Чтобы сверять ход конкурса, применили «Доску визуализации показателей» – действующий инструмент бережливого производства. Она отражает динамику результатов.
Благодарим Пресс-службу АО "Сибагро" за предоставление данного материала.
Когда поток сырья растет, поддерживать качество на высоте — задачка со звездочкой. Заместитель директора по производству Томского мясокомбината Анна Хромина нашла оригинальный ответ на эту задачу: мотивационный конкурс среди обвальщиков. Теперь каждый грамм брака — под пристальным вниманием, а снижение количества дефектов стало частью ежедневного производственного азарта.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Всё началось с простого вопроса: как сократить процент брака на участке обвалки, не снижая темпов работы? Конечно, можно написать приказ или просто заставить, но маловероятно, что это сработает.
— Процент отклонения по качеству сырья порой доходил до 9%. Мы понимали, что нужно найти подход к каждому сотруднику, чтобы заинтересовать его в качестве, — вспоминает Анна Сергеевна.
Директор мясокомбината объявил мозговой штурм. На нем совместными усилиями и родилась идея — провести конкурс: теперь каждый обвальщик участвует в соревновании, где премия ждет тех, кто лучше отработал. В результате за шесть месяцев сократить процент отклонения по дефектам удалось почти вдвое — с 9% до 4–5%.
Как же поддержать интерес и сохранить вовлеченность сотрудников в процесс, акцентировать внимание на ключевых показателях или на определенной проблеме?
Для решения этой задачи разместили «Доску визуализации ключевых показателей». На ней каждый сотрудник или бригада постоянно видят свои результаты, динамику изменений и понимают, на какой дефект нужно больше внимания и концентрации. Для достижения лучших результатов появился живой интерес в обмене опытом — как у бригад, так и между коллегами.
Но и на этом не остановились. Спустя некоторое время было принято решение разработать отчет с ежедневными накопительными результатами. Теперь на пятиминутных планерках рассказывают не только о результатах прошлого дня, но и анализируют изменения и оперативно корректируют свои действия. Разбирают причины изменений, ищут — что повлияло и какие меры необходимо применить для улучшения своих результатов.
— Если бы наш конкурс не был интересен людям, таких показателей мы не достигли бы. Люди заинтересованы и стремятся к результату, — отмечает Анна ХРОМИНА.
Как же устроен конкурс? Он состоит из нескольких этапов контроля. Так, ежедневно специалисты службы контроля качества проставляют данные о процентах отклонений по дефектам для каждого вида продукции (окорок, лопатка, карбонад, шейка и другие) и заносят их в специальный файл. Еженедельно специалисты производства — обвальщики, технологи, мастера и служба контроля качества — проводят контрольную отработку. А раз в месяц мастера участка обвалки совместно с технологами и службой качества осматривают сырье со склада, подготовленное каждой бригадой, на предмет дефектов.
По итогам всех проверок и выявляют победителей — тех, кто добился наименьшего процента отклонений по качеству сырья. Сотрудники лучшей бригады получают премию, и это отличный стимул.
Интересно, что почти год лидировала одна бригада, но теперь результаты разных групп выровнялись — бригады идут «ноздря в ноздрю». Сотрудники стали более внимательными к деталям — стараются не допустить остатков костной ткани и хрящей, излишков жира и формируют идеальный по весу и форме кусочек. Продукция должна иметь гладкую поверхность без остатков кожи или грубых соединительных пленок.
— У них появился задор. Кому не хочется обойти другую бригаду? Это ведь не просто конкурс на бумаге, это их реальная работа, их вклад в качество нашего продукта, — подчеркнула Анна Сергеевна.
После сокращения брака до 4% на Томском мясокомбинате решили поставить перед собой еще более амбициозную цель: снизить уровень отклонений по качеству до 1,5%. «Это сложная цель, но мы знаем, что сможем ее достичь», — говорит Хромина.
Подход Анны Хроминой — это часть бережливого производства, где в центре внимания стоят люди и процессы. Бережливое производство направлено на минимизацию потерь, в том числе потерь в качестве продукта. Конкурс, организованный замдиректора по производству, стал отличным примером этого подхода. Соревнуясь за премии, сотрудники мотивированы снижать количество дефектов, и это позволяет улучшать качество без дополнительных затрат.
— Я не сторонник ситуаций, когда какой-то документ пишут, просто чтобы его написать. Принятая стратегия должна работать, влиять на процессы, а не просто лежать в ящике. И мы видим, что это происходит: результаты становятся лучше, показатели брака снижаются. В итоге — мы выпускаем качественный продукт. И мне кажется, что это самое главное, — говорит Анна Сергеевна.
Текст и фото «Сибагро»