0 комментариев

Скованные одной цепью: Управление цепочками поставок (SCM) в СИБУРе

Проект по внедрению системы «Управление цепочками поставок» (SCM) идет полным ходом. Планомерно завершается ее первый этап - обследование, - проводимый специалистами СИБУРа и консалтинговой компании Accenture.

Корпоративный журнал «СИБУР сегодня», январь-февраль 2010г. WWW.SIBUR.RU

Екатерина Коробейникова

Проект по внедрению системы «Управление цепочками поставок» (SCM) идет полным ходом. Планомерно завершается ее первый этап - обследование, - проводимый специалистами СИБУРа и консалтинговой компании Accenture.

Управление цепочками поста­вок - это целая философия. В ее рамках логистика, планирование и управление запасами рассмативаются с точки зрения удовлетворе­ния клиентских потребностей. А кли­енту, в свою очередь, нужно получить свой заказ «точно в срок» и в необходи­мом объеме. В современном мире су­ществуют даже университетские кафед­ры, обучающие науке SCM. Причем они организованы не только за рубежом, но и в России. Почему же именно эта «бизнес-философия» получила такую по­пулярность во всем мире? Помимо фи­нансовой выгоды, SCM позволяет упо­рядочить бизнес-процессы, связав их в единую систему. Даже немолодые ком­пании часто страдают оттого, что клю­чевые процессы не являются взаимо­связанными. Из-за этого обслуживание клиента на более высоком уровне стано­вится просто невозможным. Поскольку СИБУР динамично развивается и плани­рует выход на новые рынки, компания стремится соответствовать лучшим ми­ровым практикам, чтобы повысить свою конкурентоспособность за пределами России, а также на премиальных рынках.

Благодаря внедрению SCM все функ­ции по управлению поставками будут находиться в едином центре. Это позво­лит отслеживать динамику рынков и ко­лебания спроса, а также осуществлять постоянный контроль над потоками про­дукции и их временем в пути. Для совре­менных клиентов уровень обслужива­ния крайне важен, а с учетом постоянно возрастающей конкуренции на нефтехи­мических рынках поставщики стали де­лать акцент на качестве не только про­дукции, но и сервиса. Внедрение SCM позволит автоматизировать процессы формирования графиков перевозок, производства и распределения сырья. Таким образом, клиенты смогут получать оперативную информацию о наличии продуктов и сырья на складах, о возмож­ных сроках доставки и даже о том, какой отрезок пути проходит в данный момент заказанная партия товара.

Улучшение клиентского сервиса способствует повышению финансо­вой эффективности компании. «Продавая не только товары, но и услуги, мы сможем повысить собственную норму прибыли. Такие опции, как поставка «точно в срок», часто рассматриваются в качестве дополнительных. При этом отсутствие подобных предложений ав­томатически перекрывает доступ к пре­миальным рынкам, где клиенты просто не станут заказывать продукцию без со­путствующих сервисов», - считает руко­водитель проекта Михаил Гордин.

Сравнительный анализ показал, что СИБУР сейчас отстает от миро­вых практик по ряду параметров. Для того чтобы сократить разрыв, необхо­димо обеспечить онлайн доступность и прозрачность запасов во всей товаро­проводящей сети. К сожалению, часть информации до сих пор приходится доставать «вручную»: не все склады мо­гут оперативно поставлять данные. Для усовершенствования транспортировок СИБУРу надо создать единую автома­тизированную систему планирования поставок, благодаря которой графики перевозок станут более гибкими, то есть настроенными под нужды клиентов. В эту систему также можно включить ав­томатизированную систему формиро­вания предупреждений. В этом случае диспетчер, начиная свой рабочий день, первым делом видит на экране все от­клонения. Исследования показали, что СИБУР находится на достаточно высо­ком уровне по планированию поста­вок, а что касается мониторинга - толь­ко на базовом. Поэтому такие меры, как внедрение системы формирования пре­дупреждений, лишними для компании не окажутся.

Сейчас в СИБУРе завершается только первый этап внедрения SCM - обсле­дование. В его рамках был проведен сравнительный анализ показателей ком­пании и общемировых практик. Сделан­ные выводы обсуждались в конце де­кабря на семинаре, где Михаил Гордин рассказал об основных принципах ис­следований. Для того чтобы разобрать­ся с внутренним положением дел, про­водились интервью с руководителями и ключевыми специалистами на уров­не холдинга, трех основных дирекций, а также Citco и «СИБУР - Транса». Кон­салтинговая компания Accenture, в свою очередь, предоставила референтную модель в рамках управления цепочками поставок, с помощью которой бизнес-процессы СИБУРа сравнивались со сред­ними показателями по отрасли.

Для подробного анализа были выде­лены 14 бизнес-процессов, в каждом из которых были определены пять ключе­вых характеристик: уровень стандар­тизации и автоматизации процессов, организационная структура, уровень доступности данных, а также ключевые показатели эффективности. Сравнение этих характеристик с мировыми отрас­левыми практиками позволило выявить уровень зрелости бизнес-процессов компании.

Помимо этого были найдены «слабые места», укрепление которых позволит сделать первые шаги на пути к созда­нию полноценной системы. «С самого начала мы взяли за основу референтную модель и постарались наложить на нее собственные бизнес-процессы - то есть сразу проектировать будущее в рамках этой модели, включающей все бизнес-процессы, существующие в нефтехими­ческой компании (НИОКР, разработка новых продуктов, продажи и т. д.)», - со­общил Михаил Гордин.

Для внедрения SCM необходимы новые ИТ-инструменты, чтобы с их по­мощью автоматизировать процессы в цепочке поставок. На декабрьском семинаре стало известно, что в СИБУРе борьба развернется между програм­мами на базе SAP, Oracle или Aspentech. Примеры успешного использования систем по управлению цепочками по­ставок можно встретить среди компаний практически любого профиля. К приме­ру, Valio внедрила комплексную инфор­мационную систему управления пред­приятием на базе Microsoft Dynamics AX. Продукция Valio поставляется в Россию

с заводов Финляндии и других европей­ских стран, поэтому одной из приоритет­ных задач для компании была оптимиза­ция процессов дистрибуции. Внедрение соответствующих систем позволяет ком­пании в режиме реального времени от­слеживать количество продукции, оста­ющейся невостребованной на складах, прогнозировать уровень спроса, а так­же предоставлять клиентам сервис по заблаговременному заказу продукции с небольшим сроком хранения.

В компании LG Electronics эффектив­ную работу цепочки поставок рассматри­вают как залог конкурентоспособности компании. За счет оптимизации системы SCM компания сэкономила $ 350 млн ме­нее чем за год. Минерально-химический холдинг «ЕвроХим» также может похвас­таться своими успехами в объединении бизнес-процессов в единую систему. В холдинге внедрили систему управле­ния предприятием Oracle E-Business Suite. Отличительная особенность подхода «ЕвроХима» заключается в том, что они рассматривают всю систему управления в качестве единой интегрированной це­почки поставок, включающей в себя все процессы по закупке сырья, производ­ству, транспортировке и продажам.

Эксперты считают, что на посткри­зисном пространстве лучше всех будут чувствовать себя те компании, которые готовы играть в масштабах международ­ного рынка. В ходе семинара Михаил Гордин не раз подчеркивал, насколько важна подготовленность холдинга к мас­штабному выходу на внешние рынки: «Мы не знаем, каким будет наш мир че­рез 2-3 года, не говоря уже о более дол­гих сроках. Именно поэтому перед нами стоит задача внедрить такую систему, которая сможет адаптироваться к но­вым условиям. В результате внедрения SCM мы планируем вывести операци­онную деятельность СИБУРа на уровень мировых стандартов. Для нас это крайне важно, так как мы намерены вести кон­курентную борьбу за рынки как в Рос­сии, так и за ее пределами».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”