Татнефть 0 комментариев

ТМС групп: проект оказался успешным

В прошлом году исполнилось пять лет со дня создания управляющей компании ООО «ТМС групп». Дата скромная, но с учетом того, что «ТМС групп» является самой «возрастной» среди УК, созданных в процессе реструктуризации, она заслуживает внимания. Компания в настоящее время представляет собой мощную структуру, объединившую высокопрофессиональные кадры и передовые технологии. По результатам ее работы в какой-то мере можно судить и в целом об эффективности политики ОАО «Татнефть» по выводу сервиса из основной структуры.

Управляющей компанией с момента создания руководит РЕНАТ НУГАЙБЕКОВ, один из наиболее заметных молодых руководителей в «Татнефти». О сегодняшних заботах и перспективах многотысячного коллектива с ним беседует корреспондент «НиЖ» ИРЕК БАДРЕТДИНОВ. 

«НиЖ»: Ренат Ардинатович, как создавалась ваша управляющая компания и расширялось поле ее деятельности? Если создание «ТМС групп» оценивать как управленческий проект, успешным ли, по вашему мнению, он оказался? 

Р.Н.: Пять лет работы нашей управляющей компании дают возможность, думаю, ответить на этот вопрос положительно. Решение руководства ОАО «Татнефть» об объединении механической службы в единую структуру было своевременным и верным. УК «Татнефть-МехСервис» была создана в процессе реструктуризации механического комплекса компании «Татнефть». На базе АЦБПО РНО и расформированных прокатно-ремонтных цехов эксплуатационного оборудования (ПРЦЭО) нефтегазодобывающих управлений были созданы сервисные предприятия ООО «МехСервис-Запад» и «МехСервис-Восток», которые позже были объединены в нашу дочернюю структуру ООО «МехСервис-НПО». 

Через 2,5 года, в июле 2007-го, в УК передано обслуживание объектов внутрипромысловой перекачки. В мае 2008 года выведены из НГДУ и переданы нам прокатно-ремонтные цеха глубинно-насосного оборудования, на базе которых создана структура «НКТ-Сервис». Попутно возникла необходимость создания подразделения, отвечающего за учет нефтепромыслового оборудования — в результате появилось НПО ООО «НКТ-Логистика». С мая 2009 года наша УК начала заниматься и обслуживанием бурового оборудования: в связи с реструктуризацией ОАО «Татнефть-ЦБПО РБО и СТ» у нас появилась еще одна «дочка» — ООО «ТМС – Буровой Сервис». Спустя год обслуживание бурового оборудования стало нашим делом — нам передали также сервис бурового оборудования из УК «Татбурнефть». С августа прошлого года мы стали заниматься оказанием услуг и по ремонту труб. В составе нашей УК сформировано новое общество «ТМС-ТрубопроводСервис», базой для создания которого стали УК «ТрубопроводСервис» и ООО «ЗНОК ППД». Намечается увеличить состав «ТМС групп» за счет завода стеклопластиковых труб и создания нового предприятия в пермско-ижевской зоне «ТМС-Техновек». 

Если в «Татнефть-МехСервисе» образца 2005 года было занято 580 человек, то в настоящее время общая численность работников превышает 4000 человек

Как видите, все эти годы шел процесс расширения компании, поля ее деятельности. Соответственно увеличилось и количество работающих. Если в «Татнефть-МехСервисе» образца 2005 года было занято 580 человек, то в настоящее время общая численность работников превышает 4000 человек. 

«НиЖ»: Но ведь чем крупнее хозяйство, тем труднее им управлять. Помогает ли вам практика проектного подхода? 

Р.Н.: Не стану спорить, но отмечу, что управляю не один я, работает единая команда, опираясь при этом на последние достижения науки управления. Эффективности управления мы достигаем во многом именно благодаря практике проектного подхода, азы которого нам пришлось осваивать в процессе работы. Представьте себе, что у нас в реализации находится одновременно более 250 проектов по разным направлениям деятельности. Естественно, я просто физически не имею возможности принять непосредственное участие в реализации даже половины такого количества. Но в этом нет необходимости: я делегирую свои полномочия руководителям проектов. 

На западе, а в последнее время и в России, распространен термин «проектно-ориентированная компания». За рубежом это компании, использующие проектные подходы в качестве организационной стратегии развития. Реальные шаги в этом направлении мы сделали, и свое будущее представляем именно в виде проектно-ориентированной компании. 

«НиЖ»: До недавнего времени мало кто имел представление о проектном управлении. Думается, нелегко было обучить людей такому новшеству… 

Р.Н.: Обучение персонала в компании было начато с семинара для высшего руководства «Корпоративная система управления проектами». Для обучения наших инженерно-технических сотрудников тонкостям работы по проектному подходу были приглашены лучшие специалисты. Тем самым мы получили качественное связующее звено между заказчиками проектов, т.е. нами, и исполнителями в управляемых организациях. Особенностью процесса явилось то, что сотрудники помимо обучения прошли аудит и получили оценку своих знаний по управлению проектами. Поэтому мотивация была очень высокой, сотрудники активно включались в работу как во время деловых игр, так и в ходе теоретических занятий. 

Для повышения качества работы и снижения рисков внедрения было организовано обучение как выделенных проектных специалистов, так и сотрудников, привлекаемых к реализации проектов

В 2009 году в нашей компании был запущен «проект проектов» — «Создание системы управления проектами». В ходе его реализации внедряются методы проектного управления в практику текущей работы (ремонты, обслуживание, заказы) и в практику реализации стратегии компании. Выделены приоритетные задачи на сегодняшний день и сформирован портфель проектов, которые должны быть реализованы для достижения поставленных целей. Именно поэтому количество сотрудников, вовлеченных в преобразования, оказалось достаточно высоким. Для повышения качества работы и снижения рисков внедрения было организовано обучение как выделенных проектных специалистов, так и сотрудников, привлекаемых к реализации проектов. 

«НиЖ»: Ренат Ардинатович, вы сказали, что на вашу компанию возложено обслуживание бурового оборудования. Как идет работа в этом, новом для вас направлении, какие выявляются проблемы? 

Р.Н.: Поэтапная реструктуризация бурового комплекса с участием УК «ТМС групп» продолжается. В июне прошлого года в связи с ликвидацией ООО «Татбурсервис» в наши управляемые общества переведены 140 человек промышленно-производственного персонала. Основную работу по оказанию услуг буровикам ведут три общества нашей компании: «Татнефть-РНО-МехСервис», «ТМС – Буровой Сервис» и «НКТ-Сервис». Весь объем работ, заявленный с момента передачи сервиса, выполнен. Претензий по качеству ремонта не получено, однако были претензии по срокам выполнения заявок, зафиксированы случаи простоя буровых бригад. Причиной этого стало состояние оборудования, поступающего в ремонт: оно требовало большей глубины ремонта, чем предполагалось. Следовательно, понадобилось больше и времени на ремонт. В настоящее время ситуация стабилизирована: за счет создания оборотного фонда отремонтированного оборудования простои исключены. 

Переходный период реструктуризации бурового комплекса высветил слабые стороны как со стороны заказчика — в организации заявок, так и со стороны подрядчика — при их исполнении. Но создаваемая нами система взаимоотношений, основанная на взаимопонимании и подкрепленная такими факторами, как создание оборотного фонда и унификация оборудования позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Надеемся, что при условии четкого определения прав и обязательств в рамках заключаемых договоров 2011 год мы начнем с качественно новым уровнем сервиса. 

«НиЖ»: Давайте вернемся к научным методам управления, применяемым в «ТМС групп». Вы одними из первых взяли на вооружение философию «Бережливое производство». Что она дает? 

Р.Н .: Как добиться того, чтобы улучшение условий работы на рабочих местах способствовало значительному повышению производительности труда, — вопрос не новый. Для достижения поставленной цели мы решили организовать рабочие места в соответствии с системой «Бережливое производство». Это философия ведения бизнеса, которая позволяет производить продукцию или оказывать услуги с наименьшими затратами при полном удовлетворении требований заказчика. 

Для вовлечения сотрудников компании в систему «Бережливое производство» мы организовали учебу по вводному курсу для руководителей проектов.На сегодняшний день обучение прошли 276 человек. 

Освоение «Бережливого производства» в «ТМС групп» началось с 2008 года. Первым шагом было обучение ведущих инженеров и руководителей компании и открытие новых пилотных проектов по основным ее инструментам — это система 5С, картирование изготовления вала редуктора в «ТН-РНО-МехСервис» и внедрение системы обслуживания оборудования ТРМ (Total Productive Maintnance). За сравнительно короткое время проекты дали положительные результаты, показали желание персонала проводить улучшения на своих рабочих местах. 

Для вовлечения сотрудников компании в систему «Бережливое производство» мы организовали учебу по вводному курсу для руководителей проектов. Участники обучения приобрели теоретические знания с практической реализацией инструментов в деловых играх и получили основу для применения знаний в своих проектах. На сегодняшний день обучение прошли 276 человек. 

Вторым шагом стала организация структуры реализации проектов. В каждом подразделении назначен ответственный по системе 5С с подчинением ему ответственных в цехах. Они также отвечают за реализацию системы предложений «кайдзен», а проектный офис от управляющей компании консультирует и проводит обучение для рабочих. 

Третьим шагом по разворачиванию системы «Бережливое производство» является запуск 16 проектов, среди которых можно выделить те, которые имеют стратегически важное значение для развития компании: «Система 5С в «НКТ-Сервис» с охватом 9 цехов, 58 рабочих мест, «Система 5С в цехах «МехСервис-НПО» с охватом 88 единиц техники, «Картирование ремонта трубы НКТ в 3-х цехах», «Система быстрой переналадки 2-дюймовых труб на 2,5-дюймовые в Елховском цехе «НКТ-Сервис» и другие.

«НиЖ»: Реструктуризация сервисной службы ОАО «Татнефть» предполагает и выход на внешний рынок услуг. Насколько широки связи «ТМС групп» с внешними заказчиками? 

Р.Н.: Основным нашим клиентом является, конечно, «Татнефть». Но компания активно продвигается и на внешний рынок, объемы оказываемых услуг постоянно растут. В число компаний-партнеров и заказчиков наших услуг входят ОАО «РИТЭК», ОАО «Байтэкс», ОАО «Удмуртнефть» (ОАО «Роснефть»), НК «ТНК-ВР», ОАО «Ульяновскнефть» (ОАО «Русс-Нефть»), ЗАО «Новомет», ОАО «ЛУКОЙЛ» — всего порядка ста компаний. В этом направлении «ТМС групп» ставит перед собой амбициозную задачу — войти в число наиболее заметных и известных игроков рынка нефтесервиса. 

Хочу отметить, что в прошлом году наша компания стала победителем конкурса Правительства РТ и ее руководитель награжден дипломом «Лучший менеджер по качеству Республики Татарстан».

Ирек Бадретдинов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”