За последние десять лет инвестиции компании Bosch в научные исследования и разработки выросли более чем на 60%. На что направляются эти средства? В ком компания видит свой основной интеллектуальный потенциал? И чем объясняется то высокое значение, которое отводят НИОКР в компании?
C 2005 г. инвестиции Bosch в исследования и разработки выросли более чем на 60% и в 2014 г. составили около 5 млрд. евро. При этом, если в 2005 г. на исследовательский сектор было выделено 7,4% от прибыли, то в 2015 г. – уже 10,1%. Очевидно, что инновации, НИОКР и развитие стартапов становятся все более важными для компании, поскольку позволяют открывать новые направления бизнеса, совершенствовать производственные процессы и улучшать существующие продукты.
Специалисты Корпоративного центра исследований и перспективных разработок уделяют приоритетное внимание таким областям инноваций, как хранение и преобразование энергии, информационные технологии и датчики, материалы и технологии производства, методы и процессы разработки:
Сеть корпоративного сектора НИОКР состоит из девяти научных центров Bosch: в Пало-Альто и Питтсбурге (США), Хильдесхайме и Реннингене (Германия), Санкт-Петербурге (Россия), Бангалоре (Индия), Сибуе (Япония), Шанхае (КНР) и Сингапуре. Также конструкторская деятельность ведется еще примерно в 80 центрах по всему миру. В общей сложности, изысканиями заняты около 45 700 исследователей, из которых к корпоративному сектору НИОКР относятся 1400 человек. В 2014 г. компания оформила 4593 патента, в среднем 18 патентных заявок в день, что делает Bosch одной из ведущих компаний в этой области.
В отрасли Интернета вещей Bosch – ведущий поставщик, производящий аппаратное и программное обеспечение для взаимодействующих продуктов, а также выпускающий собственные продукты Индустрии 4.0 на более чем 220 производственных объектах по всему миру. Ноу-хау Bosch охватывают множество сфер – от производства массовых автомобильных компонентов и датчиков до изготовления специализированных упаковочных станков. Компания владеет экспертными знаниями и опытом в области программного обеспечения (в том числе, встроенного), которым занимается ее собственное подразделение ПО и компьютерных систем Bosch Software Innovations. В долгосрочном периоде технологии Индустрии 4.0 могут повысить конкурентоспособность, например, улучшив производительность и способствуя экономии ресурсов.
Так, на своем заводе в Ройтлингене, компания использовала некоторые собственные разработки Индустрии 4.0. В производство были внедрены:
В 2015 г. в городе Реннинген был открыт новый кампус Bosch, который отличается принципиально новой средой для развития научной мысли. В кампусе Реннингена, девиз которого – «Объединенный в сеть для миллионов идей», сосредоточено более 85% специалистов корпоративного сектора НИОКР группы компаний Bosch (то есть около 1200 человек), которые занимаются междисциплинарными прикладными промышленными исследованиями, а также около 500 аспирантов. На церемонии официального открытия кампуса в октябре 2015 г. присутствовала канцлер ФРГ Ангела Меркель.
В строительство исследовательского центра компанией было вложено более 300 млн. евро. К моменту открытия в него было перемещено более 1800 единиц оборудования из 270 разрозненных лабораторий, которые, таким образом, объединились под одной крышей. Впрочем, «крыша» в новом кампусе Bosch далеко не одна: комплекс занимает 100 гектаров, где расположено 14 зданий общей площадью 110 000 кв. м. Это основной 12-этажный корпус, 11 малоэтажных корпусов для лабораторий и мастерских и 2 административных здания.
В Реннингене созданы поистине уникальные условия труда. Весь кампус представляет собой единую рабочую среду. Чем теснее те или иные подразделения связаны друг с другом, и чем интенсивнее они в процессе работы обмениваются информацией, тем короче дистанция между ними в новом кампусе. В дополнение к персональным рабочим местам, предусмотрено 270 переговорных помещений различной площади и планировки. В среднем каждый сотрудник находится на расстоянии всего 10 м от ближайшей переговорной. Беспроводной доступ в Интернет на всей территории кампуса позволяет работать буквально в любом его уголке. Обдумывая свежие идеи, исследователи нуждаются в покое и тишине. На более поздних этапах важность обретают совместная работа и обмен мнениями. Компания позаботилась о том, чтобы у членов исследовательской команды Реннингена были как зоны уединения, так и зоны совместной работы, дизайн которых был разработан на основе пошагового анализа процесса создания инноваций и согласован с сотрудниками.
Выступая на церемонии открытия нового центра, Ангела Меркель заявила, что инновации и научные исследования в области промышленности являются залогом благополучия Германии, и в этом процессе компания Bosch, которая стремится всегда быть на шаг впереди, установила новые стандарты в области исследований.
Основными направлениями изысканий в Реннингене станут разработка ПО (особенно в контексте Интернета вещей), сенсорные технологии, автоматизация, совершенствование систем силовых агрегатов, а также системы помощи водителю и аккумуляторные технологии. Ближайшие задачи новой исследовательской площадки – это осуществление прорыва в создании технологий автоматизированного вождения, разработки, способствующие распространению транспортных средств с электроприводом и появлению инновационных сетевых технологий.
В то же время, по словам председателя правления Bosch Фолькмара Деннера, одна из целей объединенного исследовательского центра – это деятельность на основе принципов успешного предпринимательства, что должно выразиться в увеличении количества перспективных стартапов в Германии. Чтобы помочь разработчикам с самого начала сосредоточиться на создании собственного продукта и выводе его на рынок, существует компания Bosch Start-up GmbH, которая предоставляет им пространство для работы, финансирование и помогает в административных вопросах. В число первых продуктов, выпущенных по этой модели, вошел робот стартапа Deepfield Robotics, размером с небольшой автомобиль, предназначенный для помощи в выращивании сельскохозяйственных культур и сборе урожая.
«Наши эксперты должны научиться думать как бизнесмены уже на самых ранних стадиях разработки. В производство необходимо запускать те новинки, которые не только вдохновляют их создателей, но и восхищают будущих покупателей», – заявил г-н Деннер на открытии нового кампуса.
В Санкт-Петербурге с 2011 г. действует один из 9 центров корпоративного исследовательского сектора компании Bosch, который в основном занимается прикладными разработками и исследованием новых функциональных пьезоэлектрических, магнитных, термоэлектрических и фотоэлектрических материалов для применения в автомобильной промышленности.
Потенциал российского исследовательского центра Bosch – это дальнейшее развитие корпоративного научного направления, а также внесение значимого вклада в развитие автомобильной промышленности в целом. В частности, результаты испытаний, проводимых в Санкт-Петербурге, используются Департаментом Автомобильных запчастей и оборудования в производстве стартеров и генераторов для гибридных автомобилей и электромобилей.
Текст: Елена Осецкая