«Вектор ТМХ» 0 комментариев

Игра вдолгую: как в ТМХ управляют качеством работы поставщиков

Управляющий директор ТМХ по качеству и надежности расскажет о внедряемой в ТМХ методологии управления качеством работы поставщиков.

Благодарим Дирекцию по внешним связям и корпоративным коммуникациям АО «Трансмашхолдинг» за предоставление данного материала.

Автор: Валоги Алекс Сухинин, управляющий директор ТМХ по качеству и надежности

2023 год в Трансмашхолдинге объявлен годом работы с поставщиками. Партнерам холдинга будет интересно более подробно узнать о внедряемой в ТМХ методологии по управлению качеством работы поставщиков.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Цифровые лидеры железнодорожной и автомобильной промышленности с развитыми системами менеджмента качества и производственными системами давно применяют программы, методы и инструменты по управлению качеством не только внутри корпораций, но и в отношении поставщиков комплектующих изделий. Крупные российские компании, которым постоянно приходится взаимодействовать с тысячами поставщиков, также внедряют подобные методы и инструменты. Трансмашхолдинг не является исключением и разрабатывает свою собственную методику развития поставщиков с опорой на передовой международный опыт.

Развитие поставщиков — это комплексная деятельность предприятия по управлению взаимодействием с поставщиками на протяжении всего жизненного цикла конечной продукции, начиная от оценки и выбора поставщика и заканчивая доведением его работы до желаемого уровня выполнения наших требований к поставляемой продукции или услугам. Во многих компаниях стратегия развития поставщиков носит краткосрочный характер: провели тендер, получили лучшую цену, заключили договор. Целью же ТМХ является сделать отношения с поставщиками более продуктивными, а закупаемую продукцию — соответствующей требованиям холдинга как заказчика на длительную перспективу. Жизненный цикл продукции, производимой на заводах ТМХ, составляет несколько десятков лет, поэтому нам интересны долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнерами.

В ТМХ основная методология по управлению качеством поставщиков разрабатывается дирекцией по операционной деятельности при взаимодействии с другими профильными дирекциями (материально-технического обеспечения, технического развития, информационных технологий и другими) и реализуется поэтапно.

1. Аккредитация потенциальных поставщиков по качеству 

На этом этапе происходит всесторонняя многоуровневая оценка поставщика. В частности, определяется его класс в зависимости от влияния на безопасность, оцениваются возможные риски. Проверяется вся предоставленная документация, при необходимости проводится аудит поставщика. Процесс аккредитации позволяет уже на начальном этапе выявить и отсеять поставщиков, с которыми могут возникнуть проблемы, связанные с качеством комплектующих. Если это монополист, его продукция уникальна или критична для ТМХ, но при этом есть риск поставки некачественной продукции, то такой поставщик может быть включен в программу развития уже на начальном этапе, а план мероприятий по работе с поставщиком будет разработан до заключения договора, что позволит снизить возможные риски. В случае положительного решения в результате процесса аккредитации поставщик попадает в пул аккредитованных поставщиков по качеству.

На данный момент дирекция операционной деятельности совместно с дирекцией информационных технологий разрабатывает автоматизированный процесс аккредитации поставщиков с использованием личного кабинета на сайте холдинга и единой системы ввода и обработки данных модуля «Астрея».

Одним из инструментов оценки деятельности поставщика является аудит. На этапе аккредитации может быть проведен технический аудит потенциального поставщика с целью определения возможностей производственных систем и технологических процессов производителя выпускать продукцию, соответствующую заданным ТМХ требованиям в установленном объеме; проверки наличия необходимого технологического оборудования; выявления реализуемых производителем мероприятий по улучшению качества.

2. Заключение договора с поставщиками, содержащего требования ТМХ 

На этом этапе формируются адекватные и достаточные требования в части качества и проводятся согласовательные совещания, на которых с аккредитованными поставщиками предметно обсуждаются условия договора. В договорах с поставщиками должны присутствовать ключевые показатели эффективности: своевременность и комплектность поставок, качество изделий и услуг, способность поставщика выстроить систему эффективной коммуникации и решать возникающие в ходе сотрудничества вопросы.

После заключения договора и поставки продукции на производственные площадки заказчика поставщик переходит в статус действующего. 

3. Верификация продукции

При поставке на производственные предприятия продукция проходит верификацию с целью проверки соответствия ее качества установленным требованиям и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию несоответствующей продукции.

4. Ежеквартальная оценка по методике QCDT (качество, стоимость, поставка, техника)

Это один из эффективных инструментов проверки действующих поставщиков. Оценка проводится ответственными лицами производственных предприятий ТМХ в модуле «Астрея». По каждому показателю присваивается итоговый балл. По результатам оценки поставщик может попасть в черный список, и в этом случае для него будет введен запрет на закупки. В дальнейшем итоги оценки используются как входные данные для комплексного анализа работы поставщика за год.

5. Решение возникающих проблем с использованием инструмента 8D

В процессе приемки продукции и производства могут быть выявлены проблемы с качеством приобретенных изделий, возникающие по вине поставщика. Одним из наиболее популярных и действенных инструментов по отработке с поставщиком проблем по качеству является инструмент 8D, который позволяет не только решить проблему и найти корневые причины, но и предотвратить повторное появление проблем. Кроме того, инструмент 8D учит специалистов работать в команде. Производственные предприятия ТМХ активно и успешно применяют данный инструмент для работы с поставщиками.

6. Программа развития поставщика 

В нее могут попадать проблемные поставщики, которые определяются как на этапе аккредитации, так и в процессе постоянной оценки действующих поставщиков. При комплексном анализе работы поставщиков учитываются такие критерии, как невыполнение требований заказчика, низкие результаты оценки по методике QCDT, постоянное вхождение в топ-10 по количеству рекламаций и стоимости на этапе входного контроля, производства и гарантийной эксплуатации, невыполнение мероприятий по результатам аудита, неэффективные корректирующие действия, отсутствие ответов по 8D и т. д. По совокупности этих критериев поставщик может быть включен в программу развития. Эта программа предусматривает комплекс мероприятий, которые позволят довести поставщика до желаемого уровня выполнения требований заказчика и оценить необходимость проведения очередного аудита.

Для проведения глубокого анализа отдел развития качества поставщиков разработал дашборды по качеству. Преимуществами их использования являются визуализация данных, простота использования информации, сокращение времени по отчетности для производственных предприятий ТМХ, единый источник статистики по качеству закупаемой продукции и отчетов по 8D и корректирующим мероприятиям, возможность быстро определять поставщиков с наихудшими показателями и разрабатывать мероприятия по улучшению.

7. Выход из программы развития

В случае успешного завершения программы развития поставщик выходит из нее с положительным результатом. Это означает, что все причины несоответствий установлены, корректирующие мероприятия утверждены и проведены, текущие показатели улучшены, а результат технического аудита имеет высокую оценку в соответствии с внутренними документами.

8. Мотивационные мероприятия

Для развития отношений с поставщиками необходимо проводить мотивационные мероприятия с лидерами по качеству. Это может быть увеличение объема закупок, заключение долгосрочных договоров и материальное стимулирование, премирование поставщиков, определение лучших на Днях качества. Такая мотивация способствует благоприятному сотрудничеству с лидерами и при этом вызывает желание у остальных поставщиков достичь того же уровня развития, что их коллеги и конкуренты.

Руководители высшего звена должны быть заинтересованы во взаимовыгодном и долгосрочном взаимодействии с поставщиками. В настоящее время в ТМХ уделяется большое внимание повышению эффективности соответствующего инструментария. На производственных предприятиях создаются группы по развитию качества поставщиков с целью реализации разработанных инструментов, достижения стабильно высокого качества приобретаемых изделий и услуг. V

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”