Портал "Управление производством" 0 комментариев

НИОКР в компании BOSCH: обзор корпоративного исследовательского сектора

За последние десять лет инвестиции компании Bosch в научные исследования и разработки выросли более чем на 60%. На что направляются эти средства? В ком компания видит свой основной интеллектуальный потенциал? И чем объясняется то высокое значение, которое отводят НИОКР в компании?

C 2005 г. инвестиции Bosch в исследования и разработки выросли более чем на 60% и в 2014 г. составили около 5 млрд. евро. При этом, если в 2005 г. на исследовательский сектор было выделено 7,4% от прибыли, то в 2015 г. – уже 10,1%. Очевидно, что инновации, НИОКР и развитие стартапов становятся все более важными для компании, поскольку позволяют открывать новые направления бизнеса, совершенствовать производственные процессы и улучшать существующие продукты. 

Специалисты Корпоративного центра исследований и перспективных разработок уделяют приоритетное внимание таким областям инноваций, как хранение и преобразование энергии, информационные технологии и датчики, материалы и технологии производства, методы и процессы разработки:

  • Исследования Bosch в области производства и использования электроэнергии сфокусированы на создании мощных преобразователей энергии для электродвигателей, аккумуляторов и силовой электроники, разработке новых двигателей, сокращении выбросов и снижения расхода топлива автомобилей;
  • Компания создает все более сложные и надежные информационные системы с использованием многоядерных технологий и когнитивного программирования, повышая эффективность вычислительных операций и хранения данных. Инновационные датчики Bosch позволяют применять собственные IT-разработки в таких сферах, как переработка выхлопных газов, бытовая и медицинская техника, системы видеонаблюдения, ультразвуковые и микроволновые технологии, климатическое оборудование;
  • Bosch уделяет большое внимание совершенствованию материалов и технологий производства. Ключевые направления в этих областях – это технологии впрыска, ветряные электроприводы, композитные материалы для использования в датчиках, материалы для хранения и преобразования электроэнергии, наноматериалы;
  • Совершенствуя методы и процессы НИОКР, компания обеспечивает устранение ошибок новых разработок на стадии предварительного проектирования, что гарантирует, что даже самые сложные продукты будут соответствовать как потребностям рынка, так и общепризнанным немецким стандартам качества. 

Сеть корпоративного сектора НИОКР состоит из девяти научных центров Bosch: в Пало-Альто и Питтсбурге (США), Хильдесхайме и Реннингене (Германия), Санкт-Петербурге (Россия), Бангалоре (Индия), Сибуе (Япония), Шанхае (КНР) и Сингапуре. Также конструкторская деятельность ведется еще примерно в 80 центрах по всему миру. В общей сложности, изысканиями заняты около 45 700 исследователей, из которых к корпоративному сектору НИОКР относятся 1400 человек. В 2014 г. компания оформила 4593 патента, в среднем 18 патентных заявок в день, что делает Bosch одной из ведущих компаний в этой области. 

Индустрия 4.0 на заводе Bosch в Ройтлингене – пример направления результатов НИОКР на собственные технологические процессы

В отрасли Интернета вещей Bosch – ведущий поставщик, производящий аппаратное и программное обеспечение для взаимодействующих продуктов, а также выпускающий собственные продукты Индустрии 4.0 на более чем 220 производственных объектах по всему миру. Ноу-хау Bosch охватывают множество сфер – от производства массовых автомобильных компонентов и датчиков до изготовления специализированных упаковочных станков. Компания владеет экспертными знаниями и опытом в области программного обеспечения (в том числе, встроенного), которым занимается ее собственное подразделение ПО и компьютерных систем Bosch Software Innovations. В долгосрочном периоде технологии Индустрии 4.0 могут повысить конкурентоспособность, например, улучшив производительность и способствуя экономии ресурсов. 

Так, на своем заводе в Ройтлингене, компания использовала некоторые собственные разработки Индустрии 4.0. В производство были внедрены:

  • RTD (диспетчер реального времени): интеллектуальная система для распределения задач с учетом различных требований приоритизации;
  • RFID (идентификация по радиочастоте): радиометки RFID позволяют отслеживать изготовление деталей на заводе путем определения положения транспортных контейнеров. Метки предоставляют детальные сведения о том, на каком этапе производственного процесса находится каждая деталь, и позволяют определять степень готовности инжекторов. На основе этой информации можно составлять графики упаковки, отправки и установки деталей. 

Открытие исследовательского центра Bosch в Реннингене – новый уровень развития корпоративного сектора НИОКР

В 2015 г. в городе Реннинген был открыт новый кампус Bosch, который отличается принципиально новой средой для развития научной мысли. В кампусе Реннингена, девиз которого – «Объединенный в сеть для миллионов идей», сосредоточено более 85% специалистов корпоративного сектора НИОКР группы компаний Bosch (то есть около 1200 человек), которые занимаются междисциплинарными прикладными промышленными исследованиями, а также около 500 аспирантов. На церемонии официального открытия кампуса в октябре 2015 г. присутствовала канцлер ФРГ Ангела Меркель. 

В строительство исследовательского центра компанией было вложено более 300 млн. евро. К моменту открытия в него было перемещено более 1800 единиц оборудования из 270 разрозненных лабораторий, которые, таким образом, объединились под одной крышей. Впрочем, «крыша» в новом кампусе Bosch далеко не одна: комплекс занимает 100 гектаров, где расположено 14 зданий общей площадью 110 000 кв. м. Это основной 12-этажный корпус, 11 малоэтажных корпусов для лабораторий и мастерских и 2 административных здания. 

В Реннингене созданы поистине уникальные условия труда. Весь кампус представляет собой единую рабочую среду. Чем теснее те или иные подразделения связаны друг с другом, и чем интенсивнее они в процессе работы обмениваются информацией, тем короче дистанция между ними в новом кампусе. В дополнение к персональным рабочим местам, предусмотрено 270 переговорных помещений различной площади и планировки. В среднем каждый сотрудник находится на расстоянии всего 10 м от ближайшей переговорной. Беспроводной доступ в Интернет на всей территории кампуса позволяет работать буквально в любом его уголке. Обдумывая свежие идеи, исследователи нуждаются в покое и тишине. На более поздних этапах важность обретают совместная работа и обмен мнениями. Компания позаботилась о том, чтобы у членов исследовательской команды Реннингена были как зоны уединения, так и зоны совместной работы, дизайн которых был разработан на основе пошагового анализа процесса создания инноваций и согласован с сотрудниками. 

Выступая на церемонии открытия нового центра, Ангела Меркель заявила, что инновации и научные исследования в области промышленности являются залогом благополучия Германии, и в этом процессе компания Bosch, которая стремится всегда быть на шаг впереди, установила новые стандарты в области исследований. 

Основными направлениями изысканий в Реннингене станут разработка ПО (особенно в контексте Интернета вещей), сенсорные технологии, автоматизация, совершенствование систем силовых агрегатов, а также системы помощи водителю и аккумуляторные технологии. Ближайшие задачи новой исследовательской площадки – это осуществление прорыва в создании технологий автоматизированного вождения, разработки, способствующие распространению транспортных средств с электроприводом и появлению инновационных сетевых технологий. 

В то же время, по словам председателя правления Bosch Фолькмара Деннера, одна из целей объединенного исследовательского центра – это деятельность на основе принципов успешного предпринимательства, что должно выразиться в увеличении количества перспективных стартапов в Германии. Чтобы помочь разработчикам с самого начала сосредоточиться на создании собственного продукта и выводе его на рынок, существует компания Bosch Start-up GmbH, которая предоставляет им пространство для работы, финансирование и помогает в административных вопросах. В число первых продуктов, выпущенных по этой модели, вошел робот стартапа Deepfield Robotics, размером с небольшой автомобиль, предназначенный для помощи в выращивании сельскохозяйственных культур и сборе урожая. 

«Наши эксперты должны научиться думать как бизнесмены уже на самых ранних стадиях разработки. В производство необходимо запускать те новинки, которые не только вдохновляют их создателей, но и восхищают будущих покупателей», – заявил г-н Деннер на открытии нового кампуса. 

Центр научно-исследовательских разработок Bosch в России

В Санкт-Петербурге с 2011 г. действует один из 9 центров корпоративного исследовательского сектора компании Bosch, который в основном занимается прикладными разработками и исследованием новых функциональных пьезоэлектрических, магнитных, термоэлектрических и фотоэлектрических материалов для применения в автомобильной промышленности. 

Потенциал российского исследовательского центра Bosch – это дальнейшее развитие корпоративного научного направления, а также внесение значимого вклада в развитие автомобильной промышленности в целом. В частности, результаты испытаний, проводимых в Санкт-Петербурге, используются Департаментом Автомобильных запчастей и оборудования в производстве стартеров и генераторов для гибридных автомобилей и электромобилей.

 Текст: Елена Осецкая

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”