0 комментариев

Моделирование бизнес-процессов

Что такое моделирование бизнес-процессов? Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling) – ориентированное по целям, разработанное по определенной систематике и форме представления отображение бизнес-процесса. Структура модели отражает по существу логическую предметно-временную последовательность функций, рассматриваемых в рамках определенного процесса. Общие характеристики модели служат основой для документации, анализа, организации, автоматизированной обработки и поддержки процессов, а также для их содействия и коммуникации. Цели моделирования бизнес-процессов - Документирование бизнес-процессов предприятия для того чтобы своевременно получать данные; чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия, чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения, чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления, чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом  (например, по сертификации предприятия), чтобы удовлетворять действующим правовым нормам, чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела, чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника) чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды. - Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов: чтобы вводить новые организационные структуры, чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия, чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия. - Подготовка автоматизации и внедрения информационных технологий, - Установление показателей процесса и контроля резуьтативности, - Проведение benchmarking между подразделениями предприятия, партнерами и конкурентами, - Нахождение Best Practice (лучшего опыта в компании, регионе, отрасли), - Сопровождение организационных изменений как продажа или частичная продажа как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия как внедрение(вступление) или смена(переключение) систем ИТ или организационных структур - Участие в конкурсах (например, конкурс EFQM, премия фонда Людвига Эрхарда и др.) Общей тенденцией современной организации и моделирования бизнес-процессов на предприятии является переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели. Принципиальные различия нового подхода показаны на схеме 1. Схема 1. Переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов предполагает рассмотрение не только их типологию, но и учет уровня (см. схему 2). Схема 2. Модель многоуровневого рассмотрения Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение. Использование автоматизированных методов позволяет снизить затраты, провести симуляцию и визуализацию возможных процессных решений, а также применять и модифицировать ранее разработанные решения. Существуют различные программные продукты для решения задач анализа и организации процессов. Их можно разделить на 3 группы: Стандартные графические пакеты, для представления процессов в электронном виде (визуализация). Например: ABC-FlowCharter, CorelFlow, Visio. Программное обеспечение для анализа процессов построено на базе графических пакетов и позволяет, наряду с визуализацией, обрабатывать некоторые данные процессов. Например: Ablauf-Profi, Proplan, Vamos-BE. Процессно-ориентированное программное обеспечение. Эта группа предлагает широкие функциональные возможности. Обычно в данных продуктах реализованы модули для анализа, моделирования и визуализации процессов, а также поддерживаются оценка и документация. Некоторые системы позволяют строить анимационные модели. Например: SYCAT, ARISToolset, AENEIS, AIBAS. Схема 3. Модель структуры бизнес-процесса с помощью символьного представления в программе SYCAT Схожие термины: Анализ бизнес-процессов, Описание бизнес-процессов,  Оптимизация бизнес-процессов,  Организация бизнес-процессов,  Схема бизнес-процесса.

Что такое моделирование бизнес-процессов?

Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling) – ориентированное по целям, разработанное по определенной систематике и форме представления отображение бизнес-процесса.

Структура модели отражает по существу логическую предметно-временную последовательность функций, рассматриваемых в рамках определенного процесса. Общие характеристики модели служат основой для документации, анализа, организации, автоматизированной обработки и поддержки процессов, а также для их содействия и коммуникации.

Цели моделирования бизнес-процессов

- Документирование бизнес-процессов предприятия для того

  • чтобы своевременно получать данные;
  • чтобы представлять действительную ситуацию в организационной единице предприятия,
  • чтобы перемещать бизнес-процессы в другие подразделения,
  • чтобы регулировать рабочие процессы и методы через механизм внешнего управления,
  • чтобы выполнять обязанности перед бизнес-партнерами или бизнес-сообществом  (например, по сертификации предприятия),
  • чтобы удовлетворять действующим правовым нормам,
  • чтобы обучать сотрудников или вводить в курс дела,
  • чтобы избегать потерь знаний (например, при увольнении сотрудника)
  • чтобы поддерживать менеджмент качества и управление охраной окружающей среды.

- Подготовка / проведение оптимизации бизнес-процессов:

  • чтобы вводить новые организационные структуры,
  • чтобы изменять при изменении рыночных условий задачи предприятия,
  • чтобы перестраивать или улучшать процессы предприятия.

- Подготовка автоматизации и внедрения информационных технологий,

- Установление показателей процесса и контроля резуьтативности,

- Проведение benchmarking между подразделениями предприятия, партнерами и конкурентами,

- Нахождение Best Practice (лучшего опыта в компании, регионе, отрасли),

- Сопровождение организационных изменений

  • как продажа или частичная продажа
  • как дополнительная покупка и интеграция предприятия или склонов предприятия
  • как внедрение(вступление) или смена(переключение) систем ИТ или организационных структур

- Участие в конкурсах (например, конкурс EFQM, премия фонда Людвига Эрхарда и др.)

Общей тенденцией современной организации и моделирования бизнес-процессов на предприятии является переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели. Принципиальные различия нового подхода показаны на схеме 1.

Схема 1. Переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели бизнес-процессов.

Переход от функционально-ориентированной к процессно-ориентированной модели

Моделирование бизнес-процессов предполагает рассмотрение не только их типологию, но и учет уровня (см. схему 2).

Схема 2. Модель многоуровневого рассмотрения

Модель многоуровневого рассмотрения

Представление бизнес-процессов предполагает использование соответствующих инструментов: символы, показатели, графики, диаграммы, графы, бланки, а также таких решений, как специальное программное обеспечение.

Использование автоматизированных методов позволяет снизить затраты, провести симуляцию и визуализацию возможных процессных решений, а также применять и модифицировать ранее разработанные решения. Существуют различные программные продукты для решения задач анализа и организации процессов. Их можно разделить на 3 группы:

  1. Стандартные графические пакеты, для представления процессов в электронном виде (визуализация). Например: ABC-FlowCharter, CorelFlow, Visio.
  2. Программное обеспечение для анализа процессов построено на базе графических пакетов и позволяет, наряду с визуализацией, обрабатывать некоторые данные процессов. Например: Ablauf-Profi, Proplan, Vamos-BE.
  3. Процессно-ориентированное программное обеспечение. Эта группа предлагает широкие функциональные возможности. Обычно в данных продуктах реализованы модули для анализа, моделирования и визуализации процессов, а также поддерживаются оценка и документация. Некоторые системы позволяют строить анимационные модели. Например: SYCAT, ARISToolset, AENEIS, AIBAS.

Схема 3. Модель структуры бизнес-процесса с помощью символьного представления в программе SYCAT

Модель структуры в программе SYCAT

Схожие термины:

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”