Вместо дорогостоящей зарезки бокового ствола проходное сечение скважины можно восстановить путем углубления забоя в разрушенной части эксплуатационной колонны.
Более экономичный и рациональный способ капитального ремонта скважин при разрушении эксплуатационной колонны предложили специалисты отдела планирования и геологического сопровождения ремонта скважин (ОПиГСРС) УГТМ СП «Татнефть-Добыча». Вместо дорогостоящей зарезки бокового ствола проходное сечение скважины можно восстановить путем углубления забоя в разрушенной части эксплуатационной колонны.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Срок службы эксплуатационной колонны скважины зависит от множества факторов. В процессе эксплуатации колонна подвергается наружной коррозии (по причине некачественного цементирования или недоподъема цемента за колонной до устья, воздействия агрессивной пластовой воды и проч.), внутренней коррозии (из-за агрессивности рабочего агента закачки, высокого рабочего давления перекачиваемой жидкости в нагнетательных скважинах и т.д.), механическому износу (в результате истирания при спускоподъемных операциях, неоднократной перфорации и т.д.).
Все это рано или поздно приводит к тому, что эксплуатационная колонна на определенном участке разрушается в интервале перфорации в продуктивном пласте. Как следствие, разрушенный металл эксплуатационной колонны, цемент и выпадающая порода перекрывают интервал перфорации. Скважине требуется серьезный ремонт.
Для такого рода осложнений единственным вариантом «лечения» была зарезка бокового ствола (ЗБС). Но это очень дорогостоящий вид ремонта — по сути, это бурение новой скважины.
Специалисты ОПиГСРС УГТМ предложили гораздо менее затратный и более быстрый способ вернуть скважину в работу — восстановить проходное сечение углублением забоя и спуском дополнительной колонны.
«В интервал разрушенной эксплуатационной колонны на бурильных трубах спускаем бурильный инструмент, достигаем места разрушения и пробуриваем параллельный ствол рядом с основным, спускаем сюда дополнительную колонну меньшего диаметра («летучку»), производим цементаж для поднятия цемента за «летучкой» и перфорируем в интервале продуктивного пласта. После освоения свабированием скважину запускаем в работу», — объяснил ведущий специалист ОПиГСРС УГТМ Рустам Арсланов.
Предложенный способ в несколько раз дешевле традиционной ЗБС. Ремонт, проведенный на восьми скважинах, дал экономический эффект в размере более 53 млн рублей. И данное решение можно тиражировать на скважинах, выведенных в ремонт при схожих условиях.
Текст: Елена Федорова. Фото Ивана Ткаченко