В условиях кризиса на первое место выходит вопрос обоснованного (целесообразного) сокращения затрат. Одной из самых существенных статей затрат любого промышленного предприятия являются затраты на поддержание работоспособности оборудования, на его техническое обслуживание и ремонт
В условиях кризиса на первое место выходит вопрос обоснованного (целесообразного) сокращения затрат. Одной из самых существенных статей затрат любого промышленного предприятия являются затраты на поддержание работоспособности оборудования, на его техническое обслуживание и ремонт.
Однако, достаточно часто, руководство не понимает, почему необходимо тратить столько средств на ремонт оборудования и почему нельзя сократить размер ремонтного фонда.
Действительно, кому не знакома ситуация, когда Главный механик приносит бюджет затрат на ТОиР на следующий год и не может внятно объяснить, почему необходима именно такая сумма, можно ли потратить меньше и почему расходы на ремонт по отношению к предыдущему году выросли, хотя объемы производства сократились. А в ответ на прямое указание сократить затраты он начинает рассказывать в каком состоянии находится основное технологическое оборудование цеха, на сколько оно изношено и что с нами сделает Госгортехнадзор, если мы не выполним обязательные регламентные работы.
С другой стороны Главного механика тоже можно понять, ведь суммы, выделенной на ремонт в прошлом году хватило едва-едва, а цены на запасные части и сменное оборудование не стоят на месте, да и подрядчики постоянно увеличивают стоимость своих работ. Причем если оборудование встанет в самый ответственный момент, то спросят с него, а в ответ на оправдание «я же предупреждал» скажут, что был не достаточно убедителен.
Для того, чтобы найти резервы для сокращения затрат на ТОиР, в первую очередь, по мнению компании ПАКК, необходимо обеспечить прозрачность и обоснованность ремонтной программы:
Иными словами затраты на ремонт тогда обоснованны, когда мы понимаем, что меньше потратить нельзя, поскольку последствия от подобной экономии будут стоить гораздо дороже, чем сама экономия.
Для того, чтобы обеспечить прозрачность и обоснованность затрат на ТОиР, по мнению компании ПАКК, необходимо:
Пообъектное планирование ремонтного фонда
Годовой ремонтный фонд может определяться двумя, принципиально разными способами.
Первый способ заключается в расчете ремонтного фонда общей суммой на уровне всего предприятия, как функции от одного или нескольких показателей. Наиболее часто встречается расчет годового ремонтного фонда от фактических расходов на ремонт предыдущего года скорректированных на коэффициент инфляции. Реже годовой ремонтный фонд определяется в рамках бюджетного процесса, как процент от годового дохода предприятия. Иногда можно встретить привязку годового ремонтного фонда к прогнозируемой загрузке производственных мощностей.
В результате применения перечисленных методов решение о сокращении затрат на ремонт, как правило, принимается волевым путем, без четкого понимания, а за счет чего конкретно по факту будут снижаться затраты и к чему может привести данное сокращение. Это происходит, поскольку все перечисленные методы страдают отсутствием прозрачности и обоснованности затрат на ТОиР и, как следствие, не обеспечивают оптимального распределения выделяемых средств для поддержания надежности работы оборудования. В течение планового периода работы по ТОиР выполняются по мере возникновения необходимости, и часто в конце года ремонтный фонд оказывается уже израсходован, в то время как возникает очень срочная работа, которую просто невозможно перенести на следующий плановый период.
Другой способ, по мнению компании ПАКК, заключается в том, что размер годового ремонтного фонда складывается из затрат на ремонт конкретного оборудования. При данном подходе планирование осуществляется в несколько этапов:
Этот подход мы называем пообъектным планированием ремонтного фонда. Одним из самых важных условий повышения точности пообъектного планирования является накопление достоверной статистики неисправности оборудования и его ремонтов.
Пообъектное планирование ремонтной программы обеспечивает понимание того, на что расходуются средства ремонтного фонда и позволяет:
1. анализировать эффективность данных расходов:
2. сокращать совокупную стоимость владения оборудованием:
3. гибко управлять ремонтной программой по срокам, объемам работ и общему объему ремонтного фонда:
Кроме того, пообъектное планирование ремонтной программы обеспечивает:
Привязка затрат на ремонт к фактической загрузке оборудования
Для того, чтобы привязать затраты на ремонт к фактической загрузке оборудования по мнению компании ПАКК необходимо выполнить следующие условия:
В условиях нестабильности загрузки производства привязка ремонтной программы к фактической наработке оборудования переводит расходы на ТОиР из категории постоянных в категорию переменных затрат. При увеличении объемов производства и, как следствие увеличении износа оборудования, затраты на ремонт будут увеличиваться, а при уменьшении – уменьшаться.
Оценка рисков невыполнения ремонтов и принятия решений на основе рисков
Не проведение своевременного ремонта оборудования может привести, как минимум, к его неплановому ремонту, а как максимум к аварийному.
В случае непланового ремонта возникают риски:
В случае аварийного ремонта кроме выше перечисленных рисков возникают риски возникновения дополнительных повреждений данного оборудования либо смежных объектов, экологические риски, риски нанесения ущерба здоровью и жизни людей и т.п.
Невозможно отвлеченно перечислить все возможные риски невыполнения ремонтов и выхода из строя оборудования, это необходимо делать в привязке к конкретному предприятию и конкретному оборудованию.
Проблема заключается в том, что как правило суммарная стоимость ремонтной программы превышает возможности предприятия и приходится принимать решение об отказе от части работ, что бы уложиться в бюджетное ограничение. Основой такого решения является оценка его рисков.
В результате внедрения системы принятия решений на основе рисков ограниченные ресурсы ремонтного фонда используются наиболее оптимальным образом. Руководство понимает, чем грозит отказ от ремонта каждой единицы оборудования, какова вероятность такого исхода и на что лучше потратить имеющиеся ресурсы в первую очередь, а что может и подождать.
Резюме
Как было сказано в начале нашей статьи обеспечение прозрачности и обоснованности ремонтной программы это лишь первый шаг, необходимый но не достаточный для существенного сокращения затрат на ТОиР. Однако те, кто его сделает, получает широчайшие возможности для дальнейшей оптимизации системы ТОиР.
Прозрачность и обоснованность ремонтной программы позволяет в дальнейшем:
Источник - www.pacc.ru