«Вектор ТМХ» 0 комментариев

Акселератор стартапов ТМХ: принять участие могут даже инженеры- одиночки

О том, как будет происходить отбор лучших проектов и где они смогут быть внедрены.

Благодарим Дирекцию по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО «Трансмашхолдинг» за предоставление данного материала.

В этом году ТМХ совместно с Фондом «Сколково» запустил акселератор стартапов. 

В программе участвуют как коллективы исследователей, так и инженеры-одиночки. О том, как будет происходить отбор лучших проектов и где они смогут быть внедрены, рассказывает генеральный директор Центра перспективных технологий ТМХ Денис Карасев.

ПОШЛИ НА ПРОРЫВ

— Как возникла идея запуска собственной стартап-платформы?

— Можно сказать, что решение создать площадку для привлечения инновационных решений в сфере транспорта стало естественным результатом тесного взаимодействия Фонда «Сколково» и Центра перспективных технологий ТМХ, который в периметре Трансмашхолдинга занимается научно-техническим развитием. Для «Сколково» подобные стартап-акселераторы, внедряемые в разных сферах, являются типовым продуктом. И мы как стратегический партнер фонда в определенный момент поняли, что нам тоже нужен такой инструмент.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

— Какие задачи стоят перед акселератором?

— Ключевая цель программы — поиск внешних разработчиков с оригинальными решениями, которые после совместной проработки позволят усовершенствовать городской рельсовый транспорт и обеспечить конкурентоспособность следующих поколений продукции ТМХ. Сейчас мы ставим перед собой задачу выбрать не менее 20 по-настоящему перспективных и сильных команд, для которых специалисты холдинга станут проводниками в процессе апробации и дальнейшего внедрения инновационных
технических решений.

Второй, не менее важной задачей является стремление продемонстрировать профессиональному сообществу в России и остальном мире, что Центр перспективных технологий ТМХ является единой точкой входа для инноваций в сфере транспорта. Это организация, куда стоит обращаться, если у вас есть прорывные идеи.

— Почему вы сконцентрировались на теме метро и городского рельсового
транспорта?

— Конечно, областей бизнеса, в которых Трансмашхолдингу интересны предложения внешних инноваторов, очень много: от создания высокотехнологичных дизельных двигателей до локомотивостроения. Но мы изначально стремились максимально конкретизировать стоящие перед акселератором задачи, чтобы он не превратился в мероприятие типа «Алло, мы ищем таланты»: мол, давайте ваши идеи, а потом мы подумаем, что с ними делать. Для начала решили ограничиться одним из приоритетных для нашего бизнеса направлений — это городской рельсовый транспорт и метро.

У нас есть планы по созданию новой платформы вагонов метро, которые в ближайшем будущем заменят существующие поезда и станут основой нашего продуктового ряда. У нас очень требовательные заказчики — в первую очередь это Департамент транспорта города Москвы. Они хотят, чтобы готовый продукт не только полностью соответствовал требованиям технического задания, но и имел в своей основе самые передовые решения.

— По каким конкретно направлениям платформа собирает идеи?

— Поиск идет по шести направлениям, всего определено 26 актуальных задач. В частности, нас интересуют решения для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, комплекс IT-решений для автоматического управления поездом, сбора, обработки данных о движении. Коллеги с Метровагонмаша заинтересованы в новых конструкционных материалах, в том числе композитных, новых технологиях проектирования и производства кузовов вагонов. Сформулирован большой спектр задач в области энергетической эффективности поездов, и здесь основной запрос направлен на снижение энергозатрат, повышение надежности и эксплуатационных характеристик ключевых узлов. Решения для эксплуатации и технического обслуживания техники актуальны для наших коллег из «ЛокоТеха». Продукция ТМХ должна быть не только безопасной и экономически эффективной, но и обеспечивать новый уровень сервиса для наших пассажиров. В этом направлении мы ищем технологические и бизнес-идеи по развитию на борту поезда новых услуг, новых информационных и медийных возможностей для пассажиров.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР

— Вашим партнером по проекту стал Фонд «Сколково». Почему именно он?

— Это крупнейший в России агрегатор научных исследований, практических и инновационных разработок. Конечно, у нас в стране существует множество технопарков, которые занимаются подобной деятельностью, но Фонд «Сколково» уже неоднократно доказывал свое лидерство в этой сфере. Он имеет разветвленную сеть, большое количество партнеров по всей стране и за рубежом, огромную базу стартапов и инновационных решений, в том числе реализованных на практике.

Кроме того, «Сколково» — давний стратегический партнер ТМХ, поэтому у нас не было сомнений, к кому обратиться для осуществления задуманного.

— Как распределены роли в проекте?

— Фонд выступает оператором проекта. Он работает с первичной информацией, осуществляет фильтрацию поступающих заявок и формирует проекты для финального этапа отбора, который, кстати, будет проходить, скорее всего, тоже на территории «Сколково». А наша роль — экспертная и направляющая, мы уточняем потребности в качестве заказчика.

ОГРАНИЧЕНИЙ НЕТ

— Кто может участвовать в программе?

— Мы осознанно не вводили каких-либо ограничений, чтобы максимально широко охватить инновационную среду. Со своими идеями к нам могут обращаться как российские, так и зарубежные инноваторы. Более того, по совету коллег из «Сколково» мы решили не вводить ограничения по статусу участников, поэтому открыты для предложений, которые исходят не только от юридических лиц, но и от коллективов авторов, а также самостоятельных инженеров. Такой подход позволяет не пропустить ни одно интересное предложение. Ведь не всегда разработчики и авторы уникальных технологий оформляются в качестве юридического лица.

— Иначе говоря, возможен и такой вариант, что к вам с гениальной идеей может обратиться талантливый студент-одиночка?

— Конечно. Мы понимаем, что область поиска прорывных идей очень специфична. Какие-то технологии рождаются в недрах лабораторий транснациональных корпораций. Есть и малые предприятия, которые могут быть не менее успешными, чем крупные промышленные гиганты, в силу их специализации, целеустремленности, гибкости, открытости. А есть и инноваторы-одиночки, чьи идеи могут оказаться гениальными. В конце концов, автомат Калашникова, знаменитый инновационный советский бренд, был разработан именно таким гениальным одиночкой. Поэтому наша платформа поможет разным людям найти применение своим инициативам.

— Как выстраиваются взаимоотношения с потенциальными участниками? Как они могут узнать о стартап-платформе ТМХ?

— Большая работа по информированию целевых групп проводится и Фондом «Сколково», и дирекцией по внешним связям и корпоративным коммуникациям ТМХ. Информация распространяется в лентах новостей, наша платформа представлена в соцсетях. Кроме того, у «Сколково» сформирована своя экосистема, в которой объединено большинство инноваторов.

— Насколько активно прошла кампания по сбору заявок, сколько идей поступило
на рассмотрение?

— Как мы и ожидали, стартап-платформа ТМХ смогла аккумулировать более 200 проектов. Мы видели активный интерес со стороны разработчиков. Поступало очень много вопросов для уточнения технологических направлений, потенциальные участники знакомились с технологической повесткой ТМХ, адаптировали свои продуктовые предложения под задачи развития городского рельсового транспорта. Серьезный интерес к платформе проявили профессиональные сообщества и объединения технологических стартапов, региональные технопарки, профильные вузы, участники «Сколково» из кластеров IT, промтеха и энерготеха.

Виталий Вакулишин, руководитель проекта Центра перспективных технологий ТМХ:

«Работы по созданию стартап-платформы ТМХ были начаты в апреле 2021 года. В настоящее время завершен этап сбора заявок от разработчиков на сайте конкурса, мы приняли более 200 заявок из 40 российских городов. По результатам рассмотрения представленных идей к участию в следующем этапе будут допущены не более 100. Далее с проектами будут детально работать эксперты ТМХ, которые выберут 25–40 предложений для очной защиты. Определение победителей и финал конкурса
Состоятся в конце октября».

В ФИНАЛЕ — ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ

— Как планируете отбирать самые перспективные идеи?

— Процесс отбора включает несколько этапов. Сначала «работу в полях» провели наши партнеры, коллеги из Фонда «Сколково». Они, как я уже говорил, собирали предложения и проводили первичный отсев. Далее для коллективов и инноваторов, заявки которых приняты, проводились информационные сессии с участием экспертов Центра перспективных технологий ТМХ, компании «ТМХ Инжиниринг» и Метровагонмаша, в ходе которых мы отвечали на их вопросы, помогали правильно сформулировать идеи, выделить из них ту ценность, которая может стать основной для нас. Эти мероприятия открытые, проводились в режиме онлайн в Интернете, записи выкладывались на YouTube. В них приняли участие более 700 человек.

Сейчас идет второй этап отбора. Материалы переданы экспертам соответствующих подразделений ТМХ, которые дадут им профессиональную оценку. По ее результатам мы определим несколько десятков наиболее интересных предложений, которые войдут в финальную часть конкурса.

Третий этап пройдет уже в очном формате: финалисты будут защищать свои проекты перед экспертами и руководителями предприятий холдинга. Здесь очень важно личное общение, чтобы стороны могли пообщаться, дать разъяснения, уточнить нюансы. Это поможет нам определиться с наиболее перспективными и интересными для нас проектами, которые впоследствии смогут внедряться в производство.

— Существуют ли целевые показатели, сколько конкретно проектов и идей после
всех отсевов будет реализовано?

— Да, целевые показатели есть. И они определены опять же исходя из опыта Фонда «Сколково». После всех фильтров из 200 останется 10–20 предложений, которые мы сможем запустить в дальнейшую проработку. То есть хорошим показателем будет реализация 7–10% идей от отобранного количества.

— Иначе говоря, акселератор можно сравнить с обогатительной фабрикой?

— Да, это очень точная аналогия. Когда после переработки больших масс руды мы получим слиток ценного металла.

— После отбора лучших проектов как будут решаться вопросы взаимодействия с инноваторами, коммерциализации идей, защиты авторских прав?

— Со всеми победителями мы будем работать индивидуально, ведь цели и стратегии у стартапов могут быть самыми разными.
Классический подход — это когда стартап продается крупному холдингу и становится его частью. Мы поддержим такой вариант. Еще одно возможное решение: Трансмашхолдинг для стартапа становится рынком сбыта, и мы взаимодействуем в режиме «поставщик — покупатель». Также возможен механизм совместной доработки предложенных технологий. Мы готовы к любым формам взаимовыгодного сотрудничества.

— Планируете ли вы в дальнейшем использовать стартап-платформу ТМХ для
поиска идей в других сферах или это разовый проект?

— Для нас очень важно получить позитивный опыт. Отработав все детали и нюансы привлечения инноваций посредством акселератора, хотим и дальше его развивать, активно использовать для реализации новых технологических направлений.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”