Что такое АBC-анализ и для чего он нужен? АBC-анализ – это метод, посредством которого можно произвести классификацию ресурсов предприятия и степени их важности. Данный анализ – метод рационализации, который может быть применен в деятельности любого предприятия. Метод АBC-анализа дает возможность сравнить величины в стоимостном и натуральном выражении. На многих производствах небольшие величины обладают большими стоимостными характеристиками, и если руководители предприятия на всех уровнях организационной структуры будут быстро выявлять эти причины, то это позволит достичь положительных результатов очень быстро. В сфере обеспечения предприятия мы должны выделять А-поставщиков и А-детали. В производственной сфере наиболее важными являются постоянные затраты. В сфере сбыта следует уделить внимание А-клиентам и А-продуктам. Главная задача руководителя – определение приоритетов. Для этого нужна градация задач, материалов, процессов, поставщиков, групп клиентов, групп продуктов и областей продаж, ассортимента. Данный вид анализа эффективно применяется на складе и в отделе закупок. Так с наиболее важными для предприятия поставщиками, производящими, как правило, А-детали работа должна быть организована иначе, чем с предприятиями поставляющими С-детали. Как классифицировать поставщиков? Поставщики классифицируются так: Из карточек поставщиков или в финансовой бухгалтерии следует взять годовые данные оборота с поставщиками. Величины этих оборотов заносятся в последовательности убывания во втором столбце таблицы (смотри таблицу 1). Доля оборота каждого поставщика, выраженная в процентах, рассчитывается в третьем столбце. Аккумулятивные значения оборота от каждого из поставщиков, выраженные в процентах, заносятся в четвертый столбец. Таблица 1. Данные о поставщиках (Пример ABC-анализа). Поставщик Оборот. Оборот. Процент от общего оборота Оборот. Процент, аккумулятивный 1. «Сириус» 2. «СБТК» 3. «Металлкор» ……………… ……………… n. «Промвест» 800 400 80 8 20 10 2 0,2 11 17 19 100 Сумма 8 000 100 - Таблица 2. Схема классификации поставщиков. Группа Доля в обороте предприятия в процентном выражении Доля в среди всех поставщиков в процентном выражении А 75 5 В 20 20 С 5 75 В основном, различают 3 группы поставщиков. А-поставщики – это те поставщики, с которыми предприятие имеет примерно 75% оборота. Такой показатель оборота дают около 5% поставщиков. В-поставщики (их в среднем 20%), как правило, дают 20% оборота. Оборот С-поставщиков (их примерно 75%) составляет ориентировочно 5%. Данную классификацию можно представить и в графическом виде, так как для работников предприятия данная форма представления бывает понятнее таблицы (рисунок 1). Рисунок 1. Графическое представление результатов АВС-анализа. Таким образом, при помощи метода ABC-анализа можно узнать, кем из поставщиков предприятию следует заниматься больше. Если предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок, то больше внимания необходимо уделять А-поставщикам, так как плотная работа с А-поставщиками может воздействовать на 75% оборота с остальными поставщиками. Классификация деталей Классификация поставщиков также может быть произведена в разрезе деталей, которые приобретает предприятие. Практические значения для А-, В-, С-деталей соответственно равны 75, 20 и 5%. Здесь также следует заниматься сначала А-деталями, если предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок. А-детали - это дорогостоящие материалы, подлежащие более тщательной и интенсивной обработке. Для данной категории имеет смысл проводить следующие мероприятия: наиболее точный ценовой анализ закупок; подробный анализ всех затрат; глобальный анализ рынка; рассмотрение нескольких предложений поставщиков; жесткие переговоры по поводу закупочных цен; наиболее тщательная подготовка заказов; точная диспозиция; точнейшее управление закупками; постоянный контроль и анализ запасов; точнейший расчет страховых запасов; установление мелких партий востребования; использование функционально-стоимостного анализа. В-детали – материалы, которые имеют среднюю стоимость. В зависимости от их значимости с ними надо работать либо как с С-деталями, либо как с А-деталями. С-детали – это материалы, не представляющие большой ценности. С ними следует работать не так, как А-деталями. Из-за их большого количества и низкой стоимости основная задача рационализации состоит в уменьшении затрат на складирование и оформление заказов. Для этого должны проводиться такие мероприятия: организовано упрощенное оформление заказов; на предприятии должны формироваться сводные заказы; использование несложных формулировок заказов; организованы заказы по телефону; производство ежемесячного расчета; упрощение складского учета; организовано списание материалов со счета месячной потребности; увеличение партий заказов; более простой контроль запасов; введение высокого уровня страховых заказов. Что такое XYZ-анализ и для чего он нужен? XYZ-анализ дает возможность производить классификацию ресурсов предприятия в зависимости от того, как они потребляются и точности в прогнозе изменений их необходимости в течение определенного времени. Вместе с соотношением стоимости и количества, которые исследуются при производстве ABC-анализа, для оценки показателей объемов могут использоваться другие критерии. Информация о структуре использования отдельных видов материалов также важна. При производстве XYZ-анализа материалы распределяются в полном соответствии со структурой потребления (таблица 3 - пример). Таблица 3. Пример XYZ-анализа структуры потребления. Материал Структура потребления Х Потребление имеет стабильный характер Y Потребление имеет склонность к понижению или повышению либо подвергается сезонным колебаниям Z Потребление имеет нерегулярный характер Сведения о материалах, которые классифицированы согласно структуре потребления – лучшее средство для принятия решений по каждому мероприятию в сфере закупки (таблица 4). Следует иметь ввиду, что для Х,У,Z-материалов при их закупке будут действовать разные условия. Таблица 4. Закупочные мероприятия. Материалы Условия закупки X Происходит одновременно с процессом изготовления Y Создание запаса Z Индивидуальные закупочные заказы Далее классификацию можно проводить основываясь на точности прогноза потребления (таблица 5). Таблица 5. XYZ-анализ на соновании точности прогноза потребления. Материалы Точность прогноза X Большая точность прогноза потребления Y Средняя точность прогноза потребления Z Небольшая точность прогноза потребления Стоит ли комбинировать XYZ-анализ с АВС-анализом? Результаты рассмотренных нами сегодня ABC-анализа и XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления, контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами предприятия. Комбинация данных анализов дает возможность получить дополнительную информацию о материалах, которые используются на предприятии (таблица 6). Полезно также знать все пути материального потока. Таблица 6. Комбинация ABC- и XYZ-анализа. А В С Х-материал Высокая потребительная цена Средняя потребительная цена Низкая потребительная цена Высокая надежность прогноза потребления Высокая надежность прогноза потребления Высокая надежность прогноза потребления Y-материал Высокая потребительная цена Средняя потребительная цена Низкая потребительная цена Средняя надежность прогноза потребления Средняя надежность прогноза потребления Средняя надежность прогноза потребления Z-материал Высокая потребительная цена Средняя потребительная цена Низкая потребительная цена Низкая надежность прогноза потребления Низкая надежность прогноза потребления Низкая надежность прогноза потребления Статьи по теме: АВС-анализ: методика проведения и практическое применение Инструменты контроллинга для малых предприятий Альманах "Управление производством" – лучшие практические материалы по оптимизации производства Как избавиться от неликвидов и дефицита? Гибкость решает все
АBC-анализ – это метод, посредством которого можно произвести классификацию ресурсов предприятия и степени их важности. Данный анализ – метод рационализации, который может быть применен в деятельности любого предприятия.
Метод АBC-анализа дает возможность сравнить величины в стоимостном и натуральном выражении. На многих производствах небольшие величины обладают большими стоимостными характеристиками, и если руководители предприятия на всех уровнях организационной структуры будут быстро выявлять эти причины, то это позволит достичь положительных результатов очень быстро.
В сфере обеспечения предприятия мы должны выделять А-поставщиков и А-детали. В производственной сфере наиболее важными являются постоянные затраты. В сфере сбыта следует уделить внимание А-клиентам и А-продуктам.
Главная задача руководителя – определение приоритетов. Для этого нужна градация задач, материалов, процессов, поставщиков, групп клиентов, групп продуктов и областей продаж, ассортимента.
Данный вид анализа эффективно применяется на складе и в отделе закупок. Так с наиболее важными для предприятия поставщиками, производящими, как правило, А-детали работа должна быть организована иначе, чем с предприятиями поставляющими С-детали.
Как классифицировать поставщиков?
Поставщики классифицируются так:
Таблица 1. Данные о поставщиках (Пример ABC-анализа).
Поставщик |
Оборот. |
Оборот. Процент от общего оборота |
Оборот. Процент, аккумулятивный |
1. «Сириус» 2. «СБТК» 3. «Металлкор» ……………… ……………… n. «Промвест» |
800 400 80
8
|
20 10 2
0,2 |
11 17 19
100 |
Сумма |
8 000 |
100 |
- |
Таблица 2. Схема классификации поставщиков.
Группа |
Доля в обороте предприятия в процентном выражении |
Доля в среди всех поставщиков в процентном выражении |
А |
75 |
5 |
В |
20 |
20 |
С |
5 |
75 |
В основном, различают 3 группы поставщиков. А-поставщики – это те поставщики, с которыми предприятие имеет примерно 75% оборота. Такой показатель оборота дают около 5% поставщиков. В-поставщики (их в среднем 20%), как правило, дают 20% оборота. Оборот С-поставщиков (их примерно 75%) составляет ориентировочно 5%.
Данную классификацию можно представить и в графическом виде, так как для работников предприятия данная форма представления бывает понятнее таблицы (рисунок 1).
Рисунок 1. Графическое представление результатов АВС-анализа.
Таким образом, при помощи метода ABC-анализа можно узнать, кем из поставщиков предприятию следует заниматься больше. Если предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок, то больше внимания необходимо уделять А-поставщикам, так как плотная работа с А-поставщиками может воздействовать на 75% оборота с остальными поставщиками.
Классификация деталей
Классификация поставщиков также может быть произведена в разрезе деталей, которые приобретает предприятие. Практические значения для А-, В-, С-деталей соответственно равны 75, 20 и 5%. Здесь также следует заниматься сначала А-деталями, если предприятие хочет иметь небольшие затраты в области закупок.
А-детали - это дорогостоящие материалы, подлежащие более тщательной и интенсивной обработке. Для данной категории имеет смысл проводить следующие мероприятия:
В-детали – материалы, которые имеют среднюю стоимость. В зависимости от их значимости с ними надо работать либо как с С-деталями, либо как с А-деталями.
С-детали – это материалы, не представляющие большой ценности. С ними следует работать не так, как А-деталями. Из-за их большого количества и низкой стоимости основная задача рационализации состоит в уменьшении затрат на складирование и оформление заказов. Для этого должны проводиться такие мероприятия:
XYZ-анализ дает возможность производить классификацию ресурсов предприятия в зависимости от того, как они потребляются и точности в прогнозе изменений их необходимости в течение определенного времени.
Вместе с соотношением стоимости и количества, которые исследуются при производстве ABC-анализа, для оценки показателей объемов могут использоваться другие критерии. Информация о структуре использования отдельных видов материалов также важна. При производстве XYZ-анализа материалы распределяются в полном соответствии со структурой потребления (таблица 3 - пример).
Таблица 3. Пример XYZ-анализа структуры потребления.
Материал |
Структура потребления |
Х |
Потребление имеет стабильный характер |
Y |
Потребление имеет склонность к понижению или повышению либо подвергается сезонным колебаниям |
Z |
Потребление имеет нерегулярный характер |
Сведения о материалах, которые классифицированы согласно структуре потребления – лучшее средство для принятия решений по каждому мероприятию в сфере закупки (таблица 4). Следует иметь ввиду, что для Х,У,Z-материалов при их закупке будут действовать разные условия.
Таблица 4. Закупочные мероприятия.
Материалы |
Условия закупки |
X |
Происходит одновременно с процессом изготовления |
Y |
Создание запаса |
Z |
Индивидуальные закупочные заказы |
Далее классификацию можно проводить основываясь на точности прогноза потребления (таблица 5).
Таблица 5. XYZ-анализ на соновании точности прогноза потребления.
Материалы |
Точность прогноза |
X |
Большая точность прогноза потребления |
Y |
Средняя точность прогноза потребления |
Z |
Небольшая точность прогноза потребления |
Результаты рассмотренных нами сегодня ABC-анализа и XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления, контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами предприятия.
Комбинация данных анализов дает возможность получить дополнительную информацию о материалах, которые используются на предприятии (таблица 6). Полезно также знать все пути материального потока.
Таблица 6. Комбинация ABC- и XYZ-анализа.
|
А |
В |
С |
Х-материал |
Высокая потребительная цена |
Средняя потребительная цена |
Низкая потребительная цена |
|
Высокая надежность прогноза потребления |
Высокая надежность прогноза потребления |
Высокая надежность прогноза потребления |
Y-материал |
Высокая потребительная цена |
Средняя потребительная цена |
Низкая потребительная цена |
|
Средняя надежность прогноза потребления |
Средняя надежность прогноза потребления |
Средняя надежность прогноза потребления |
Z-материал |
Высокая потребительная цена |
Средняя потребительная цена |
Низкая потребительная цена |
|
Низкая надежность прогноза потребления |
Низкая надежность прогноза потребления |
Низкая надежность прогноза потребления |