0 комментариев

Кто не гребет, тот тонет: Програм­ма инновационного развития ОАО «МОЭСК»

В ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» принята «Програм­ма инновационного развития ОАО «МОЭСК» на 2011-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.». Она интегрирована в единую стратегию разви­тия ОАО «МОЭСК» и является ее важнейшим элементом. целью инновационного развития ОАО «МОЭСК» определено повышение экономической и энергетической эффектив­ности энергоснабжения потребителей за счет обеспечения инновационного развития ОАО «МОЭСК» путем создания современной электросетевой инфраструктуры на уровне мировых стандартов.

«Вести МОЭСК», сентябрь 2011г. www.moesk.ru

Сергей Прокопенко

 

В ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» принята «Програм­ма инновационного развития ОАО «МОЭСК» на 2011-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.». Она интегрирована в единую стратегию разви­тия ОАО «МОЭСК» и является ее важнейшим элементом. целью инновационного развития ОАО «МОЭСК» определено повышение экономической и энергетической эффектив­ности энергоснабжения потребителей за счет обеспечения инновационного развития ОАО «МОЭСК» путем создания современной электросетевой инфраструктуры на уровне мировых стандартов.

О направлениях инновационного развития Компании, гранях этой программы и путях достижения обозначенных в ней целей рассказывает руководитель дирекции по развитию, информационным технологиям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК» Андрей Сницкий.


- Андрей Викторович, пятилетняя програм­ма инновационного развития ОАО «МОЭСК» амбициозна и масштабна. В частности, Компа­ния должна стать лидером распределительного электросетевого комплекса РФ и Восточной Европы, используя энергоэффективные технологии и инновации, придерживаясь мировых стандартов качества предоставляе­мых услуг и лучшей практики корпоративного управления. На ближайшую перспективу определено опережающее инновационное развитие по сравнению со среднеотраслевым уровнем. Не слишком круто?

- Давайте сразу определимся. Иннова­ции - это не самоцель, не модный тренд. Государством определен курс на переход к инновационному развитию экономики. Это потребует создания инфраструктуры, среды для появления и успешного внедре­ния инноваций. Энергетика, как ключевая отрасль российской экономики, органично вписана в этот вектор развития.

А что до амбиций, то цели программы, по нашим оценкам, вполне достижимы. К этому нас стимулирует развитие рыночной ситуации. Ведь лидерство ОАО «МОЭСК» - не самоцель, а темп развития, его ориентир. Выражаясь образно, кто не гребет, тот тонет.

Ведь инновационнность - не только прорывные, передовые технологии и оборудование. Это, прежде всего, новизна мышления, способность ставить амбициоз­ные цели, определять пути их достижения и добиваться их реализации. Активная жизненная позиция, если хотите. Когда удастся сформировать такую среду, движе­ние вперед будет обеспечено и для Компа­нии, и для экономики страны в целом.

- Словом, речь не только и не столько о «железках», сколько об изменении образа мыслей?

Безусловно. Если мы посмотрим с вами программу инновационного развития «МОЭСК», то увидим, что она сбалансиро­вана. И охватывает весь комплекс деятель­ности Компании: и технологическую сферу, и организационную, и мотивацию персонала, и много другое. Это нашло отражение в нашей инновационной программе. Поле приложения интеллекта достаточно широкое.

- Чтобы сформулировать программу, необходимы наработки, определенный инновационный потенциал?

Конечно, создавалась она не на ровном месте. У нас были наработки, предложения научно-технического совета. Те или иные идеи находили свое примене­ние или как-то отрабатывались в виде небольших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Хотя их было мало. Сказались недофинан­сирование, кризис. Но и в этих условиях Компании удалось сохранить потенциал, интерес персонала, который готов этим заниматься. Подтверждением тому – целый набор инновационных проектов, НИОКРовский набор, который мы получили уже в первый период. Это послужило платформой, стартовой площадкой для воплощения в программу.

Ее разработкой мы начали заниматься примерно год назад. Причем первыми в Холдинге МРСК. И когда в Холдинге создались такие структуры, МОЭСК достаточно гармонично в них влился. У нас уже были свои наработки, сформирован портфель идей.

Но главное - мы отработали механизм инновационной деятельности. Он закре­плен в положении, в котором учтены все вопросы и порядок этой деятельности. Скажу с уверенностью - механизм работает.

- Инновации - сфера довольно спорная. Что считать таковыми? У всякой идеи найдутся как сторонники, так и противники. Как быть?

- Я бы добавил, что реализация любой инновации требует средств. Эти средства берутся из тарифных источников. Ответ­ственность высока, как и цена ошибки. Поэтому в ОАО «МОЭСК», кроме уже существующего научно-технического совета, появился комитет по инновациям и энергоэффективности. В него, кроме сотрудников Компании, вошли авторитет­ные в отрасли эксперты: представители Московского энергетического института, различных инфраструктурных организа­ций, Российского энергетического агент­ства. Это достаточно известные люди. К примеру, Георгий Петрович Кутовой, другие авторитеты в энергетике. Как показал опыт, коллегиальность в решении вопросов инновационного развития оправданна и мы на правильном пути.

- Со стороны виднее?

- Если угодно. В повседневной работе мы концентрировались на решении насущ­ных задач, у нас определенный стереотип выработался. Мы как бы зашорились. А эксперты на заседаниях говорят, вы посмо­трите иначе... И зачастую проходят проекты, которые бы мы у себя зарубили точно.

- Есть такие примеры?

- Например, методика оценки динами­ческой устойчивости оборудования. Эту проблему, кстати, поднял один из сотруд­ников Компании. Поначалу к ней отнес­лись скептически. Но на самом деле проблема актуальная. Если учесть, что часть существующего оборудования устарела, его характеристики уже далеки от паспортных. Как оценивать его динамиче­скую устойчивость, то есть устойчивость в условиях коротких замыканий? И что ожидать в этих условиях? Возможно, нужно разработать методику оценки устойчиво­сти, чтобы потом четко определить, что вот это оборудование надо менять точно. Либо провести выборочные испытания и прочее. Вроде, ничего инновационного. Но никто не знает, как подходить к этой проблеме... Ее решение необходимо Компании. Для этого требуется простое, недорогое, нестандартное решение. Стандартное - это взять и все заменить на новое.

- На первый взгляд, не особо прорывно, революционно...

- А революций и не ждите. Революции - это скачки, а нам нужно поступательное движение вперед. Здесь нужно четко представлять, что мы и не собираемся вести фундаментальных исследований. Нет у нас на это денег. Наша роль сейчас - пре­одолеть технологическое отставание и решить наиболее острые проблемы.

Мы, безусловно, ориентируемся на поиск новых эффективных технологий. Когда создавали программу, проанализиро­вали наше технологическое отставание от компаний-лидеров энергетической отрасли, и отечественных, и зарубежных.

Есть немало интересных находок в Холдинге МРСК. Мы взяли их на заметку. Изучили опыт зарубежных компаний. Причем не столько аналоги и оборудова­ние, сколько качественные характеристики, потребительские свойства услуги по передаче электроэнергии. А именно, время перерывов в электроснабжении. За какое время коллеги восстанавливают в случае от­казов. Уровень потерь в сети. Частота отключений. То есть базовые понятия, критерии эффективности. Они отражают уровень качества, достижимого за вполне понятные, разумные деньги. Мы ориенти­руемся на эти показатели. Убежден, что в реальные сроки, до 2020 года, ОАО «МО­ЭСК» способно войти в обойму первых. Мы должны ставить перед собой такую цель.

- Цель заманчивая. Какими инновацион­ными средствами предполагается ее достиже­ние? Может, беспроводная передача электри­чества.

- Зря иронизируете. А я говорю - да! Это не тупиковая идея. Уже сейчас известна полутораметровая беспроводная передача. Правда, она сопряжена с огромными потерями. Не сегодня, не завтра, но... да.

Сейчас у МОЭСК существуют реальные инновационные проекты. Это создание инфраструктуры для зарядки электро­транспорта. Уже существуют технологии, когда зарядка происходит не через розетку, а электромагнитным образом. Вот вам и передача на расстоянии. Никаких контак­тов. Это реальность. Различные электрон­ные устройства, те же мобильные телефо­ны, сегодня могут заряжаться именно таким образом. И это наша якорная тема. Я говорю о так называемых якорных техноло­гиях, которые применимы в МОЭСК и способны дать определенную отдачу.

- Какая тематика рассматривается в первую очередь?

- В выборе приоритетов мы ориентиро­вались на проблемы, которые сейчас существуют и мешают нам выйти на новый технологический уровень. Эти проблемы связаны со спецификой московской энерго­системы. На их преодоление и фокусирует­ся инновационная составляющая деятель­ности Компании.

Среди них - рост токов короткого замыкания. Сеть в Москве сложнозамкнутая, сопротивление снижается, токи растут. Пока решается делением сети. Сегодня мы ищем наиболее эффективное решение для столицы. Изучаем опыт отечественных и зарубежных компаний.

Ведь если так дальше будут расти токи короткого замыкания, то скоро нам придется заменять свои выключатели, которые имеют недостаточную отключающую способность в отдельных местах. Там нужно будет устанавливать более мощные выключатели, имеющие возможность отключения высоких токов короткого замыкания. А это очень дорогостоящее мероприятие. В этой сфере внедрения инноваций может быть реальная отдача. И в этом направлении мы намерены работать очень серьезно.

Рассматривалось несколько направле­ний, технологий, в том числе установка вставок постоянного тока, управляемых шунтирующих реакторов, чтобы ограни­чить перетоки реактивной мощности, которые при коротком замыкании тоже оказывают свое влияние. Вопрос, что и где установить? Здесь будем комбинировать и экспериментировать по нескольким направлениям. Хочу подчеркнуть, что это характерно для Москвы. Скажем, среди других МРСК мы не найдем аналогов. Нигде в России нет схожих условий.

- Если я правильно понял - одно из направлений инновационной деятельности ОАО «МОЭСК» - преодоление проблем, связанных с особенностями электросетей такого мегаполиса как Москва. Можно уже говорить о каких-то конкретных решениях?

- В качестве технологической концеп­ции - технологической платформы разви­тия в отечественной энергетике определе­но создание так называемых интеллектуальных энергетических систем. То есть на смену ныне существующей полуавтоматической системе управления генерацией, сетями и неуправляемого потребления на следующем этапе развития энергетики придет интеллектуальная, авто­матизированная, способная быстро выбирать оптимальный режим работы оборудования, проводить переключение, анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие Сеть. По разным оценкам, применение таких новых технологий в комплексе со стимулирующими экономи­ческими рычагами энергосбережения позволит только за счет модернизации существующих энергосистем дополнитель­но высвободить до 30-40% дополнительной мощности. Это эквивалентно строитель­ству новой электроэнергетической инфра­структуры в аналогичных объемах. Поэто­му будущее - за интеллектуальными энергетическими системами.

- Но ведь в этом направлении движется мировая энергетика. Ведущие страны мира сейчас активно разрабатывают и осваивают технологии SmartGrid.

- Да, но речь не идет о слепом копирова­нии. Мы внимательно изучаем развитие технологий SmartGrid в мире. Некоторые их элементы избирательно внедряем у себя.

- То есть снова идем своим путем?

- Это объективно. Копирование запад­ных подходов SmartGrid в Московской энергосистеме малоэффективно из-за нашей специфики. Это и централизованная очень жестко модель управления энергосистемой, и ограничения по использованию альтерна­тивных источников энергии из-за географи­ческих и климатических условий. Ветро­энергетика, солнечная или приливная не могут дать такой прирост «малой генера­ции», как в странах Европы. В Голландии, например, она дает до 30%. Речь идет о глубоком осмыслении технологической и экономической концепции SmartGrid применительно к российским условиям. Концепция инновационного развития ОАО «МОЭСК» и определяет, что из элементов SmartGrid применимо в Москве и области, а от чего можно смело отказаться.

- И что применимо?

- Более того - уже применяется! Элементы «умных сетей» «обкатываются» в наших нескольких пилотных проектах.

К примеру, проект сети заправок для электромобилей - это тоже элемент SmartGrid. Основная базовая идея в том, чтобы загрузить сети ночью. Электромоби­ли днем ездят - ночью заряжаются. Наша задача - загрузить оборудование более сбалансированно, равномерно. Это увели­чит транспорт по сетям МОЭСК без существенного увеличения требуемой мощности. Идея хорошая. Когда начнется массовая эксплуатация электромобилей, к нам пойдут с требованием: дайте мощность! Поэтому Компания готовит сани летом.

В двух московских районах: Люберецкие поля аэрации и Щербинка - реализуются пилотные проекты интеллектуального управления сетями. Будем внедрять компьютерные системы управления отключениями. Там, где нет возможности установить весьма дорогостоящую телеме­ханику, будем использовать и систематизи­ровать все виды сигналов, в том числе и телефонные звонки потребителей, для определения и прогнозирования мест повреждений и быстрого реагирования на отключения. Высший пилотаж - прогнози­рование отключений на основе анализа погодных условий.

Такая система разрабатывается в ОАО «МОЭСК» собственными силами. Хочу особо подчеркнуть, это отечественная IT-разработка. Она уже работает. Это инновация. Она уже готова процентов на 70. На следующем этапе в нее через ГЛОНАС будет заведена информация о нахождении выездных бригад. Система сейчас находится в опытной эксплуатации. Вот вам иннова­ция: там, где нет дорогостоящей телемеха­ники, там будут работать такие системы. Набор такого оборудования способен существенно снизить показатель средней длительности отключения. Внедрим в питающей сети, далее пойдем в распредели­тельные сети. Отдача будет ощутимой.

- Андрей Викторович, говоря об инноваци­ях, невозможно обойти вниманием вопрос связи производства и науки. Насколько, на ваш взгляд, она удовлетворяет потребности отрасли?

- Наша программа предусматривает контакты с научными центрами. У нас налажены контакты с Московским энерге­тическим институтом, ВТИ, Всероссийским электротехническим институтом, Курча­товским институтом. То есть с базовыми отраслевыми научными центрами мы связаны партнерскими соглашениями. Мы ищем технологии, изучаем их, обсуждаем на заседаниях комитета.

Мы открыты для сотрудничества в инновационной сфере. Заявляем об интересующих нас направлениях. Любая компания, научный центр, малое пред­приятие может прийти и предложить свою идею, свои наработки. Программой это предусмотрено.

Но, должен предупредить, у нас достаточно жесткий отбор. Необходимо составить паспорт проекта. Часто соиска­тели с сырыми идеями не могут его заполнить, что является косвенным свидетельством низкого качества прора­ботки. Тем не менее, идеи, не прошедшие отбор, не выбрасываем. Реализуем те, что смогут принести реальную отдачу Компа­нии. Необходимое условие - две положи­тельные рецензии экспертов из аккредито­ванных профильных научных центров. Только после этого рассматриваем на комитете. Таким образом, фильтруется поток пустышек, простой игры мысли. Мы готовы профинансировать что-то прорывное. Но если его нет, лучше зани­маться прикладными вещами.

- Есть направления, которым отдается приоритет?

- Нас очень интересует сверхкомпакт­ная электротехническая аппаратура. В Москве очень мало свободной земли. Все заняли билдинги и автомашины. И если еще добавятся энергетики со своими подстанциями и линиями, то жить будет негде. В этой связи мы готовы рассматри­вать и вкладывать в HI (high integrity) - высокоинтегрированное оборудование. Например, «ФСК ЕС» совместно с южнокорейскими партнерами разворачивает совместное производство компактных КРУЭ - закрытых компонентов сети: трансформаторов, выключателей и других комплектных распредустройств. Нечто подобное интересует и нас.

- Это зарубежные продукты. А наши, отечественные?

- Мы не отдаем предпочтение зарубеж­ным разработкам. Безусловно, нам инте­ресна продукция отечественных произво­дителей. Возможно, у них уже есть какие-то наработки, НИОКР, прочее. И требуется опытная эксплуатация. Мы готовы принять участие. Но в Москве сложнее: с одной стороны, эксперимент необходим, с другой - мы не имеем права на ошибку. Слишком дорога ее цена в столице.

Конечно, нам интересны такие проек­ты, как Сколково. Там есть возможность для эксперимента, для маневра без ущерба для общего электроснабжения. Есть технопарк «Курчатовский». Мы накаплива­ем пул идей и думаем открыть на их базе свои экспериментальные площадки.

- Любая программа только тогда чего-нибудь стоит, когда она нормально, устойчиво финансируется. Инновационная деятельность Компании, судя по цифрам, прописанным в программе, будет финансироваться достаточно динамично. Если в нынешнем году на эти цели планируется выделить около 8 млрд. рублей, то в следующем - почти вдвое больше...

- 2011 год - это год полномасштабного старта. А в 2012-м выделяется больше средств, потому что мы четко знаем, в какие разработки будем инвестировать.

В последующие годы финансирование убывающее, потому что НИОКРы еще не прошли, и мы не можем со стопроцентной уверенностью включать то или иное направление в инвестпрограмму. Все будет зависеть от результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы сейчас четко знаем, какие работы мы хотим проинвестировать, поскольку они прошли отбор в комитетах. Но многие проекты пока еще слабо проработаны. Поэтому очень сложно предсказать, в какие деньги они выльются.

Если все же говорить о деньгах, то здесь политика консервативная. Мы не хотим удовлетворять чей-то частный интерес за государевы деньги. Но там, где есть необходимость пройти «последнюю милю», где очевидна реальная отдача и нужно это профинансировать, будем туда вкладываться.

- Это средства Компании?

- Мы не собираемся использовать только тарифные источники для финанси­рования инновационной деятельности. Хочу оговориться, что НИОКР - это всегда эксперимент. А значит, вероятность ошибки существует.

Чтобы снизить степень рисков, часть средств планируется направлять в отрасле­вой венчурный фонд. Туда кроме нас войдут своими долями другие энергетики, заинтересованные в решении определен­ной проблемы. С миру по нитке, а резуль­тат будет общий. Риски разделятся с остальными инвесторами.

В Минобразования и науки есть лимиты на такие изыскания. Туда тоже направим свою тематику и попытаемся получить их софинансирование наших разработок. То есть это означает, что не будем слишком рискованно использовать деньги, полученные из тарифа. Мы попытаемся взять «плечо» извне, для того, чтобы снизить риски.

В этой связи мы рассматриваем еще один инновационный проект. Он напрямую связан с экологией. Это продажа единиц сокращения выбросов СО2 в рамках Киотского протокола. Там, где у нас будет получаться сокращение выбросов углекис­лого газа, будем их оформлять и продавать на карбоновых рынках. Таким образом, получим дополнительный источник финансирования инновационной деятель­ности. Результат обещает быть ощутимым.

- Получать деньги, по сути, из воздуха? Действительно, инновационно!

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство