«Импульс-ЭХЗ» 0 комментариев

Год качества ЭХЗ: по советам Губермана

В чем заключаются задачи отдела управления качеством, какие вопросы приходится решать его специалистам, что такое кодекс поставщика?

Благодарим Отдел общественных коммуникаций АО "ПО "Электрохимический завод" за предоставление данного материала.

Отдел управления качеством – одно из самых молодых подразделений Электрохимического завода. В чем заключаются его задачи, какие вопросы приходится решать его специалистам, что такое кодекс поставщика? Эти и другие вопросы мы задали начальнику ОУК Дине Зайковой.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

– Дина Александровна, ваш отдел появился совсем недавно, хотя качеству продукции на ЭХЗ всегда придавалось огромное значение… 

– Отдел с функцией управления качеством существует на ЭХЗ с 2003 года, просто все это время он являлся частью других подразделений, к примеру – технического отдела или отдела, занимающегося внедрением и развитием ПСР. С июня 2022 года мы отдельное подразделение. Основные функции отдела – обеспечение соответствия интегрированной системы менеджмента (ИСМ) АО «ПО «Электрохимический завод» требованиям потребителей, Госкорпорации «Росатом» и АО «ТВЭЛ». Еще одна функция – получение и поддержание сертификатов соответствия требованиям международных стандартов. Следующее направление – проведение аудитов достоверности данных поставщиков критически важных товаров, работ или услуг. Кроме того, занимаемся организацией работ в информационных системах по управлению несоответствиями. 

Важное направление – разработка и проверка результативности программ обеспечения качества, необходимых для получения и поддержания лицензий в области использования атомной энергии, в том числе и у подрядных организаций. Кроме того, принимаем участие в оценке соответствия оборудования с классом безопасности, которая включает проверку планов качества и готовности производства потенциальных изготовителей.

– Нынешний год в ТВЭЛе объявлен Годом качества. На ваш взгляд, почему для предприятий атомной отрасли так важен вопрос качества продукции?

– Наверное, потому, что именно для предприятий атомной отрасли вопрос качества продукции значительно влияет на безопасность. По некоторым направлениям организации, входящие в контур управления АО «ТВЭЛ», являются друг для друга поставщиками и потребителями продукции. Вопросы, связанные с качеством продукции «внутри» контура, назрели давно. Разумеется, в течение объявленного Года качества все они не могут быть устранены. Однако то, что поиск решений был инициирован, – посыл верный. Кроме внутренних проблем с качеством, существуют и внешние. Далеко не все поставщики демонстрируют понимание специфических требований атомной отрасли. Некоторые даже и не подозревают о необходимости наличия лицензии для изготовления оборудования с классом безопасности. Так что развитие поставщиков – вопрос на много лет вперед.

– Еще одно новое понятие – система менеджмента качества ТВЭЛа. В двух словах: что это? И каково в ней место нашего предприятия?

– С 2012 года ИСМ ЭХЗ входит в состав ИСМ АО «ТВЭЛ». Интеграция проходила непросто, ведь система строится годами и невозможно за один миг создать для всех предприятий ТК единые правила, учитывающие особенности разных производств. Тем не менее сейчас интегрированная система менеджмента ЭХЗ успешно проходит сертификацию в составе ИСМ АО «ТВЭЛ» по нескольким направлениям: производство и поставка урановой и изотопной продукции, фтористоводородной кислоты и безводного фтористого водорода. 

– И еще одно новшество – кодекс поставщика. Для чего он нужен?

– Кодекс поставщика – это свод правил и принципов, которые организация принимает и которыми руководствуется. Более того – настойчиво добивается их соблюдения от своих партнеров, поставщиков, подрядчиков, предприятий, входящих в цепь поставок. Как правило, постулаты кодекса – это признанные мировым сообществом управленческие принципы. Сюда входят основы деловой этики, вопросы, связанные с противодействием коррупции, с социальной сферой и экологическим воздействием на окружающий мир. И если по вопросам качества, экологии и безопасности существуют некие международные стандарты, да и терминология вполне привычна, то вот по вопросам непритеснения религиозных меньшинств или малых народов подтверждение соответствия еще надо поискать. 
Тем не менее обязательство по соблюдению кодекса поставщика в настоящее время все чаще является неотъемлемым требованием того или иного контракта или договора на поставку продукции. 

– Раз уж мы упомянули аудиты: как у нас налажено взаимодействие с партнерскими организациями, аудиторами?

– Есть старая шутка о том, что ничто не действует столь успокаивающе, как пыль из-под колес автомобиля, увозящего в аэропорт команду аудиторов. 

На самом деле проверка – это вершина айсберга. Основная работа начинается после ее окончания. Проводится анализ зафиксированных несоответствий, поиск причин, разработка мер коррекции, рассмотрение полученных рекомендаций. Делается все, чтобы проблема вновь не повторилась. Кроме того, есть вопросы, которые были рассмотрены, но не оформлены как несоответствия, их тоже нужно проработать и оценить риски. И если учесть, что за 18 лет сертификат соответствия ИСМ на Электрохимическом заводе не приостанавливался ни разу и после каждого визита партнеров предприятие получало одобрение со стороны потребителя, то можно сделать вывод, что взаимодействие с проверяющими организациями у нас налажено хорошо. 

– Ну и в заключение – тот вопрос, который необходимо было бы затронуть, а он так и не был задан…

– Я бы затронула вопрос, состоящий всего из одного слова: «Почему?». И задала бы его каждому сотруднику несколько раз. Так выглядит методика поиска корневой причины несоответствий. Порой нам кажется, что источник проблемы вне зоны нашего влияния. Возможно, иногда так оно и есть. И все же, если большая часть причин выявляемых несоответствий связана с ошибками персонала, то есть смысл поискать причину внутри.

Перефразировав четверостишье Игоря Губермана, можно получить действенный рецепт для любой сферы жизни:

«В пучине наших бедствий
Спят корни всей кручины: 
Мы лечимся от следствий, 
А надо от причины».

Михаил БЕРБА, фото из архива Д. Зайковой

0 комментариев
Отправить
обсуждения
рейтинг тех, кто больше всех освоил денег (уверен, что об откатах речь не шла) и ни слова про увелич... Итоги рейтинга «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2024»
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”