"Крылья Советов" 0 комментариев

Главное о трансформации индустриальной модели КнААЗ

Чтобы не только сохранить, но и повысить конкурентоспособность на мировом рынке, необходимо делать свою продукцию быстрее, качественнее и дешевле. Потребность в повышении эффективности отечественных высокотехнологичных производств заставила авиастроителей задуматься о необходимости изменения привычных схем производства.

Благодарим Пресс-центр филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" за предоставление данного материала.


Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Индустриальная модель российских машиностроительных корпораций и холдингов сложилась еще в советское время. Большинство предприятий, которые в них входят, по сей день остаются заводами «полного цикла», имеющими у себя все переделы — от заготовительного производства до финальной сборки и испытаний, в то время как внутриотраслевые кооперационные связи минимальны. Схема организации производства, оправдывавшая себя раньше, сегодня устарела: за последние 30–40 лет подходы в мировом авиастроении существенно изменились, продукция создается в широкой кооперации специализированных предприятий.

Проблема изменения индустриальной модели сегодня рассматривается буквально как проблема восстановления конкурентоспособности на мировом рынке.

Поэтапная реализация концепции новой индустриальной модели ПАО «ОАК» началась несколько лет назад. К этому процессу изначально подошли очень взвешенно. Изменять существующую схему стоило осторожно, чтобы, внедряя новые подходы, не терять то лучшее, что наработано десятилетиями. С учетом всех особенностей производства было выбрано несколько направлений упорядочения структуры авиационных заводов.

Хасанбай Умурзаков, директор по развитию индустриальной модели КнААЗ:

— Трансформация индустриальной модели КнААЗ — это изменения, касающиеся конкретно производства. Трансформация индустриальной модели заключает в себе вывод за контур предприятия непрофильных производств, таких как производство деревянной тары, швейных изделий, изготовление деталей низких переделов, то есть нетехнологичных деталей, кооперацию с предприятиями компании «Сухой» и корпорацией в целом, уменьшение инвестиционной нагрузки компании, цены изготовления продукции и так далее. Трансформация индустриальной модели непосредственно связана с оптимизацией структуры производства и реструктуризацией цехов.

Объединение цехов

В 2016 году был построен новый корпус механообрабатывающего производства, что позволило сконцентрировать изготовление деталей из алюминиевых сплавов для всех изделий ВАТ и ГАТ в одном месте.

Трансформация цехов механообрабатывающего производства продолжилась и далее. В целях улучшения управляемости в механообрабатывающем производстве и оптимизации производственных потоков заготовок, материалов, ДСЕ были объединены в одно подразделение цеха № 1 и 20, новый цех был организован в корпусе 1040, куда были перемещены механообрабатывающие станки из двух цехов и выстроены в линии по технологическим процессам обработки. На прежнем месте от бывшего цеха № 20 осталось несколько участков, но их переезд — вопрос времени.

Также из главного корпуса в корпус 1040 производится перемещение цеха № 76. Значительная часть станочного оборудования и слесарный участок уже запущены в работу. На очереди строительство нового АБК с современными помещениями и организация инженерных постов. Планируется возведение ЦКМ с оборудованием современного штабелера для размещения оснастки.

Процесс реструктуризации затронул и механообрабатывающий цех изготовления деталей из титановых и стальных сплавов. Организован новый цех №19 путем объединения цехов № 14 и 25.

— Цех № 14 — это сварочное производство, основным потребителем которого был цех — изготовитель деталей из титановых и стальных сплавов № 25, — рассказал директор по развитию индустриальной модели КнААЗ Хасанбай Умурзаков. — Процессы изготовления деталей и сборочных единиц из титана и стали, таким образом, сосредоточились в одном цехе.

Всего вместо 11 механообрабатывающих цехов сегодня их осталось 7. Рассматривается вариант увеличения мощности цеха в связи с ростом загрузки и новыми контрактами на производство военной авиатехники. У нас большие планы по реорганизации производственной зоны главного корпуса. В этом году введен в эксплуатацию слесарный участок, запланировано завершение работ по 4-му и 5-му пролетам цеха № 19.

В рамках проекта «Развитие механообрабатывающего производства на КнААЗ» в корпусе 1106 создается участок, куда будут перенесены специальные технологические процессы: прожиг, изготовление пружин и «Булат», где выполняется нанесение на детали нитрида титана. Сегодня эти работы выполняются на территории цеха № 19. В мае 2021 года планируется заключение договора на проект «Организация участка спецпроцессов», а с начала следующего года в корпусе 1106 начнется масштабная реконструкция.

Полностью программа по реструктуризации цехов рассчитана до 2024 года.

Центры специализации

Еще одно направление развития индустриальной модели ПАО «ОАК» — создание центров производственной специализации.

На КнААЗ на сегодняшний день организован центр специализации по изготовлению резинотехнических изделий. В цехе № 47 производится продукция для самолетов Комсомольска-на-Амуре и Новосибирска (под программы С-70, Су-34 и по разовым заказам).

В свою очередь, в Новосибирске идет процесс создания центра специализации по изготовлению нормалей как для сборки самолетов НАЗ, так и для КнААЗ. Было просчитано, что содержание одинаковых производств на двух заводах — это дополнительная инвестиционная нагрузка на закупку высокопроизводительного оборудования. Экономически выгоднее сосредоточить это производство в одном месте, что даст большую загрузку и возможность доставлять на сборочные заводы необходимые комплектующие уже из единого центра.

Производство ДСЕ из композиционных материалов также полностью выводится из КнААЗ в ЗАО «Авиакомпозит», созданное со 100-процентным долевым участием ПАО «Компания «Сухой». Территориально оно находится в Новосибирске на производственных площадях НАЗ им. В.П. Чкалова.

— Все заинтересованы в снижении себестоимости изделия, — обосновал причины таких изменений директор по развитию индустриальной модели Хасанбай Умурзаков. — Чем ниже цена, тем выше конкурентоспособность, тем лучше дела пойдут в компании. Запуск индустриальной модели — это один из способов уменьшить нагрузку. По программе финансового оздоровления компании ПАО «ОАК» перед нами поставлена задача — ежегодное достижение заданных экономических показателей. В целом по проектам индустриальной модели мы в 2020 году получили эффект в 39,8 млн рублей.

Прибыль и сохранение рабочих мест

При выстраивании новой индустриальной модели в КнААЗ немаловажный аспект — привлечение дополнительных объемов производства туда, где есть недозагрузка. Это позволяет не только сохранить, но и увеличить количество рабочих мест.

— Чтобы загрузить наши мощности и диверсифицировать продукцию, мы привлекаем объемы по изготовлению деталей для других заводов ПАО «ОАК» по новым и перспективным проектам. Программы набирают обороты, и есть надежда, что это даст нашему предприятию хорошую возможность подключить наши мощности и получить дополнительную прибыль, — обозначил один из путей развития завода в рамках индустриальной модели Хасанбай Умурзаков.

Основным направлением дозагрузки производства является изготовление КнААЗ деталей и сборочных единиц для ПАО «Туполев», АО «Авиастар-СП».

Есть перспективные направления производства и подтверждена технологическая возможность изготовления продукции, а также заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве с АО «АэроKомпозит», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «КАПО-Композит».

Ведется совместная работа с предприятиями ООО «Северсталь», ПАО «КВЗ», ООО «АвиаПром», АО «ГосМКБ «Вымпел им. И.И. Торопова» и многими другими по перспективным планам изготовления и новым заявкам.

Непрофильное производство выводится из состава КнААЗ и передается на аутсорсинг. Такая форма экономических взаимоотношений практикуется на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина давно. Она доказала свою жизнеспособность и эффективность.

В частности, за «заводской контур» выведено изготовление части инструмента. Несколько лет назад КнААЗ заключил такой договор с белгородской научно-производственной фирмой «СКИФ-М», которая взяла в аренду один из законсервированных цехов и открыла свое дальневосточное представительство. Получив заводское оборудование и взяв на работу несколько специалистов комсомольского авиазавода, она успешно трудится, применяя свои научные разработки при выполнении заводских заказов.

Другой удачный пример взаимовыгодного партнерства — работа с производственным объединением «Аквамаш», которое в качестве соисполнителя пришло на КнААЗ и арендовало участок по изготовлению изделий из дерева цеха № 22. Сегодня завод ведет работу с ПО «Аквамаш» по передаче ему и швейного производства.

— Чтобы оставлять производство на территории КнААЗ, нужен изготовитель-аутсорсер, который готов работать по согласованным с нами ценам, — рассказал директор по развитию индустриальной модели КнААЗ Хасанбай Умурзаков. — В случае с ПО «Аквамаш» аутсорсер полностью поменял инструмент, отремонтировал помещения, оптимизировал технологию изготовления и при этом сохранил основной состав коллектива. Это дало экономический эффект, снижение трудоемкости и повысило выработку на одного рабочего. От вывода этого производства в 2020 году мы получили порядка 15,5 млн рублей экономического эффекта.

Реализация новой индустриальной модели как на КнААЗ, так во всей Объединенной авиастроительной корпорации — это работа не одного года. Ее цель — повышение конкурентоспособности, уровня эффективности производства и, соответственно, устойчивого развития, прибыльности и повышения благосостояния каждого работника завода.

Подготовил Евгений Какаров

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S