1 комментарий

Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность – это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Для расчета и анализа рентабельности предприятия используют следующую формулу:  Pентабельность = БП/(ВOАср. + Oср.)  БП – балансовая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде;  ВOАср. – среднее значение стоимости внеоборотных активов, которое рассчитано за отчетный период;  Oср. – среднее значение стоимости оборотных активов, которое рассчитано за отчетный период.  Показатели рентабельности предприятия  В зависимости от того, с чем сравнивать показатель прибыли, можно выделить три группы показателей для анализа рентабельности предприятия:  рентабельность капитала; рентабельность продаж; рентабельность производства.  1. Рентабельность капитала  рентабельность совокупного капитала.  рентабельность собственного капитала; Рентабельность совокупного капитала рассчитывается при помощи следующей формулы: Rroa = Прибыль до налогообложения / Всего источников средств Этот показатель наиболее интересен инвесторам. Для расчета рентабельности собственного капитала использую формулу: Rroe = Чистая прибыль / Собственный капитал Данный коэффициент демонстрирует прибыль от каждой инвестированной собственниками капитала денежной единицы. Он является базовым коэффициентом, характеризующим эффективность вложений в какую-либо деятельность.  2. Рентабельность продаж  При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом.  валовая рентабельность реализованного продукта; операционная рентабельность реализованного продукта; чистая рентабельность реализованного продукта.  Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом:  Rgpm = Валовая прибыль / Выручка от реализации Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия.  Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу:  Roim = Операционная прибыль / Выручка от реализации Операционная прибыль – это прибыль, которая остается после вычитания из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочие операционные издержки.  Чистая рентабельность реализованного продукта: Rnpm = Чистая прибыль / Выручка от реализации Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность.  3. Рентабельность производства валовая рентабельность производства. чистая рентабельность производства;  Эти показатели отражают прибыль предприятия с каждого рубля, затраченного им на производство продукта.  Для расчета валовой рентабельности производства применяют следующую формулу: Rпв = Валовая прибыль / Себестоимость продукции Показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль затрат, которые формируют себестоимость реализованного продукта.  Чистую рентабельность производства: Rпч = Чистая прибыль / Себестоимость продукции Отражает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованного продукта.  В отношении всех вышеуказанных показателей желаемой является положительная динамика.  В процессе анализа рентабельности предприятия следует изучить динамику всех рассмотренных показателей, а также сравнить их со значениями аналогичных показателей конкурентов и по отрасли в целом. Для повышения рентабельности необходимо постоянно следить за ситуацией дел на предприятии, не забывая оперативно внедрять современные технологии организации и оптимизации производства, сокращать затраты. Подробнее о российском и мировом опыте можно узнать в Альманахе "Управление производством". Другой термин: анализ сильных и слабых сторон организации.

Рентабельность – это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Для расчета и анализа рентабельности предприятия используют следующую формулу: 

Pентабельность = БП/(ВOАср. + Oср.) 

БП – балансовая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде; 

ВOАср. – среднее значение стоимости внеоборотных активов, которое рассчитано за отчетный период; 

Oср. – среднее значение стоимости оборотных активов, которое рассчитано за отчетный период. 

Показатели рентабельности предприятия 

В зависимости от того, с чем сравнивать показатель прибыли, можно выделить три группы показателей для анализа рентабельности предприятия: 

  1. рентабельность капитала;
  2. рентабельность продаж;
  3. рентабельность производства. 

1. Рентабельность капитала 

  • рентабельность совокупного капитала. 
  • рентабельность собственного капитала;

Рентабельность совокупного капитала рассчитывается при помощи следующей формулы:

Rroa = Прибыль до налогообложения / Всего источников средств

Этот показатель наиболее интересен инвесторам.

Для расчета рентабельности собственного капитала использую формулу:

Rroe = Чистая прибыль / Собственный капитал

Данный коэффициент демонстрирует прибыль от каждой инвестированной собственниками капитала денежной единицы. Он является базовым коэффициентом, характеризующим эффективность вложений в какую-либо деятельность. 

2. Рентабельность продаж 

При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом. 

  • валовая рентабельность реализованного продукта;
  • операционная рентабельность реализованного продукта;
  • чистая рентабельность реализованного продукта. 

Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом: 

Rgpm = Валовая прибыль / Выручка от реализации

Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия. 

Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу: 

Roim = Операционная прибыль / Выручка от реализации

Операционная прибыль – это прибыль, которая остается после вычитания из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочие операционные издержки. 

Чистая рентабельность реализованного продукта:

Rnpm = Чистая прибыль / Выручка от реализации

Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность. 

3. Рентабельность производства

  • валовая рентабельность производства.
  • чистая рентабельность производства; 

Эти показатели отражают прибыль предприятия с каждого рубля, затраченного им на производство продукта. 

Для расчета валовой рентабельности производства применяют следующую формулу:

Rпв = Валовая прибыль / Себестоимость продукции

Показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль затрат, которые формируют себестоимость реализованного продукта. 

Чистую рентабельность производства:

Rпч = Чистая прибыль / Себестоимость продукции

Отражает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованного продукта. 

В отношении всех вышеуказанных показателей желаемой является положительная динамика. 

В процессе анализа рентабельности предприятия следует изучить динамику всех рассмотренных показателей, а также сравнить их со значениями аналогичных показателей конкурентов и по отрасли в целом.

Для повышения рентабельности необходимо постоянно следить за ситуацией дел на предприятии, не забывая оперативно внедрять современные технологии организации и оптимизации производства, сокращать затраты. Подробнее о российском и мировом опыте можно узнать в Альманахе "Управление производством".

Другой термин: анализ сильных и слабых сторон организации.

1 комментарий
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”