Как изменение параметров кузова влияет на производительность карьерных самосвалов.
Эксперимент по снижению веса карьерных богатырей стартовал на Лебединском ГОКе два года назад. Задача — увеличить производительность: чем легче кузов, тем больше горной массы можно перевезти за один рейс.
Специалисты в течение года обкатывали на самосвалах грузоподъёмностью 220 тонн несколько моделей облегчённых кузовов разных производителей. По итогам промышленных испытаний выбрали оптимальный вариант как по геометрии кузова, так и по его надёжности.
— Каждый модернизированный 220-тонный БелАЗ перевозит на 10 тонн руды больше, а вскрыши — на 35,4 тонны. Эффект есть: по отношению к стандартному кузову грузооборот вырос на 10,6 процента. За год пять большегрузов с облегчёнными кузовами дополнительно дают такой же грузооборот, как одна 130-тонная машина, — рассказывает главный специалист по перспективному развитию АТУ Александр Каунов.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Сегодня в лебединском карьере работают 13 модернизированных 220-тонных самосвалов с облегчёнными кузовами. При росте производительности эти машины показывают снижение удельного расхода топлива на 5-7 процентов.
Водитель одного из них, Виталий Цуканов, перечисляет ещё несколько преимуществ:
— Машина чуть полегче стала, веселее идёт. На раму нагрузка меньше — значит, на ремонты реже будет заходить. Форма кузова такая, что просыпи меньше. Плюс козырёк длинный: солнце в глаза не светит.
Новый кузов не только длиннее, но и на метр шире обычного — получается своеобразный козырёк и над колёсами. Это помогает предохранить дефицитные ныне шины от порезов кусками породы. Тоже экономия.
На комбинате констатируют: эксперимент удался. Вообще из 32 самосвалов грузоподъёмностью 220 тонн более половины — с новыми характеристиками. Кроме «облегчённых», в парке есть и шесть новых БелАЗов, уже оснащённых кузовами с изменённой геометрией.
— Руду они перевозят, как и старые, — 209 тонн. Но по вскрыше объём больше, поэтому менять их не планируем. Остальную технику обновим в плановом порядке по программе техперевооружения, когда подойдёт к завершению срок эксплуатации. Будем выбирать новые модели кузова: с ними производительность выше, — делится планами Александр Каунов.
Анна Шишкина. Фото Александра Белашова