Волжский химик 0 комментариев

«Война и мир» – это бизнес-кейс

Литература может быть путеводителем для бизнеса: помочь принять грамотные управленческие решения, построить диалог и даже целую стратегию. Главное – уметь увидеть в художественном тексте больше, чем просто интересную или захватывающую историю. Об этом Леонид Клейн,  автор книги «Бесполезная классика. Почему художественная литература лучше учебников по управлению», рассказал на лекции «Культура как бизнес-кейс» студентам-филологам и преподавателям в Тольяттинском государственном университете.


Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Знаете ли вы, что роман Толстого «Война и мир» – настоящий путеводитель в бизнес-вопросах? Читать его нужно от начала до конца, но, к сожалению, это мало кто успевает делать. Недостаточное количество учебных часов в школе, нехватка времени во взрослом возрасте – причины у каждого свои. Конечно, почти у всех есть некоторое представление о «Войне и мире», о событиях, которые там происходят, но оно весьма общее.

– Почему, например, Андрея Болконского, который хотел воевать, Толстой не пускает сражаться? В отличие от Пьера Безухова Болконский был человеком мотивированным, но по замыслу автора он умирает, не приняв участия в главном сражении. Почему? – задается вопросом Леонид Клейн.

Все не случайно. Лев Толстой через мотивацию людей, через их поступки показывает череду побед и поражений, описывая истории надежд и поражений Болконского, Безухова, Наполеона и Кутузова.

В целом «Война и мир» – это текст, который рассказывает читателю о том, как добиться успеха. Когда были изданы первые главы и появился первый том, автору говорили, что он переусердствовал с фактами, и в жизни всё было совершенно не так.

– Автор избрал хитрую стратегию, он говорит следующее: да, на дворе XIX век, страна бурлит и взволнована разными событиями, все пишут про реформы, но я пишу не о современности. Я и так знаю, что все закончится революцией. Поэтому чтобы увидеть что-то серьезное, надо отойти на несколько шагов в сторону. А отходит Толстой на очень дальнее расстояние и видит реальное устройство мира. И, согласитесь, он оказался прав, – комментирует Леонид Клейн.

В романе «Война и мир» нарисована глобальная картина, но вряд ли найдется человек, который хоть раз не задавался вопросом: почему такой большой текст, почему четыре тома? И здесь тоже кроется свой бизнес-процесс. Чтобы понять, как устроен мир, надо пройти через длинный и объемный кейс, а чтобы чем-то управлять и увидеть процессы, нужно почувствовать течение жизни. Поэтому роман Толстого невозможно пересказать в двух словах, можно лишь сказать: жизнь течет.

Автор говорит: если вы хотите увидеть мир, то должны осознавать, насколько огромен его контекст и что каждый раз вы все равно окажетесь меньше этого контекста. Для того чтобы показать, как движется история, очень важно понимать: она совершается не в момент подписи императором документа или принятия конкретного решения, она течет в каждом мгновении, здесь и сейчас.

Немаловажный момент: в романе Толстой показывает, как принимает решения большой руководитель. Говоря языком кино, автор ставит много «камер» и подробно рассказывает, что происходит в десятках мест одновременно, показывая множество малых и больших эпизодов.

– Еще один из управленческих кейсов Толстого: жизнь достаточно длинная, и, если вы хотите, чтобы что-то получилось, решение должно родиться, вызреть и сформироваться. Вы не можете реализовать проект, если он идет против логики жизни. Например, Андрей Болконский тактически все делал правильно, но стратегически проиграл, а Пьер Безухов – ровно наоборот. Это и есть мощный управленческий кейс: Пьер не смотрел на себя серьезно и готов был всегда идти вперед, – прокомментировал Леонид Клейн.

Огромный роман «Война и мир» – про грандиозные исторические события, но в то же время – про смирение. Лев Толстой проводит еще одну мысль: если вы хотите победить, то победа либо дается вам случайно, либо вопреки чему-то. Кроме того, в романе показаны разные уровни руководителей и лидеров, а также тот факт, что начальства мы боимся больше, чем реальных проблем, и это тоже про жизнь. Так же, как показан вечный управленческий коллапс: иногда все, что может сделать руководитель, – смириться, когда что-то происходит без него, и не потерять лица. Толстой пишет: если вы хотите чем-то руководить, осознайте для начала, что являетесь песчинкой в огромном мире, и тогда у вас есть шанс победить.

– У нас очень много лекций, тренингов, книг про то, как управлять и достигать успеха, руководить и общаться с подчиненными, но управленческая лексика в полном объеме copy past взята из мемуаров военачальников. Стратегия, победы, поражения – из военной истории. С другой стороны, мы должны осознать, что вся управленческая литература построена на полях большой культуры. «Война и мир» не создана на полях Дэйла Карнеги, все ровно наоборот. Большая культура строит фундамент, и Толстой показывает, что происходит с людьми, которые руководят армией, страной, миром. Это не значит, что все бизнес-книги плохие, но важно помнить, что фундамент – не на них, – говорит Леонид Клейн.

Мы часто защищаем себя фразами «мир ускорился», «огромный поток информации» и так далее. Но в романе «Война и мир» Пьер Безухов говорит хорошую фразу: «Как вообще можно управлять боем, если картина меняется каждые 15 минут?» И здесь Толстой тоже дает глобальный кейс, как устроена жизнь на разных уровнях: человек управляет собой, у него есть семья, отряд, армия, страна, мир, он одновременно находится везде. И рецепт счастья для управленца прост: если чувствуете себя причастным к чему-то большому, тогда у вас есть возможность получить от него обратную связь, потому что главные персонажи романа выигрывают от полного контакта с миром.

Классика защищает от конъюнктуры современности и позволяет сохранять взгляд трезвым, и здесь на руку читателю играет расстояние.

– В случае проблем вы идете к подруге или к специалисту – психотерапевту. Они могут помочь вам советом одинаково, но психотерапевт за счет своего статуса в выигрышном положении. То же самое с литературной классикой. Она всегда на расстоянии и всегда – лучший кейс для бизнеса, – уверен Леонид Клейн.

Ольга Петрова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”