"Горизонты" 0 комментариев

Подробно: как многие кадровые вопросы уже удалось решить в ОКБ Сухого

Как работает программа подготовки молодых специалистов в ОКБ Сухого.

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" за предоставление данного материала.

Кадровый вопрос стал одной из основных проблем российского авиастроения в 1990-е годы. Для его решения в ОКБ Сухого разработали специальную систему отбора и подготовки молодых специалистов. Благодаря ей сегодня предприятие не испытывает недостатка в квалифицированных кадрах. Опыт ОКБ Сухого переняли и используют сегодня многие предприятия ОАК и госкорпорации Ростех. А тем временем в ОКБ разрабатывают и внедряют новые практики, позволяющие сохранять кадровый потенциал предприятия на высоком уровне, обеспечивающем создание самой современной авиационной техники.

ОКБ Сухого всегда славилось своим внимательным отношением к молодежи. Молодым инженерам всегда поручали важные направления работы, на которых они могли вырасти в квалифицированных специалистов. Серьезным испытанием для ОКБ стал кризис 1990-х годов. В то «лихое» время приходилось выживать в очень жестких условиях. Часть сотрудников уволилась в поисках больших заработков. Значительно сократился поток молодых людей в технические институты. Без решения кадрового вопроса стало невозможным само существование ОКБ.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

«11 друзей Сухого»

О прошлом, настоящем и будущем подготовки кадрового резерва мы поговорили с начальником отдела перспективных технических знаний и навыков Ириной Первышиной.

- Ирина Эрленовна, какие подходы пришлось применять в ОКБ Сухого для решения кадрового вопроса?

- Да, в 90-е было везде тяжело. Эти годы выкосили «золотую середину» – работников среднего возраста, имеющих уже большой опыт, но которым было еще далеко до пенсии, то есть самую работоспособную часть коллектива. В то же время студенты, заканчивающие технические вузы, не знали, куда идти работать, часто устраивались не по специальности. Рабочие руки были нужны, но их не было.

Однако руководство ОКБ Сухого уже в самом начале 1990-х взяло курс на привлечение и удержание молодежи, справедливо полагая, что без нее авиационное предприятие не имеет будущего. Своевременно принятой мерой по ликвидации возникшей угрозы нехватки молодых кадров стало формирование в рамках кадровой политики ОКБ комплекса мероприятий по привлечению, развитию и удержанию на предприятии молодежи. Была организована система, позволявшая привлекать молодых специалистов. Их старались заинтересовать, поручали ответственную работу, платили чуть больше, чтобы они оставались на предприятии.

В конце 1990-х годов эту работу поручили Вере Степановне Филипповой. И тогда еще студенты 4-го курса и выпускники МАИ, такие как Михаил Стрелец, Максим Чекин, Олег Орловский, Алексей Матвеев, Александр Шкода и многие другие пришли на работу в ОКБ. Сегодня – это, можно сказать, список руководителей ОКБ Сухого. В то время их своей заботой и вниманием окружила Вера Степановна. Из этих молодых ребят была создана первая группа резерва – 11 человек! 

- Прямо, как «11 друзей Оушена»…

- Только у нас «11 друзей Сухого». За каждым из них был закреплен куратор из руководства ОКБ – Михаил Погосян, Сергей Коротков, Евгений Савельевских и другие. Практически все из той «золотой группы 11» до сих пор продолжают работу на нашем предприятии.

- В чем выражалось это прикрепление выпускников к руководителям ОКБ?

- Это были отношения по принципу наставничества. Такой подход обеспечивал преемственность. Наставники регулярно встречались со своими подопечными, наблюдали как они работают, обсуждали с ними возникающие проблемы, давали им дополнительные задания, смотрели – тянут они или не тянут.

Но ситуация с кадрами все равно ухудшалась: работы в ОКБ было много, пожилые сотрудники уходили, а таких выпускников, к которым были бы прикреплены кураторы-руководители, не могло быть много. Поэтому примерно в 2004 году появился новый кадровый проект, который бы позволил решить проблему с пополнением коллектива молодыми, хорошо подготовленными кадрами.

«Приходи и делай»

- Именно тогда Вы и пришли в ОКБ Сухого?

- Да. На тот момент я работала преподавателем русского языка в Институте русского языка имени Пушкина. Я случайно встретилась с Михаилом Аслановичем Погосяном, который возглавлял компанию «Сухой». Он рассказал о проблемах с приходом молодежи на предприятие и предложил организовать работу с учебными заведениями для подготовки кадров. Мы поговорили, но я продолжила работать у себя в институте. На следующей встрече я ему предложила вариант организации работы по подготовке кадров. Тогда Погосян говорит: «Слушай, ты сама приходи и делай это все». Но мне нравилась моя работа в институте. Она была творческая: к нам приезжали иностранцы, которые по-русски говорили еле-еле, а спустя год мы их выпускали уже хорошо говорящими на нашем языке. Это была короткая дистанция, на которой сразу был виден результат твоей работы. Погосян тогда говорит: «Ты попробуй. Приходи пока на полставки. Не получится – уйдешь». Так в 2004 году я пришла на «Сухой» на полставки.

- Как складывалась работа на новом месте?

- Мне тогда Михаил Асланович предложил, если будут вопросы, спроси Алексея Матвеева и Михаила Стрельца (сегодня один из них – руководитель КБ, второй – первый заместитель управляющего директора компании «Сухой», директор ОКБ Сухого).

Сначала они отнеслись ко мне скептически. Мы тогда решили изменить систему набора молодежи. Нужно привлекать не только студентов-дипломников, пришедших в КБ на практику. Это уже слишком поздно. Даже брать ребят с третьего курса было поздно. Нужно искать заинтересованных ребят еще раньше. И решили проводить олимпиады по авиации для школьников. Эту идею активно поддержал Стрелец. И тогда уже те одиннадцать, пришедшие в 1990-х, активно включились в работу.

И вот с 2005 года ежегодно ОКБ Сухого совместно с Московским авиационным институтом проводит олимпиаду по авиации среди школьников 10-11 классов, учащихся техникумов и колледжей. Ее цель – отбор наиболее талантливых и увлеченных авиацией ребят, из которых через несколько лет могут получиться адаптированные под специфику ОКБ Сухого молодые специалисты-инженеры. Результатом проведения таких олимпиад стало создание из числа их победителей, призеров и финалистов групп целевой подготовки ОКБ Сухого. Эти группы обучаются в МАИ по таким направлениям подготовки, как самолето- и вертолетостроение, проектирование авиационных и ракетных двигателей, электроэнергетика и электромеханика, радиоэлектронные системы и комплексы, а также интегрированные системы летательных аппаратов и ракетные комплексы и космонавтика.

Авиа-олимпийцы

- Как ребята попадают на олимпиаду по авиации?

- Ребятам необходимо просто пройти процедуру регистрации, заполнив анкету, размещенную на официальном сайте компании и МАИ. Но это сегодня есть современные технологии! А в 2005-м был только городской телефон.

- Как сейчас проходит олимпиада?

- Она проходит в два тура. Первый тур – в декабре на территории МАИ, по профилям естественных наук – математика и физика, русский язык, специализированные вопросы по тематике института, на который подана анкета. Также выдаются задания на техническое творчество.

В конце первого тура участники получают домашнее задание на второй тур. Задание включает подготовку проекта самолета с использованием собственных знаний и авиационной литературы. Проект должен сопровождаться графическими материалами с акцентом на особенностях данного самолета, проведенным сравнительным анализом с самолетами-аналогами и объяснением принятых технических решений. Ко второму туру допускаются участники, набравшие наибольшее количество баллов. И пока будущие авиаторы корпят над своими проектами, организаторы уже готовятся ко второму туру.

- А что во втором туре?

- Второй тур проводится в январе в форме защиты индивидуального проекта перед конкурсной комиссией. Ребята отвечают на вопросы, спорят, отстаивают свои идеи. В состав конкурсной комиссии олимпиады входят представители руководства ОКБ Сухого (те самые, пришедшие в 90-е) и директора институтов МАИ (раньше это были факультеты). Конкурсные комиссии по институтам оценивают техническую грамотность ребят в вопросах проектирования и эксплуатации летательных аппаратов, умение не только представить свой проект, но и показать его реализуемость. Задают вопросы с целью выявить у участников умение логически мыслить и обосновывать свою точку зрения.

- А когда же результаты?

- Весной в ОКБ Сухого проходит торжественное подведение итогов олимпиады. Начинается все с экскурсии по территории предприятия. В этот день сбывается заветная мечта многих ребят – увидеть знаменитое конструкторское бюро, в котором создаются выдающиеся образцы авиационной техники и работают замечательные люди. Все участники олимпиады награждаются памятными подарками, а победители, призеры – сертификатами и денежными вознаграждениями. Получение сертификата – главный приз. Это возможность обучения в МАИ в группах целевой подготовки ОКБ Сухого. За 16 лет проведения олимпиад в них приняло участие свыше 1800 ребят, более 300 получили сертификаты на целевое обучение.

Необходимо учесть и географический масштаб проведения олимпиады. В ней принимают участие не только жители Москвы и Подмосковья, но и учащиеся из Комсомольска-на-Амуре, Томска, Челябинска, многих других городов России.

Целевик в ОКБ

- Как дальше протекает их учеба в вузе?

- Мы их оформляем на работу на «Сухом» на полставки уже с 1-го курса. Поначалу пришлось очень долго доказывать, что именно так нужно делать. Оформляем по трудовому законодательству, с трудовой книжкой, все как положено. За отработанное время они получают зарплату. И ребята сразу уже привыкают, что зарабатывают себе зарплату сами: сколько поработал – столько получил, и не только зарплату! Еще и репутацию! Как у Пушкина – береги честь смолоду. Гибкий график работы позволяет им уделять достаточно времени учебе. А если ребята хорошо учатся, без троек, то получают повышенную стипендию имени Сухого.

Первые 5 лет мы работали только с 1-м факультетом (сегодня – институтом) МАИ. Потом поняли, что нам нужны специалисты по профилю 3-го факультета. Потом подключили 2-й и 4-й, 6-й, 7-й. На 1-м факультете мы ежегодно формируем из обладателей сертификатов олимпиад ровно одну целевую группу в 10-15 человек. Это то количество специалистов, которое нам нужно каждый год. На других факультетах – 1-2 человека, потому что нам не нужно ежегодно больше специалистов тех профилей. Ребятам с 1-го курса сразу предоставляется рабочее место в ОКБ, а по окончанию вуза мы их гарантированно берем на полную ставку. Конечно, возможен какой-то отток, но мы готовы предоставить рабочие места всем.

Педагоги по зову души

- Помимо предоставления работы, от ОКБ Сухого еще кто-то участвует в процессе обучения?

- Конечно. Мы привлекаем наших специалистов, чтобы они читали ребятам лекции по нужным направлениям. Некоторые говорят: «Хорошо, пару-тройку лекций я прочту». Но пара-тройка – мало, я прошу побольше. Когда специалист готовится к лекции, он, естественно, делает для себя записи. Сначала он дает план занятий, потом – подробнее, тезисно. И в результате появляется хороший раздаточный материал. Сейчас у нас есть напечатанные в ОКБ методические пособия наших специалистов почти по всем предметам.

Пандемия COVID-19 поставила нам задачу записать все эти лекции. Это было необходимо для организации удаленного обучения. И многие наши сотрудники-преподаватели откликнулись на эту просьбу. Например, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого Вячеслав Зенкин, прекрасно знающий всю историю предприятия, преподает историю авиации и для наших целевиков. В свое время он написал по своему предмету хорошую методичку. В прошлом году Вячеслав Николаевич сам предложил: «Я посмотрел свою методичку. Она уже устарела. Я буду ее переписывать». И за это он не получает никаких денег. Это просто зов души человека.

Среда – «день Сухого»

- Как организуются занятия целевых групп на «Сухом»?

- Занятия в ОКБ проводятся в свободное от учебы в институте время по специально составленному расписанию. С 1-м институтом-факультетом МАИ мы договорились, что у студентов есть на неделе один специальный «день Сухого». В последние годы это была среда. Я пыталась договориться и с деканами других факультетов, но там у нас 1-2 целевика. А что будут делать в этот день остальные студенты? Мы их тоже можем принять у себя. Но это уже вопрос добровольный, кто-то может и не пойти на лекции в «Сухой». Из-за такой неопределенности пока «дня Сухого» на этих факультетах нет.

Нашим целевикам в этот день лучшие специалисты компании дают возможность познакомиться с передовым опытом создания новейших образцов авиационной техники, современными технологиями проектирования, производства и эксплуатации летательных аппаратов. Наши сотрудники читают лекции и ведут семинары по тем направлениям, которые необходимы для работы в ОКБ. И прошедшие целевое обучение, став специалистами, сами уже начинают вести занятия.

- Как учились целевики в условиях самоизоляции?

- В 2020 году впервые в условиях карантина для наших студентов целевой подготовки были разработаны и проведены вычислительная, технологическая и производственная практики в дистанционном формате. К разработке привлекались специалисты разных структурных подразделений и студенты старших курсов, что обеспечило возможность подготовить индивидуальные задания для студентов по всем шести направлениям целевой подготовки.

Лучшие из лучших – на заводы

- Сколько в обычные годы в целом ребят приходит на «Сухой» на практику?

- Ежегодно у нас проходят практику от 180 до 250 человек, 50-60 % из них – студенты целевой подготовки, 20-30 % – студенты, начинающие свою трудовую деятельность в нашем ОКБ с 3-го курса и 10-20 % составляют практиканты, направляющиеся к нам по договору с институтом.

Все виды практик, организованные для студентов целевой подготовки, завершаются экскурсиями на авиационные предприятия: ЛИиДБ, ЦАГИ, предприятия ОАК, которые входят в обязательную, как мы считаем, программу подготовки студентов, и в Центральный музей ВВС в Монино. Их цель – повышение конструкторской грамотности, расширение кругозора, мотивации и сплочения коллектива будущих молодых специалистов нашего предприятия.

- Специалисты ОКБ наверняка участвуют и в проведении практик?

- В организации практик у нас отчетливо наблюдается преемственность поколений и заинтересованность в подготовке будущих специалистов ОКБ. Работники предприятия разрабатывают методические материалы и задания для каждого из студентов старших курсов, исходя из специфики профессиональной подготовки и направления их обучения в МАИ. И такая подготовка проводится для каждого вида практики. А вот на последних курсах, перед дипломом, лучшие из лучших направляются на наши серийные заводы в Комсомольск-на-Амуре и Новосибирск, а также в Жуковский и Ахтубинск, где находятся наши ЛИиДБ.

Целевые студенты, прошедшие практику, совместно с преподавателями целевой подготовки участвуют в процессе усовершенствования программ, заданий, методических пособий для студентов младших курсов, выступают в роли кураторов во время проведения практики. Мы не стоим на месте, мы все время «Растем вместе!».

Для еще более быстрой адаптации и вовлечения студентов в «жизненный цикл ОКБ» на предприятии существует система наставничества и кураторства, в которой участвуют специалисты, носители ключевых технических компетенций, молодые специалисты и студенты целевой подготовки.

Целевая подготовка ОКБ Сухого дает следующие преимущества:

  • именную стипендию П.О. Сухого (в размере 2300 – 5000 руб./мес. в зависимости от успеваемости);
  • опыт работы в профильном подразделении компании с 1 курса;
  • гарантированное прохождение всех видов практик на предприятии;
  • прохождение преддипломной практики и дипломного проектирования на предприятии с предоставлением материалов для написания дипломного проекта, а также консультации опытных специалистов по теме дипломной работы;
  • защиту дипломных проектов в ОКБ Сухого;
  • гарантированное трудоустройство в ОКБ Сухого после окончания института.

Большая семья ОКБ

- Ребята, проходящие такую подготовку, наверное, быстрее становятся членами, если так можно выразиться, «семьи Сухого»?

- Да, мы смеемся, что ОКБ Сухого – как большая деревня, где все живут вместе и каждый про каждого знает. Вовлечению студентов в жизнь компании мы уделяем особое внимание. Для этого проводятся студенческие и корпоративные слеты, конкурсы по авиации, циклы технических лекций. Студенты-целевики посещают различные научно-технические форумы, совместно со специалистами ОКБ, занимаются подготовкой и проведением олимпиады по авиации, проведением мастер-классов, в общем, становятся настоящими суховцами.

Ребята постоянно сами разрабатывают все новые и новые мастер-классы и сами же проводят их. Эти мастер-классы, разработанные студентами целевой подготовки, давно уже вышли за пределы ОКБ и пользуются огромной популярностью на различных профориентационных площадках. Участники фестивалей «Старт карьеры» и NAUKA 0+, салона МАКС очень легко и быстро находят стенд ОКБ Сухого. Участие в таких групповых мастер-классах как «Построить самолет» помогает старшим школьникам сделать выбор будущей профессии. Детям помладше – узнать в игровой форме о профессии авиастроителя, сделав своими руками маленькую копию одного из самолетов марки «Су», чтобы потом запустить его в «полет». Каждый уходит с такого мастер-класса со своим самолетом.

Кроме того, ежегодно в начале учебного года проходят конференции студентов групп целевой подготовки. На этих встречах подводятся итоги прошедшего учебного года, ребята делятся запомнившимися событиями, строятся планы на новый учебный год. Старшекурсники и вновь пришедшие «маленькие» обсуждают интересные темы и проблемы, конечно же, авиационные.

Технари из Р4

- Вы же еще формируете из своих целевиков и технический резерв. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой системе.

- Все корпоративные университеты готовят в основном управленческие компетенции. Это модно. Но у нас-то – технари, и не все собираются быть управленцами. Многим нравится заниматься только техникой. Поэтому мы решили, что из студентов-целевиков мы должны еще сделать и технический резерв. С 2013 года в ОКБ Сухого успешно функционирует программа студенческого технического резерва Р4. Р4 потому, что есть уровни управления предприятием Р1, Р2 и Р3. А это – Р4, чисто технический резерв. Формирование группы примерно из 12 участников для программы происходит из числа учащихся групп целевой подготовки МАИ на 2-м курсе. Отбираются те, кто обладает наиболее высоким уровнем продуктивности мышления, активной жизненной позицией и заинтересованностью в долгосрочной работе в ОКБ. Необходим и положительный отзыв от начальника отдела ОКБ, в котором работает целевик.

Данная программа нацелена на развитие корпоративных и технических компетенций у студентов, на развитие имеющихся и получение новых знаний и навыков, необходимых для обеспечения технического и кадрового резерва.

- Чем конкретно занимаются ребята, участвующие в программе Р4?

- Каждому участнику программы Р4 определяют три индивидуальные задачи, которые он должен выполнить в течение будущего года – две от отдела, в котором целевик работает, и одну от отдела перспективных технических знаний и навыков, то есть от нас. Результатами выполнения задач могут быть: написанные методические пособия, инструкции, руководства, созданные электронные каталоги, библиотеки, архивы конструкторской документации, справочники типовых конструкторских решений. Кроме решения технических задач, участники помогают в организации олимпиад и конкурсов по авиации. Они участвуют в подготовке технологических и вычислительных практик для студентов, разрабатывают мастер-классы для участия в форумах, выставках, авиасалонах с целью профориентации. Ребята выпускают газету «Молодой суховец», организуют семейные дни на предприятии, оформляют фотогалерею, занимаются оцифровкой архивных документов для интерактивного музея ОКБ Сухого. Они также создают электронные библиотеки учебной и методической литературы для студентов, осуществляют мониторинг научно-технических мероприятий Москвы и Московской области. Так подрастает новая команда. Вся информация о внешних мероприятиях, видеозаписи лекций, презентации выгружаются в СУЗ – систему управления знаниями ОКБ Сухого.

А еще участники Р4 проходят обучение, направленное на развитие корпоративных компетенций: продуктивность мышления, организация работы, работа в команде, коммуникация. Эти четыре модуля обучения составляют школы Р4, которые проходят в зимний и летний период.

- Как сами ребята отзываются о своем участии в программе Р4?

- Сейчас можно с уверенностью сказать, что эта программа успешна. 100 % опрошенных положительно оценили участие в ней. Со слов респондентов, программа помогает им совершенствовать профессиональные навыки, расширять знания по тематикам работ подразделений, дает возможность проявить свои организаторские способности и развить коммуникативные навыки. У каждого резервиста есть куратор – работник отдела перспективных технических знаний и навыков, который помогает и контролирует выполнение задач.

«Кубик Рубика» из компетенций

- Отлично, система целевой подготовки успешно действует, есть программа подготовки кадрового резерва. А что дальше?

- Мы еще занимаемся техническими компетенциями. Мы решили описать все те, что есть на нашем предприятии. В результате мы собрали 2,5 тыс. компетенций, оформили паспорта Центров технических компетенций, расписали их по всем структурным подразделениям. Есть справочник этих компетенций и оценки уровня владения ими. Теперь мы хотим выстроить систему обеспечения базовых компетенций, которые есть в вузе.

Например, есть отдел Х, в который направляется студент, обладающий базовыми техническими компетенциями. Дальше эти компетенции развиваются в отделе Х. Затем мы определяем, какие есть в этом подразделении перспективные компетенции: сегодня они могут быть не очень нужны, а через 5 лет станут необходимы исходя из плана стратегического развития предприятия. Причем, всем работникам не обязательно владение всеми компетенциями. Всегда каждый знает что-то лучше, а что-то хуже. Когда у начальника отдела будет вся информация по возрастной структуре и весь список необходимых компетенций, уровень владения ими, ему будет легко понять, кто ему нужен. У него будут готовы требования к выпускнику вуза, который в дальнейшем сможет заменить уходящего специалиста пенсионного возраста. А этого возрастного специалиста он определит в наставники к вновь приходящему выпускнику или второкурснику целевику. Может быть и такая ситуация, что компетенция скоро потребуется, а в подразделении нет ни одного специалиста, владеющего ей. Тогда требуется обучить ей или имеющегося специалиста, или подготовить по ней будущего выпускника. В итоге получается такой «кубик Рубика», который можно и так и сяк поворачивать. И из этого всего можно заранее планировать набор, подготовку кадров, обучение целевиков и работников.

Трое суховцев из четверых целевиков

- И в итоге, какова сейчас ситуация в ОКБ с подготовкой кадров, с целевым обучением?

- Проводя в 2005 году первую олимпиаду, мы понимали, что первые результаты от нашей программы будут лишь спустя 5 лет, когда ребята закончат обучение в МАИ. Тогда же мы раскинули свои «сети» – стали активно собирать студентов на практику в ОКБ. Был, конечно, естественный отсев: кто-то уходил на другие предприятия. В результате примерно к 2015 году была ликвидирована кадровая «яма»: на «Сухой» пришло огромное количество молодежи. Если не брать коммерческие предприятия, а посмотреть по государственной структуре, на сегодня в «Сухом» самый молодой средний возраст инженерного состава. Сейчас у нас почти нет дефицита в молодежи. Мы все ближе и ближе к идеалу по возрастному параметру.

Если оценивать нашу работу по подготовке студентов за весь период, то из 100 % приходящих на целевое обучение примерно 75 % после вуза остается работать в ОКБ, то есть трое из четверых. Я считаю, что это очень хороший процент.

И еще – у нас отличная команда! Без нее не было бы этого результата, не было бы творческих успехов, не было бы уверенности в нашем будущем! Поэтому хочу сказать всем огромное спасибо!!! Больших дальнейших успехов.

Текст: Константин Лантратов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да, 5S – инструмент бережливого производства, который, действительно, позволяет организовать рабочее... Практический пример: о внедрении системы 5S на Минском моторном заводе
Отличная работа! Отличные результаты! Как насчёт запуска четвёртой волны? Развитие прорывного мышлен... Как АО «КЭМЗ» достиг роста суточного выпуска продукции до 66%
Тема не раскрыта... можно ещё было указать, что бы место было с освещением... 5S в ОАО «ПМЗ»: Порядок во всём и обо всём по порядку
Ганенков Николай, чтобы понять где размещать стандарты - нужно понять зачем их где-то размещать? Ста... 5S в ОАО «ПМЗ»: Порядок во всём и обо всём по порядку
а искать где именно поставщиков с высоким рейтингом? пока всех переберешь и найдешь нужного столько... Контроль качества поставок: подходы к выбору поставщика
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”