0 комментариев

Прозрачность и обоснованность затрат на ТОиР

В условиях кризиса на первое место выходит вопрос обоснованного (целесообразного) сокращения затрат. Одной из самых существенных статей затрат любого промышленного предприятия являются затраты на поддержание работоспособности оборудования, на его техническое обслуживание и ремонт

Романенко С.Е., генеральный директор консультационной компании "ПАКК"                            

Кондратьев Е.В., старший консультант консультационной компании "ПАКК"

В условиях кризиса на первое место выходит вопрос обоснованного (целесообразного) сокращения затрат. Одной из самых существенных статей затрат любого промышленного предприятия являются затраты на поддержание работоспособности оборудования, на его техническое обслуживание и ремонт.

Однако, достаточно часто, руководство не понимает, почему необходимо тратить столько средств на ремонт оборудования и почему нельзя сократить размер ремонтного фонда.

Действительно, кому не знакома ситуация, когда Главный механик приносит бюджет затрат на ТОиР на следующий год и не может внятно объяснить, почему необходима именно такая сумма, можно ли потратить меньше и почему расходы на ремонт по отношению к предыдущему году выросли, хотя объемы производства сократились. А в ответ на прямое указание сократить затраты он начинает рассказывать в каком состоянии находится основное технологическое оборудование цеха, на сколько оно изношено и что с нами сделает Госгортехнадзор, если мы не выполним обязательные регламентные работы.

С другой стороны Главного механика тоже можно понять, ведь суммы, выделенной на ремонт в прошлом году хватило едва-едва, а цены на запасные части и сменное оборудование не стоят на месте, да и подрядчики постоянно увеличивают стоимость своих работ. Причем если оборудование встанет в самый ответственный момент, то спросят с него, а в ответ на оправдание «я же предупреждал» скажут, что был не достаточно убедителен.

Для того, чтобы найти резервы для сокращения затрат на ТОиР, в первую очередь, по мнению компании ПАКК, необходимо обеспечить прозрачность и обоснованность ремонтной программы:

  • Прозрачность затрат на ТОиР это понимание того, на что, на какие объекты и какие ра-боты планируются средства ремонтного фонда, сколько стоит каждая из этих работ и почему она стоит именно столько.
  • Обоснованность затрат на ТОиР это осознанный выбор между затратами на поддержа-ние работоспособности оборудования предприятия и размером риска в случае не выпол-нения ремонта.

Иными словами затраты на ремонт тогда обоснованны, когда мы понимаем, что меньше потратить нельзя, поскольку последствия от подобной экономии будут стоить гораздо дороже, чем сама экономия.

Для того, чтобы обеспечить прозрачность и обоснованность затрат на ТОиР, по мнению компании ПАКК, необходимо:

  • Внедрить пообъектное планирование ремонтного фонда;
  • Привязать затраты на ремонт к фактической загрузке оборудования;
  • Внедрить оценку рисков невыполнения ремонтов и систему принятия решений на осно-ве рисков.

Пообъектное планирование ремонтного фонда

Годовой ремонтный фонд может определяться двумя, принципиально разными способами.

Первый способ заключается в расчете ремонтного фонда общей суммой на уровне всего предприятия, как функции от одного или нескольких показателей. Наиболее часто встречается расчет годового ремонтного фонда от фактических расходов на ремонт предыдущего года скорректированных на коэффициент инфляции. Реже годовой ремонтный фонд определяется в рамках бюджетного процесса, как процент от годового дохода предприятия. Иногда можно встретить привязку годового ремонтного фонда к прогнозируемой загрузке производственных мощностей.

В результате применения перечисленных методов решение о сокращении затрат на ремонт, как правило, принимается волевым путем, без четкого понимания, а за счет чего конкретно по факту будут снижаться затраты и к чему может привести данное сокращение. Это происходит, поскольку все перечисленные методы страдают отсутствием прозрачности и обоснованности затрат на ТОиР и, как следствие, не обеспечивают оптимального распределения выделяемых средств для поддержания надежности работы оборудования. В течение планового периода работы по ТОиР выполняются по мере возникновения необходимости, и часто в конце года ремонтный фонд оказывается уже израсходован, в то время как возникает очень срочная работа, которую просто невозможно перенести на следующий плановый период.

Другой способ, по мнению компании ПАКК, заключается в том, что размер годового ремонтного фонда складывается из затрат на ремонт конкретного оборудования. При данном подходе планирование осуществляется в несколько этапов:

  • определяется перечень и сроки ремонта оборудования,
  • определяются физические объемы ремонта и обоснование необходимости выполнения данных объемов,
  • физические объемы осмечиваются на основании нормативов их ресурсоемкости (нормо-часа, номенклатуры и объемов материалов и запасных частей) и реальной стоимости требуемых ресурсов,
  • в годовую программу ремонта отбираются наиболее критичные работы, совокупная стоимость которых и определяет размер ремонтного фонда.

Этот подход мы называем пообъектным планированием ремонтного фонда. Одним из самых важных условий повышения точности пообъектного планирования является накопление достоверной статистики неисправности оборудования и его ремонтов.

Пообъектное планирование ремонтной программы обеспечивает понимание того, на что расходуются средства ремонтного фонда и позволяет:

1. анализировать эффективность данных расходов:

  • как влияет изменение затрат на коэффициент технического использования оборудования,
  • как меняются затраты на ремонт одного и того же объекта из года в год,
  • почему различаются затраты на ремонт однотипного оборудования
  • и т.д.

2. сокращать совокупную стоимость владения оборудованием:

  • сколько действительно стоит поддержание работоспособности каждого конкретного объекта,
  • что выгоднее ремонтировать или заменить,
  • как лучше выполнять ремонт хозспособом или привлекая подрядчиков,
  • как изменится стоимость владения оборудованием при изменении схемы ремонтного обслуживания данного объекта
  • и т.д.

3. гибко управлять ремонтной программой по срокам, объемам работ и общему объему ремонтного фонда:

  • переносить сроки выполнения отдельных работ,
  • отказываться от выполнения работ либо добавлять новые.

Кроме того, пообъектное планирование ремонтной программы обеспечивает:

  • взаимоувязку планов ремонта и планов закупки ТМЦ под ремонт (повышается обоснованность закупки ТМЦ, сокращаются остатки ТМЦ на складах, предотвращаются срывы сроков выполнения ремонта по причине отсутствия ТМЦ),
  • взаимоувязку планов ремонта, производственных планов и финансовых планов.

Привязка затрат на ремонт к фактической загрузке оборудования

Для того, чтобы привязать затраты на ремонт к фактической загрузке оборудования по мнению компании ПАКК необходимо выполнить следующие условия:

  • во-первых, необходимо научиться планировать пообъектную загрузку оборудования в соответствии с прогнозом объемов производства,
  • во-вторых, на основе статистики отказов оборудования и истории его ремонта определить эффективную наработку оборудования на отказ,
  • в-третьих, внедрить пообъектное планирование ремонтной программы, о котором говорилось выше,
  • в-четвертых, дата вывода оборудования в ремонт должна определяться исходя из фактической наработки его узлов и элементов при различных сценариях загрузки оборудования.

В условиях нестабильности загрузки производства привязка ремонтной программы к фактической наработке оборудования переводит расходы на ТОиР из категории постоянных в категорию переменных затрат. При увеличении объемов производства и, как следствие увеличении износа оборудования, затраты на ремонт будут увеличиваться, а при уменьшении – уменьшаться.

Оценка рисков невыполнения ремонтов и принятия решений на основе рисков

Не проведение своевременного ремонта оборудования может привести, как минимум, к его неплановому ремонту, а как максимум к аварийному.

В случае непланового ремонта возникают риски:

  • увеличения стоимости ремонта (приходится закупать запасные части в авральном порядке)
  • увеличения длительности простоя оборудования в ремонте (мероприятия по подготовке к ремонту, которые в нормальном режиме выполняются до остановки оборудования при неплановом ремонте приходится делать уже после его остановки)
  • недовыпуска продукции (ремонт данного оборудования можно было совместить с ремонтом другого оборудования на этой же технологической линии)
  • потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции (в случае, если технология подразумевает непрерывность производственного процесса, его неплановая остановка может привести к отбраковке сырья, полуфабрикатов и готовой продукции)
  • и т.д.

В случае аварийного ремонта кроме выше перечисленных рисков возникают риски возникновения дополнительных повреждений данного оборудования либо смежных объектов, экологические риски, риски нанесения ущерба здоровью и жизни людей и т.п.

Невозможно отвлеченно перечислить все возможные риски невыполнения ремонтов и выхода из строя оборудования, это необходимо делать в привязке к конкретному предприятию и конкретному оборудованию.

Проблема заключается в том, что как правило суммарная стоимость ремонтной программы превышает возможности предприятия и приходится принимать решение об отказе от части работ, что бы уложиться в бюджетное ограничение. Основой такого решения является оценка его рисков.

В результате внедрения системы принятия решений на основе рисков ограниченные ресурсы ремонтного фонда используются наиболее оптимальным образом. Руководство понимает, чем грозит отказ от ремонта каждой единицы оборудования, какова вероятность такого исхода и на что лучше потратить имеющиеся ресурсы в первую очередь, а что может и подождать.

Резюме

Как было сказано в начале нашей статьи обеспечение прозрачности и обоснованности ремонтной программы это лишь первый шаг, необходимый но не достаточный для существенного сокращения затрат на ТОиР. Однако те, кто его сделает, получает широчайшие возможности для дальнейшей оптимизации системы ТОиР.

Прозрачность и обоснованность ремонтной программы позволяет в дальнейшем:

  • осуществлять анализ эффективности затрат на ТОиР и оптимизировать технологию выполнения ремонта оборудования;
  • нормировать затраты на ремонт оборудования;
  • управлять совокупной стоимостью владения оборудованием в течении всего жизненного цикла;
  • выбирать для оборудования более оптимальный вид обслуживания (ППР, по состоянию, на отказ);
  • увеличивать длительность межремонтного цикла;
  • оптимизировать процесс закупки ТМЦ под ремонт оборудования, сокращая складские запасы и предотвращая срывы сроков ремонта из-за отсутствия ТМЦ;
  • выбирать более эффективный способ организации работ (хозяйственный способ ремонта, подрядный способ ремонта) и принимать решение о выводе ремонтных подразделений на аутсорсинг;
  • в случае подрядного способа выполнения ремонтов добиваться сокращения стоимости работ;
  • при хозяйственном способе – гибко управлять численностью ремонтного персонала обеспечивая соответствие их фонда рабочего времени и плановой трудоемкости работ по ТОиР.

Источник - www.pacc.ru

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”