящего «Промышленного Яндекс.Такси»
На САЗе цифровые технологии позволяют освободить сотрудников от рутинных операций, при выполнении которых из-за человеческого фактора высока вероятность ошибок. Один из первых таких проектов был внедрен на участке отгрузки готовой продукции (УОГП) коммерческой дирекции предприятия.
В число обязанностей приемосдатчиков здесь входила сверка графиков отгрузки продукции с фактической отгрузкой. Графики, созданные в программе Excel, содержат различные данные: направление и страну, куда поедет продукция, потребителя, марку металла, спецификацию, габариты, вес, количество и вид транспортных единиц, отправку заказов по датам. Причем такие графики постоянно корректируются, и их необходимо сверять с фактом, который отражается в программе ERP.
Такая чисто механическая процедура требовала сосредоточенности и занимала много времени, а сам приемосдатчик постоянно находился в напряжении. Решить проблему взялись специалисты департаментов цифровых решений и корпоративных бизнес-услуг, которые предложили роботизировать процесс сверки – доверить его специальной программе.
И. о. старшего приемосдатчика Марина Метляева подготовила сценарий работы, пошагово описав весь процесс. А разработчикам предстояло «научить» робота проходить все интерфейсы, а также правильно собирать и сравнивать данные. Весь процесс внедрения и отладки (опытно-промышленных испытаний) занял около двух месяцев.
Параллельно с работой над роботом для САЗа разработчики решили создать аналогичного робота и для КрАЗа. За основу были взяты те же принципы работы, хотя, конечно, пришлось учитывать специфику красноярского предприятия. Теперь планируется тиражировать программу и на остальные алюминиевые заводы Компании. Всего же в очереди порядка 20 заявок на роботизацию рутинных операций.
Реализации ждут и десятки других перспективных цифровых проектов, инициированных сотрудниками РУСАЛа и предусматривающих использование машинного зрения, искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, беспилотных технологий, облачных массивов хранения данных и т. п. По мере обучения сотрудников Компании в рамках программы «Цифровой алюминий» число таких проектов будет только расти, гипотезы будут проходить тестирования, и те цифровые решения, которые смогут повысить безопасность, экологичность и принести дополнительные ценности Компании, будут реализованы. И если, по словам американского фантаста Уильяма Гибсона, будущее наступило, но оно еще неравномерно распределено, то цель РУСАЛа – стать неотъемлемой частью этого будущего.
Хотите поучаствовать в преобразованиях, которые происходят в Компании? Пройдите курс «Цифровой алюминий» и подайте идею, как можно усовершенствовать процессы в вашей работе, в приложении «Цифровой алюминий» или на главной странице портала «РУСАЛ ОНЛАЙН» – кнопка DigitAL.