"Ижорец" 0 комментариев

Подробно о проекте: культура управления стоимостью в службе главного инженера

На Ижорских заводах начался новый этап формирования культуры управления стоимостью. В самом разгаре обучение руководителей всех уровней основам экономики и управления на предприятии.

Благодарим редакцию газеты "Ижорец" за предоставление данного материала.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Первая группа, составленная из директоров, начальников цехов и управлений, уже прошло два из пяти занятий. На семинарах детально разбираются производственные процессы завода, обсуждаются способы повышения их эффективности. Затем, в марте, такое же обучение ждет других работников, от заместителей начальников цехов до бригадиров.  Цель курса, научить работников смотреть на экономику предприятия одинаково, оперировать одними понятиями.

Культура управления стоимостью – это когда все мы, не задумываясь, выбираем наименее затратный способ выполнения операции на этапе как производства, так и его подготовки.

Одинаковая оценка ситуации нужна для того, чтобы ввести, а главное, соблюдать понятные для всех правила рационального производства и использования ресурсов. Теория гласит: если мы с вами будем понимать необходимость этих правил и станем соблюдать их каждый день, то со временем это войдет у нас в привычку. А от привычки до культуры – один шаг. Но как это выглядит на практике?

К счастью, уже сегодня мы видим, каких результатов можем добиться. Служба главного инженера начала формировать у себя систему управления стоимостью три года назад и добилась в этом деле видимых результатов.

Несколько лет назад все начиналось с лекций по экономике, как предприятия в целом, так и отдельных заказов. Затем с помощью правил и других административных мер процесс построения системы рационального производства вовлекал в себя все больше сотрудников. Постепенно была внедрена система, которая позволяет систематизировать управление затратами по проекту. Это позволило Ижорским заводам получать бОльшую прибыль от действующих заказов, бороться за новые проекты, ранее казавшиеся нерентабельными, и, как следствие развиваться, обеспечивать карьерный рост для своих сотрудников, набирать новых.

О том, как удалось построить эффективную систему управления стоимостью в одном подразделении рассказывает главный инженер Ижорских заводов Антон Лебедев.

- Расскажите, как строилась система управления стоимостью в службе главного инженера?

- Первое, что мы сделали в своем подразделении, это провели обучение. Обучение проводилось собственными силами, это позволило сэкономить средства, а главное построить процесс обучения на конкретных доступных примерах с нашего производства. Точно то же сейчас происходит в рамках всего завода.

Второе – мы внедрили систему контроля и учета расходов по статьям, на которые мы влияем. Назначили ответственных, которые ведут этот учет.

Третье – для этой системы мы разработали программное обеспечение. Поскольку подобные программы стоят дорого, было решено сделать ее своими силами. Это позволило упорядочить систему и сделать ее прозрачной. Программа показывает картину как в масштабе всего завода, так и отдельных статей одного проекта. Мы видим все калькуляции, ежедневно обновляемые фактические значения затрат, и на их основе можем строить прогнозы. Именно эти прогнозы позволяют вовремя принимать нужные решения, менять, если нужно, технологию.

Узнать больше: Культура управления стоимостью: масштабный проект Ижорских заводов 

Четвертый наш шаг – это контроль. Уже три года мы еженедельно проводим комитеты по себестоимости, на которых анализируем собственную работу за последние семь дней, а также динамику по проектам и портфелю заказов в целом.

С помощью этих инструментов в одном отдельно взятом подразделении мы уже начали формировать культуру управления стоимостью и, я считаю, добились определенных успехов.

Работа продолжается, мы внедряем новый программный продукт, упорядочивающий предконтрактную подготовку производства. Это еще более систематизирует нашу работу в части управления стоимостью. В перспективе развитие программного продукта в направлении повышения уровня автоматизации и визуализации процессов.

Пока система создана и функционирует для службы главного инженера, но мы привлекаем и другие подразделения: экономистов, руководителей проектов. Следующая задача – передать наш опыт другим службам завода.

Таким образом, я вижу два основных направления реализации нынешнего проекта:

  1. Расширить действующую в нашей службе систему управления стоимостью на все подразделения предприятия. То есть, привлечь к процессу всех работников.
  2. Создать предпосылки, чтобы система переродилась в культуру.

- Почему мы стремимся именно к культуре управления стоимостью?

- Слово «культура» впервые прозвучало на одном из совещаний полтора года назад. Оно подразумевает формирование внутренней потребности у персонала рационально подходить к вопросам создания стоимости. Минус нашей системы в том, что она выстроена сверху вниз. Если убрать административное воздействие со временем она перестанет существовать. Поэтому мы и стремимся сформировать культуру управления стоимостью. Да, культура формируется десятилетиями. Но она и работает десятилетиями, независимо от назиданий сверху. Люди сами подсознательно выбирают путь экономичного использования ресурсов.

В ходе этого проекта мы нашли очень удачный пример развития культуры на производстве – это культура безопасности. Принцип ее действия – схожий. Человек сам осознает, что безопасно для него и окружающих, и добровольно следует этим правилам. На примере культуры безопасности можно наглядно объяснить, что такое культура управления стоимостью. И формируется она точно также. Сначала вводятся правила, их выполнение контролируется, вводится система поощрения и наказания. Со временем люди внимательнее начинают относиться к собственной безопасности и, даже оказавшись вне системы правил, продолжают работать безопасно.

- С чего начать формирование такой культуры в масштабах всего предприятия?

- Процессами формирования стоимости изделий необходимо управлять, иначе мы не сможем гарантировать выполнение годового бюджета Ижорских заводов. Сейчас многие работники не видят связи между благосостоянием предприятия и собственным достатком. Также не все понимают, как именно они своей работой влияют на благосостояние завода. Выстраивание этой логической цепочки от деятельности каждого работника до финального результата предприятия – это первый и большой шаг к формированию культуры управления стоимостью. Второй этап – построение системы мотивации, которая побудит работника сделать продукт также качественно, но дешевле, или, при сохранении стоимости, ценнее для потребителя. Это несомненно положительно отразится на финансовых успехах предприятия.

Текст: Николай Пастухов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство