"УГМК: итоги недели" 0 комментариев

Приобретаем с умом: как УГМК трансформирует закупки

Трансформация закупок УГМК началась в апреле 2021 года.

В УГМК создают «умную» систему закупок, которая позволит сокращать производственные издержки и снижать себестоимость продукции.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

ЗАЧЕМ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЗАКУПКИ?

Эффективность личного бюджета зависит не только от доходов, но и от расходов. Чтобы оставаться в плюсе, важно планировать, контролировать и оценивать расходы. 

Эти же правила работают и в крупной компании. Через закупки проходит большая часть затрат УГМК: на материалы, оборудование, технику, сырье, различные работы и услуги. Чтобы эти расходы были эффективными, в компании реализуют стратегическую инициативу «Трансформация закупок». Ее цель — построить систему, при которой: 

  • покупают то, что действительно необходимо; 
  • покупают то количество, которое необходимо: без недостатка или излишков; 
  • заказчик получает все необходимое вовремя, в полном объеме и без брака. 

Такая система позволит сокращать издержки компании на всех звеньях производственной цепочки и снижать себестоимость продукции.

КАК СЕЙЧАС?

Трансформацию закупок запустили в апреле 2021 года. Cначала команда проекта опросила около 750 человек с разных предприятий — тех, для кого закупают товары. Дополнительно провели тестирование среди сотрудников подразделений закупок. Такая диагностика помогла понять, по каким направлениям нужно развивать закупки в компании:

  • комплексный подход (минимальная цена — не единственный фактор для принятия решения); 
  • повышение своевременности поставок (вовремя, полностью и без брака); 
  • эффективное использование запасов (по максимуму использовать то, что уже есть на наших предприятиях); 
  • уровень удовлетворенности внутреннего заказчика (тех, для кого закупают: механиков, электриков, строителей и других сотрудников). 

Теперь все эти параметры будут оценивать регулярно. Полноценно инструменты начнут работать с 2022 года, сейчас в пилотном режиме на всех предприятиях считают своевременность поставок. В планах к концу года разработать механизмы управления этим показателем и начать его повышать.

КАК БУДЕТ?

Повысить эффективность закупок в УГМК помогут четыре инструмента. 

Первый — комплексный подход. Это разносторонняя оценка закупки. Команда проекта совместно с заказчиком и техническими специалистами анализирует не только цену, но и все прямые и косвенные затраты, которые потребует закупка на каждом этапе своего жизненного цикла: от объема потребности, необходимых опций товара или материала до особенностей его эксплуатации и утилизации. 
Как это работает, поможет понять пример. Купить автомобиль или ездить на такси? Чтобы принять решение, мы анализируем не только цену автомобиля, но и другие факторы: предстоящие расходы на техобслуживание и ремонт, доступность сервиса и запчастей, ликвидность. Так же должен быть устроен процесс закупок и на предприятии: одно оборудование может стоить дешевле другого, но при этом обслуживать его дороже, а ремонтировать нужно чаще. Это в свою очередь приведет к простоям и снижению производительности. Комплексный подход к закупкам позволяет принять правильное решение с учетом всех факторов. 

Второй инструмент — информационная поддержка. Это создание единой информационной базы по закупкам. В ней будут собраны данные о своевременности поставок, уровне оборачиваемости запасов, расходах на закупку и удовлетворенности заказчиков. Такая база уже создана. Доступ к ней со временем получат все сотрудники, которые участвуют в закупках. Единая база данных сделает процесс закупок более прозрачным и управляемым. 

Третий инструмент — удобные закупки простых ходовых товаров. Например, в процессе ремонта потребовалось докупить несколько шлифовальных дисков, дополнительные инструменты и доски. Все это нужно прямо сейчас, а оформление закупки занимает не меньше месяца: поиск поставщиков, запрос предложений, выбор поставщика, заключение контракта, ожидание поставки. Покупка таких же материалов для домашнего ремонта заняла бы несколько минут: пара кликов в Интернет-магазине, и никаких конкурсных процедур. Так же должно быть и в компании. Для этого проектная команда создает внутренний Интернет-магазин с каталогами товаров от заранее выбранных и надежных поставщиков. Простая электрика, инструменты, стройматериалы, хозтовары, канцелярия, мелкая бытовая техника — эти и подобные товары скоро можно будет покупать на собственной электронной площадке. В пилотном режиме ее уже запустили на Челябинском цинковом заводе. 

Обучение сотрудников — четвертый инструмент для повышения эффективности закупок. Чтобы изменилась система закупок, необходимо научить сотрудников действовать по-новому. Для этого появится Академия закупок — обучающие курсы для профильных специалистов на всех предприятиях. Обучение начнется в сентябре 2021 года. Преподавателями станут внешние консультанты из ведущих российских и мировых компаний, специалисты службы директора по трансформации и эксперты с нескольких предприятий УГМК. 
Все студенты Академии смогут оценить свой уровень компетенций, получить индивидуальные рекомендации для развития, пройти тренинги по базовым блокам закупок и познакомиться с современными цифровыми закупочными инструментами.

НОВЫЕ ИДЕИ

Вовлечь сотрудников компании в трансформацию закупок помог корпоративный кейс-чемпионат, итоги которого подвели в июле. 80 участников — сотрудники предприятий УГМК — на протяжении двух месяцев решали, как снизить уровень производственных запасов. 

Идеи участников кейс-чемпионата взяли в работу. Например, на Уралэлектромеди, Святогоре и Челябинском цинковом заводе воплощают решение по сокращению запасов средств индивидуальной защиты – масок, перчаток, накидок и др. Для этого хранение организуют на складах подрядчика. По заявке поставщик будет привозить средства индивидуальной защиты ровно в том количестве, которое необходимо. 

В работе еще одно решение участников кейс-чемпионата — создание виртуального склада. Это единая база данных по остаткам на всех предприятиях. Специалисты ИТ-службы сейчас работают над созданием такого склада. Это поможет быстро перераспределять свободные остатки между предприятиями: одни будут избавляться от излишков, другие — получать необходимое без дополнительных закупок. 

Кейс-чемпионат будет проводиться регулярно на различные темы. Он станет постоянной площадкой для самореализации перспективных сотрудников и решения актуальных задач компании.

Узнать больше: Идеи на миллион: итоги первого кейс-чемпионата УГМК

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

ЕВГЕНИЙ ЯНИХИН, заместитель начальника управления закупок товаров, работ и услуг УГМК:
— Раньше основную роль закупок мы видели в приобретении необходимого. Мы работали над улучшением закупочной функции: писали регламенты, пересматривали роли участников, автоматизировали процессы. Взглянуть на закупки шире помогла трансформация. Теперь мы меняем подход и рассматриваем закупки как инструмент увеличения прибыли и сокращения затрат компании, стараемся подходить к ним комплексно.

Александра КИРСАНОВА

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”