Портал "Управление производством" 0 комментариев

Как загубить проект автоматизации ТОиР: 5 типичных ошибок паспортизации оборудования

Типичными ошибками и рекомендациями по их устранению делится Мухамедзянов Марат Хайдарович, директор ООО «ЦИТ «Проекты и Решения».

Автор: Мухамедзянов Марат Хайдарович, директор ООО «ЦИТ «Проекты и Решения» (г. Казань)

Ошибка 1. Отсутствие подготовительной работы перед началом ввода оборудования в Автоматизированную Систему Управления ТОиР – АСУ ТОиР

Любой проект по автоматизации, как правило, начинается с паспортизации оборудования. Цель этого этапа – создать централизованную, систематизированную базу данных оборудования, с указанием необходимых атрибутов (заводской номер, год ввода в эксплуатацию, местонахождение и т.д.). Технический персонал предприятия, отвечающий за проект, сразу начинает ввод в АСУ ТОиР всего перечня оборудования. Однако, как правило, на большинстве предприятий имеет место следующее:

  • отсутствует полный систематизированный перечень оборудования;
  • данные по оборудованию разбросаны по различным отделам (ОГЭ, ОГМ и т.д.);
  • информация об оборудовании хранится в различных источниках: в Excel, в бумажных документах, в каталоге основных средств учетной системы бухгалтерии;
  • отсутствуют стандарты наименований оборудования, нет четкого выделенных видов и групп.

Рекомендации. Перед началом ввода оборудования в АСУ ТОиР необходимо: сформировать стандарты и требования к каталогу оборудования, подготовить выборочный перечень оборудования для ввода, установить соответствие с каталогом основных средств бухгалтерии (см. ошибка 2), после проверки заполненной формы заполнить в АСУ ТОиР необходимые справочники. 

Ошибка 2. Считать, что проект построения АСУ ТОиР – только в интересах технической службы

Отсутствие единообразия в стандартах наименований оборудования, в видах и групп оборудования между технической и остальными службами предприятия (ПЭО, бухгалтерия и т.д.) – стандартная ситуация. У каждой службы предприятия разные требования к составу и содержанию информации по оборудованию. Например, в каталоге основных средств в бухгалтерии предприятия технологическая линия может быть представлена как один объект, а для службы главного механика эта же линия должна быть детализирована до отдельных единиц оборудования, входящих в нее.

Рекомендация. В группу внедрения на самой ранней стадии необходимо включать представителей всех заинтересованных служб. Скорее всего, полного согласия между службами на первых этапах проекта добиться не получится – слишком долго они работали в разных информационных пространствах. Однако своевременное взаимодействие служб позволит снять наиболее острые несоответствия в начале проекта, а часть из них отложить на развитие. 

Ошибка 3. Чрезмерная детализация состава оборудования

Современные ЕАМ-системы поддерживают такую функцию, как разбиение оборудования на узлы. Часто встречается ситуация, когда специалисты предприятия слишком увлекаются такой возможностью в начале проекта. Это неоправданно затягивает сроки проекта и увеличивает риски его провала.  

Рекомендация. Прибегать к массовой разузловке оборудования после «боевой» обкатки АСУ ТОиР, через некоторое время, когда будет однозначно понятна ее целесообразность и технический персонал будет готов использовать эту информации. 

Ошибка 4. Восприятие проекта, как одномоментный «скачок в светлое будущее»

Пытаться решить одним первым проектом все вопросы управления ТОиР на далекое будущее – это гарантированный способ обрести его на провал. Первый проект должен быть ориентирован на решение первоначальных базовых задач. В паспортизации такой задачей является ввод в АСУ ТОиР основного производственного оборудования. Здания, сооружения, инженерные коммуникации, вспомогательное оборудование, территория – это задача для паспортизации на развитие.

Рекомендация.  Определить разумные границы проекта в части перечня оборудования для ввода в АСУ ТОиР. Выделить производственные активы, ввод которых можно отложить на развитие.

Ошибка 5. Недооценка важности управления изменениями в каталоге оборудования

Допустим каталог оборудования в АСУ ТОиР уже создан. Однако оборудование перемещается, списывается, модернизируется, появляется новое – это живой процесс, которым необходимо управлять. Если на предприятии не выделены сотрудники, ответственные за поддержание актуального каталога оборудования, не определены процедуры «как это делать», то уже в ближайшее время накопившиеся несоответствия между базой данных и реальным положением дел сведут на нет результаты проекта.

Рекомендация. Определить на предприятии ответственных за поддержание в актуальном состоянии каталога оборудования с самых первых работ по его созданию.  

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”