«Уральский Кузнец» 0 комментариев

Заместите ли (Импортозамещение: проблемы и пути решения)

Проблемы машиностроения, металлобработки и в целом региональной промышленности, а также об импортозамещении на ЧКПЗ.

Благодарим пресс-службу ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» за предоставление данного материала.

30 октября на ЧКПЗ принимали важных гостей: чиновников федерального и регионального уровня, экспертов и общественников в области промышленности. Они познакомились с производством, после чего несколько часов обсуждали проблемы машиностроения, металлобработки и в целом региональной промышленности. Важным и крайне полезным стало на этом заседании выступление Андрея Гартунга, генерального директора ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

Ради чего весь сыр-бор

Импортозамещение. Слово, набравшее популярность в России за последние полгода. Чем был вызван резко возросший спрос на замену иностранных поставщиков, объяснять никому не надо – о пресловутых санкциях, ответных санкциях и прочих мерах экономического и политического противостояния России и стран Запада все читали, видели и слышали, может быть, даже больше, чем хотелось бы, и всё же – недостаточно для того, чтобы по-настоящему понять суть проблемы и найти способы её решения.

Вроде бы глава государства чётко и ясно распорядился, чтобы в государственных, особенно оборонных, закупках ни один иностранный производитель не участвовал, чтобы отечественные компании были как можно скорее и шире допущены к госзаказу, а ещё раньше – чтобы зарубежные автомобилестроители должным образом выполняли свои обязательства по локализации. Но всем давно известно: одно дело – дать распоряжение, и совсем другое – добиться его выполнения.

Помочь государству и промышленникам в оперативном развитии импортозамещения взялись комитет Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и информационно – аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности Минпромторга России. Вместе они организовали специальную программу мероприятий под общим названием «Перезагрузка. Прямой контакт», в рамках которой в конце октября состоялась бизнес-поездка в Екатеринбург и Челябинск. Организаторы, при участии местных чиновников, промышленников, а также представителей Союза машиностроителей России и других общественников, имеющих прямое отношение к теме промышленной локализации, посетили с экскурсиями несколько предприятий и провели совещания, с целью выяснить актуальные проблемы уральской промышленности, препятствия на пути импортозамещения и предложения по их устранению. В Челябинске подобное обсуждение проходило на территории ОАО «ЧКПЗ», с участием руководителя завода.

Примеры успеха

Свой доклад Андрей Гартунг начал с рассказа о той большой работе, которую провели на предприятии, чтобы получить доступ к программам локализации западных машиностроителей. Миллиардные вложения в техническое перевооружение, привлечение ведущих специалистов и широкая программа обучения собственного персонала, внедрение передового опыта, стандартов и технологий, преобразования производственной системы, диверсификация сбыта и интенсивное освоение новых продуктов для заказчиков из разных сфер промышленности – всё это и многое другое было реализовано ценой немалых усилий работников ЧКПЗ за относительно короткий период времени, чуть меньше десяти лет. Некоторые из наших российских конкурентов выбрали похожий путь. Многие же не меняли ничего. В результате обострявшейся с каждым годом конкуренции сегодня в стране осталась всего пара сотен кузнечных заводов из нескольких тысяч, работавших во времена СССР. А Челябинский кузнечно-прессовый сумел заключить контракты с иностранными компаниями, и сегодня является поставщиком для известных во всем мире брэндов, таких как SKF, ZF, Knorr Bremse, Bosch, например. Завоевать подобные заказы сложно, у европейцев более строгие требования к качеству, очень тщательный подход к выбору поставщиков на всех этапах, от выплавки металла до поставки готового изделия. Но это – сложности, которые мы смогли преодолеть. В то же время, есть множество других западных компаний, сотрудничество с которыми в сегодняшних экономических и законодательных условиях просто невозможно. О причинах А.В. Гартунг также рассказал в своём выступлении.

Почти невозможно

Дело в том, что у крупных машиностроительных концернов – таких, например, как Renault Nissan Avtovaz – есть ряд требований к поставщикам, которые отечественным компаниям просто не по зубам. Прежде всего, это ценовая политика. Рентабельность поставщиков машиностроения на Западе – не выше 10%. Чаще ниже, потому что контракты заключаются сразу на несколько лет, с фиксированной ценой. Это очень малоприбыльно, но позволительно, потому что один поставщик обеспечивает потребности всех заводов концерна, а это десятки – если не сотни – предприятий по всему миру. Разумеется, если взять отдельно объёмы сборочного производства в России, получится многократно меньшая сумма, а значит, прибыль от такого сотрудничества будет просто никакой. Особенно с учетом прочих факторов. И фактор №2 – сталь.

Металл, изготовленный по нашим ГОСТам, европейцы не признают – у них своя классификация. И хотя химические анализы показывают, что российские металлурги делают идентичные по составу марки стали, аргументом это не является. Единственное российское предприятие, выпускающее металлопрокат в соответствии с европейской системой – Оскольский металлургический комбинат – установило на данную продукцию настолько высокие цены, что покупать сталь в Европе с доставкой в Россию получается дешевле! Другим отечественным металлургам для перехода на эту систему не хватает средств, времени, желания или чего-то ещё – чего бы ни хватало, становиться конкурентом для оскольских сталелитейщиков никто не торопится, а значит, опускать цены у монополистов оснований нет.

Третий фактор – российские условия финансирования. В большинстве случаев, чтобы освоить новую продукцию для иностранного заказчика, требуются серьёзные инвестиции, приходится привлекать кредитные деньги. Окупаемость таких вложений в Европе, где кредитные ставки гораздо ниже, чем у нас, составляет около 6 лет, в России же подобный кредит вообще никогда не окупится – слишком высока ставка. Вот и получается, что государство установило иностранным производителям условие по обязательной локализации компонентов, а они как бы согласились, но при этом фактически остались недоступными для российских компаний.

Вывод из всех перечисленных выше проблем: в сложившихся условиях в металлообработке локализация возможна, только если иностранные производители станут использовать российский металл по ГОСТу, а продукцию для них можно будет выпускать на существующем оборудовании, без необходимости дополнительных инвестиций, либо если Государство профинансирует проект, несмотря на низкую экономическую эффективность – как в случаях с оборонными заказами. Все три условия практически невыполнимы. И всё же, положение не безнадёжно. В заключительной части доклада генеральный директор ЧКПЗ предложил ряд шагов, на которые может пойти правительство, чтобы стимулировать рост импортозамещения, вместе с ростом отечественной обрабатывающей промышленности.

Пути решения

Переломить ситуацию могут конкретные меры. Прежде всего, государство должно отказаться от искусственной поддержки рубля, что, впрочем, уже произошло, и это на руку промышленникам, потому что вместе с дешевеющим рублем растёт рентабельность производства. Кроме того, необходимо отказаться от борьбы с инфляцией методами Центробанка, так как основная причина инфляции – низкий уровень конкуренции, а значит, монетарный способ здесь бесполезен. Ставка рефинансирования, которая недавно снова была повышена, должна стать ниже – это сделает доступными инвестиции в производство. Также действенным может стать отказ от роста тарифов естественных монополий, хотя бы на 3 года. Само государство сможет здорово сэкономить бюджетные деньги, отказавшись от сверхдорогих проектов, как, например, чемпионат мира по футболу, строительство центральной автомобильной кольцевой дороги или БАМа.

Кроме того, необходимы прямые меры поддержки для обрабатывающих отраслей: субсидирование лизинговых платежей для предприятий по приобретенному оборудованию до эффективной ставки не выше 5%, расширение программы утилизации транспортных средств на 50-60 млрд рублей, с включением в программу тяжелой и специальной техники, введение льготного режима ввоза оборудования для переработки сырья – за счет отказа от налогов и пошлин – а также повышение тарифов на экспорт сырья и снижение – на экспорт продуктов переработки, и даже субсидирование экспорта. И налоги для обрабатывающих отраслей, такие как ЕСН и НДС, надо снизить, а повысить – для сырьевых. Всё это даст положительный экономический эффект и позволит «подняться на ноги» многим российским производителям компонентов и другим металлообрабатывающим предприятиям.

Важно также принять меры защиты от китайского импорта продуктов переработки, машин и оборудования, чтобы повысить конкурентоспособность отечественных производителей. А для всех иностранных машиностроителей – конкретизировать требования по локализации: вместо указанного в законе процента локализации стоит прописать конкретные узлы, чтобы у них не было лазейки, позволяющей производить все наиболее ценные операции в других странах.

Наконец, есть оперативные меры поддержки разового характера, которые также могут способствовать скорому росту промышленности. Это, во-первых, ретроспективное списание кредитов предприятиям на сумму проведенной модернизации – то есть, если предприятие вкладывало солидные средства в своё производство, на сумму этих вложений можно ослабить его налоговое бремя. А во-вторых, при оказании поддержки четко квотировать получателей льгот, чтобы государственным предприятиям отходило не более 30% от суммы выделенных льгот, а остальное распределялось частным производителям – в противном случае им, как и раньше, ничего не достанется, всю поддержку «съедят» неэффективные заводы, которые привыкли сидеть на шее у государства.

«Данные меры представлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, и я убеждён, что если их удастся реализовать в полном объеме, это станет поворотным моментом для развития всей российской экономики, - отметил в заключении Андрей Гартунг. – Если же никаких шагов не будет предпринято, в недалеком будущем в России могут полностью исчезнуть целые отрасли, которые жизненно важны для всей промышленности».

Итоги

По итогам встреч в Екатеринбурге и Челябинске специалисты информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности при Минпромторге РФ подготовили аналитический обзор проблем с предложениями по их решению. В документ были включены, среди прочих, меры, предложенные А.В. Гартунгом.

Кроме того, гендиректор завода в ближайшее время представит в Москве стратегически важный проект по импортозамещению. Услышат ли в правительстве «глас вопиющего», сделают ли правильные выводы, смогут ли принять нужные меры – мы можем пока только гадать. Но каков бы ни был исход этих инициатив, что бы ни происходило с отраслью, ясно одно: все те большие перемены и революционные преобразования, которые ЧКПЗ переживал в последние годы, были проведены верно, и теперь они приносят свои плоды, позволяя заводу оставаться на плаву и развиваться даже в самые сложные времена. 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”