IRON MAGAZINE 0 комментариев

Рыскаем и выискиваем: зачем крупный бизнес участвует в проведении хакатонов

Расскажем об опыте Металлоинвеста.

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала. 

В России хакатон уже с десяток лет занимает не последнее место среди инструментов, призванных решать не только технологические, но и кадровые, имиджевые задачи.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Что это такое?

Хакатон — это командное соревнование длиной в несколько часов или суток, участники которого разрабатывают прототип IT-продукта. Организаторов мероприятия интересуют оперативность, креативность и уникальность идей. 

Интерес бизнеса понятен. В прорывные идеи можно инвестировать, лучших игроков команды пригласить на работу, а атмосферу цифрового марафона использовать для вдохновения участников на разработку новых тем.

Первый студенческий хакатон Металлоинвест провёл в 2018 году вместе с Оскольским политехническим колледжем СТИ НИТУ «МИСиС». Участие в нём приняло около пятидесяти юных айтишников. В ходе состязания, которое прошло в Центре инноваций ИТ-компании Металлоинвеста, студенты разрабатывали web-приложения для управления образовательным процессом. 

Спустя два года старооскольский хакатон собрал на своих онлайн-площадках уже около двух тысяч участников из разных стран. 

— Идея проведения нашего хакатона — не во внедрении разработанного продукта на площадке мероприятия, а в выявлении талантов в области IT и дальнейшее их трудоустройство на ведущие предприятия, — отмечает один из организаторов хакатона Татьяна Коренькова, заведующая отделением информационных технологий ОПК. — Сейчас это студенческие проекты, но, возможно, уже завтра они станут фундаментом серьёзных разработок.

После проведения самого масштабного студенческого хакатона его организаторы создали открытое интернет-сообщество, где юные разработчики продолжили общаться и генерировать совместные проекты. Вскоре на них обратил внимание итальянский учёный и бизнесмен Франческо Беллини. Несколько web-платформ он посчитал крайне интересными и… заказал у ребят сайт для своей компании. 

Для администрации округа участники хакатона создали эффективную базу данных, которая выявляла и структурировала должников — своего рода «чёрный список». 

Как это работает?

Участвовать в студенческом хакатоне могут любые команды. Для этого необходимы минимальные знания в области веб-разработки и дизайна. Задания организаторы готовят совместно с представителями Металлоинвеста. Они, как правило, не сложные, но из разряда «за рамками программы колледжа».

Тренинг с психологом помогает студентам и школьникам избавиться от волнения. Жеребьёвка определяет роль для каждого игрока команды: дизайнер, программист, аналитик или спикер. Вместе они затем разрабатывают и оригинально представляют IT-идею.

В 2023 году ребятам из разных городов Центрального региона предложили подумать над темами, актуальными для отечественной промышленности. Например, взаимодействие металлургических предприятий или разработка цифровых моделей заводов. 

Юрий Высоцкий из Железногорского горно-металлургического колледжа в подобных мероприятиях участвует не впервые.

— Дизайн сайта — это не просто внешняя оболочка. Это психология, искусство, — рассказывает студент. — Его можно писать, как картину. На хакатоне стены, команда, вкусные булочки — всё способствует креативу! Мы разрабатывали прототип сайта для металлургических предприятий. Назвали его «Энвил» — в переводе «наковальня». 

Студентам нужно было проработать референсы, продумать целевую аудиторию сайта, разработать логотип предприятия, собрать и правильно распределить на классы большой массив данных, изображений, проанализировать предполагаемых конкурентов. 

— В этом году мы акцентировали внимание не на проектах, а на их разработчиках, — уточняет Коренькова. — Важно было показать работодателям потенциал студентов. Чем больше шагов они сделали в разработке своего web-продукта, тем он привлекательнее. 

В соревновании обучение новому происходит значительно эффективнее, чем на обычных занятиях, уверена Татьяна Коренькова. Полученные знания сразу используются на практике, а командность настраивает на вариативность. Способность к быстрому обучению и экспериментированию, считает преподаватель, — важнейшие показатели, по которым представители бизнес-сообщества определяют для себя будущих сотрудников. 

Кстати, в 2021 году более 20 участников хакатона пригласили на работу в ИТ-компанию Металлоинвеста и другие организации. В этом году шесть наиболее перспективных юных разработчиков пройдут стажировку у партнёров мероприятия. 

Это не игра

Вдохнуть жизнь в проектные идеи студентам помогают эксперты — представители IT-сектора, учёные, преподаватели и чиновники. Андрей Фомин, главный специалист по АСУТП прокатного производства ИТ-компании Металлоинвеста, кандидат технических наук, уверен: на хакатоне случайных людей нет. Это дети, которые уже сегодня выходят за рамки заурядности. Понятно, что студенческие разработки — лишь «проба пера» (или, скорее, компьютерной мыши), но «игрушечные» задачи здесь не решают. А заинтересованность соревнующихся в результате — свидетельство, что они на верном пути. Менторам нужно лишь немного скорректировать их движение.

— У представителей цифровых специальностей есть некая узость мышления. Они часто сосредоточены на специфике своей профессии. А здесь, в общении друг с другом, экспертами, в числе которых не только айтишники, их кругозор расширяется, — считает Андрей Фомин. — Наставникам можно задавать самые каверзные вопросы, впитывать их опыт. А для нас, представителей работодателя, это своего рода «хантинг» — охота за умными головами. Молодые ребята, как алмазы: их можно огранить в уже нашу производственную специфику. Вот и ищем, рыскаем, выискиваем.

Сегодня предприятиям, развивающим цифровые технологии, выгоднее найти и воспитать своих Стивов Джобсов и Тимов Куков, которые находятся даже не на страте, а на подходе к профессиональной дорожке. Хакатоны выступают полноценным каналом живой коммуникации с молодой аудиторией и реальной площадкой для поиска новых кад­ров, формирования сети активных людей, заинтересованных в разработке тем, актуальных для бизнеса.

СПРАВОЧНО

А знаете ли вы, что…

Первый официальный хакатон прошёл в 1999 году в Калгари. Около десятка разработчиков собралось тогда в компании OpenBSD, чтобы написать программу для криптографии. Вскоре аналогичное «собрание» провела в Сан-Франциско компания Sun Microsystems. В итоге «мозгового штурма» у новой версии карманного персонального компьютера PalmV появилось ПО, позволяющее использовать инфракрасный порт для связи с другими пользователями и подключения к интернету. Впрочем, прообразом хакатона можно считать неформальные встречи программистов, которые они проводили ещё в 70-е годы. На таких IT-рандеву создавались сообщества, из которых в итоге сформировались крупнейшие технологические компании. Apple — одна из них.

Олеся Олейникова, Фото Валерия Воронова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”