Implementa 0 комментариев

DriveWorks: Автоматизация производства «под заказ» – ускорение проектирования и обработки заказов

Позаказные производства — это предприятия, способные предоставить заказчику изделие, точно соответствующее его требованиям. Из большого числа вариантов производителю необходимо выбрать нужный и в сжатые сроки подготовить предложение.  Главный вызов для коммерческого отдела и инженерных служб при производстве «под заказ» — низкая скорость обработки заявок. Очень часто это приводит к задержкам в подготовке конкурсной документации и ошибкам в оценке себестоимости.

Типовое производство, в отличие от позаказного, выпускает строго ограниченный модельный ряд изделий. При этом полная документация на каждый вариант к моменту заказа уже готова. Для изделий, выпускаемых под заказ это либо невозможно, либо не имеет смысла. Вариантов исполнения может быть слишком много для проработки, а бóльшая часть из них никогда не будет заказана.

В этом материале мы расскажем о том, как автоматизировать обработку заказов с помощью приложения DriveWorks.  Решение принадлежит экосистеме SOLIDWORKS и позволяет автоматически формировать документацию на заказ от нескольких минут до часа. С помощью DriveWorks можно принимать решения на основе правил и исключить ошибки, возникающие из-за человеческого фактора.

Как выбрать инструменты автоматизации исходя из стратегии производства под заказ

Все позаказные стратегии можно разделить на три класса:

Конфигурирование под заказ (CTO, Configure-to-order). Конструктор подробно прорабатывает документацию на составные части изделия и определяет условия их совместимости. Клиент при размещении заказа выбирает конфигурацию изделия из готового перечня. Типичный пример конфигурирования под заказ— одна модель ноутбука, в которой могут различаться объем памяти или модель видеокарты.

Сборка под заказ (ATO, Assemble-to-Order). Различные исполнения компонентов уже произведены. При поступлении нового заказа из них по определенной логике собирается готовое изделие. Инженеры подбирают и проверяют конфигурацию на сочетаемость и соответствие требованиям заказчика. Примером может служить конвейер из стандартных секций.

Проектирование под заказ (ETO, Engineer-to-Order). После размещения заказа требуется разработать новые исполнения для некоторых частей и всего изделия. Это продукция, встраиваемая по месту или с большим количеством изменяемых параметров. Например, силовые электротехнические изделия, строительные конструкции, производственные линии, резервуары, подъемно-транспортное оборудование, спецтехника.

Рис. 1. Объем инженерных работ в заказе и применяемые средства автоматизации

С обработкой заказов по стратегии Конфигурирование под заказ хорошо справляются конфигураторы изделий на базе CRM- и ERP-систем или конфигураторы в виде отдельных приложений. Ограниченное количество сочетаний легко укладывается в их возможности. Инженерная проработка заказа требуется незначительная, и конструктор выполняет ее вручную.

Для автоматизации стратегий Сборка под заказ и Проектирование под заказ используется особый подход — проектирование на основе баз знаний (KBE — knowledge-based engineering). Продуктовые эксперты собирают конструкторские, технологические и экономические знания об изделии, структурируют их и вносят в базу знаний в виде формальных правил. Помимо этих правил в базе знаний содержатся механизмы для их выполнения. При поступлении нового заказа входные требования на изделие попадают в базу, обрабатываются правилами, а на выходе получаются рассчитанные характеристики изделия. По этим характеристикам DriveWorks автоматически формирует документацию на заказ — 3D-модели, чертежи, технологию производства, коммерческие документы.

Проблемы позаказных производств

Большинство позаказных производств сталкивается с похожими проблемами.

Долгий сбор требований и согласование параметров

Перед тем, как клиент разместит заказ, в коммерческую службу поступает заявка в виде технического задания, заполненного опросного листа или информации о конкурсе на тендерной площадке. Менеджер выделяет из заявки требования и подбирает подходящий вариант изделия. Затем он направляет требования по цепочке служб предприятия для проработки. Если информация от заказчика неполная, задача менеджера — согласовать недостающие параметры. Этот процесс может занимать много времени и приводить к изменениям в проекте даже на поздних этапах. Если изменения существенные, проработка заявки начинается заново.

Ошибки в оценке себестоимости из-за нехватки данных

Конструкторское бюро прорабатывает изменения под требования заказчика. Результат их работы — комплект конструкторской документации и состав будущего изделия. Не имея времени на подробную проработку, часто на этом этапе проводят только эскизное проектирование. Конструкторские решения принимаются в условиях неопределенности. Это вызывает ошибки в оценке себестоимости изделия так как схожие покупные изделия или конструктивы могут отличаться по стоимости в десятки раз.

Зная конструкцию и состав изделия, разрабатывается технология изготовления. Себестоимость и сроки определяются по комплектующим, трудовым и материальным затратам. На основе этой информации менеджер составляет технико-коммерческое предложение (ТКП) и пакет сопроводительной документации для заказчика.

Чаще всего получению заказа предшествует конкурсная процедура. Далеко не каждая заявка выигрывает конкурс и становится заказом. В среднем — только 10% из них заканчиваются реализацией. Остальные результаты работы отправляются в корзину.

Необходимость повторного выпуска производственной документации

Если заказ получен, то документация на изделие должна попасть в производство. Результатов эскизной проработки недостаточно для изготовления, поэтому требуется быстро выпустить более детальную документацию. Часто для этого даже не используют результаты предыдущего этапа.

Узким местом при работе над заказом оказывается этап от получения заявки до формирования ТКП на заказ. Он долгий, включает множество однотипных ручных операций, может повторяться несколько раз, а его результаты редко доходят до производства. Снизить издержки на этом этапе можно за счет автоматизации. Когда документация создается автоматически, можно подробнее прорабатывать заказ и делать более точные оценки, не теряя при этом в сроках.

Рис. 2. Типичный жизненный цикл заявки

Ускорение обработки заказов в DriveWorks

Для автоматизации позаказного производства на основе баз знаний среди продуктов SOLIDWORKS есть специализированное решение — экспертная система DriveWorks. Она объединяет в единой интеллектуальной среде всех, кто работает над заказом — клиента, технических и коммерческих сотрудников производителя и позволяет значительно ускорить процесс.

Интерфейс конфигуратора организует и стандартизирует сбор требований. Для создания изделия под заказ, достаточно внести требования в интерфейсе конфигуратора. Процесс напоминает заполнение традиционного опросного листа, но в отличие от него, DriveWorks сам проверяет корректность информации и сразу показывает изменения в изделии по мере ввода на 3D-модели в окне предварительного просмотра.

Рис. 3. Интерфейс конфигуратора вентиляционной установки

В DriveWorks менеджер последовательно проходит по шагам конфигуратора, что позволяет эффективно обработать сложное ТЗ и ничего не упустить. Если встречается требование, не описанное в базе знаний, можно выбрать наиболее близкий вариант изделия и передать заказ на доработку в инженерную службу. Если все правила для заказа есть, документация на заказ будет сгенерирована автоматически.

Сконфигурировать будущее изделие в DriveWorks может и сам заказчик.  В личном кабинете предприятия можно создать новый заказ или узнать состояние размещенного ранее. Сопроводительная документация на изделие также появляется в личном кабинете по мере выполнения заказа.

После подтверждения заказа менеджером документация на заказ генерируется на сервере без участия человека. Для этого DriveWorks использует шаблоны деталей, сборок и чертежей, последовательно изменяет их в SOLIDWORKS по правилам из базы знаний. Потом сохраняет их в файловом хранилище или PDM-системе. Для листовых деталей генерируется развертка в формате DXF для последующего раскроя. Финальная модель изделия выгружается в нейтральные форматы — например, STEP или IFC. На этом же сервере автоматически создаются другие виды документов на заказ, например отчеты в формате Microsoft Office и письма.

Не все пожелания заказчика можно заранее учесть в виде правил. В этом случае DriveWorks позволяет сконфигурировать наиболее близкий вариант изделия, а затем внести доработки в конструкцию вручную. Для этого конструктор запускает интерактивную генерацию документов SOLIDWORKS на своей рабочей станции. Затем полученные модели редактируются как любые другие — они полностью ассоциативны с чертежами и между собой.

На основе этих доработок администратор может добавить правила в базу знаний. Следующий похожий заказ будет выполнен автоматически. При внедрении DriveWorks это позволяет быстро задать логику для самых частых и проблемных случаев. Таким образом во время использования DriveWorks будет развиваться, охватывая все более редкие варианты.

Рис. 4. Вентиляционная установка, созданная интерактивно в SOLIDWORKS

Участие логистической и планово-экономической служб в работе над заказом требуется только в особых случаях. Сотрудники этих служб могут переопределить решения, предложенные системой. Их задача — следить за актуальностью базы знаний. В качестве экспертов в своей предметной области они описывают логику принятия решений. Это может быть расчет упаковки в зависимости от габарита изделия и способа доставки или сроков изготовления в зависимости от занятости оборудования. Администратор может сформулировать ее на языке правил DriveWorks и внести в базу знаний.

Интеграция DriveWorks c системами предприятия 

При обработке заказа DriveWorks может обмениваться информацией с разными системами предприятия. Например, автоматически обрабатывать заявки из CRM-системы. Также DriveWorks может получить цены на комплектующие и стоимость часа рабочих из 1C, технологические параметры и занятость оборудования из ERP, а обратно в ERP вернуть утвержденный заказ для планирования производства.

На финальном этапе DriveWorks формирует ТКП и сопроводительную конкурсную документацию. В заранее подготовленные шаблоны документов Microsoft Word и Excel DriveWorks размещает текст, рисунки и таблицы, сформированные ранее на заказ — изображения изделия, пояснительные расчеты, графики. Решение позволяет менять оформление и содержимое документации для разных заказчиков. Это становится дополнительным плюсом, когда в условиях конкурса прописаны строгие требования к оформлению.

После завершения процесса генерации комплекта документов DriveWorks рассылает оповещения на электронную почту всем заинтересованным лицам и обновляет статус заказа в личном кабинете заказчика.

Рис. 5. Документация на заказ вентиляционной системы в личном кабинете клиента

Подходы к автоматизации

Многие позаказные производства пытаются автоматизировать работу с заявками самостоятельно. Чаще всего для этого используют таблицы Microsoft Excel и конфигураторы собственной разработки. У каждого из них есть область применения, свои плюсы и минусы.

Microsoft Excel

Часто сотрудники стараются автоматизировать свой участок работы. Они собирают справочную информацию о конфигурировании в Excel, а расчеты выполняют при помощи формул, фильтров и макросов. Проблемы возникают при попытке объединить куски автоматизации в единый процесс. Разрозненные таблицы не подходят для совместной работы. Если удается создать общую таблицу, то производительности Excel не хватает для обработки данных. Таблицу сложно поддерживать в актуальном состоянии. Кроме того, Excel не может напрямую управлять моделями и чертежами. Таблицы Excel не получится масштабировать на все предприятие. Excel помогают формализовать и отработать логику каждого этапа работы над заказом. Затем таблицу можно легко перенести в DriveWorks.

Собственная разработка

Некоторые предприятия разрабатывают конфигуратор изделий самостоятельно. Единственный плюс собственной разработки — это низкая стоимость. Минусов гораздо больше. Knowledge-based engineering — специфичная область. Подобные системы строятся по принципам, отличным от привычного программирования. Разработка конфигуратора требует вычисления правил, интеграции с САПР и сторонними системами. Разработка становится трудоемкой и часто выходит за рамки сроков и бюджета, а предприятие становится заложником исполнителя. Любые изменения в логике конфигурирования требуют изменения исходного кода. Часто код может поддерживать только автор, либо код вообще недоступен. Такие конфигураторы перестают работать на предприятиях без постоянной поддержки разработчика.

Преимущества DriveWorks

Эффект от внедрения DriveWorks зависит от многих обстоятельств: специфики отрасли, конкретного изделия, зрелости предприятия. По статистике срок окупаемости проекта составляет от 2 до 6 месяцев. При этом компании, внедрившие DriveWorks, наблюдали рост числа продаж в среднем на 5%.

DriveWorks значительно ускоряет время обработки заявки. Выпуск документации сокращается с нескольких дней до нескольких минут. Таким образом при той же численности инженерной службы компания может обработать большее количество заявок.

Сокращение номенклатуры изделий и экономия времени при подготовке производства.

Правила автоматической генерации моделей учитывают наличие одинаковых компонентов в разных заказах, что трудно сделать вручную.

Подробность проработки изделия в DriveWorks на этапе составления ТКП позволяет передать документацию в производство сразу после подписания контракта. Ошибка прогнозирования себестоимости изделия снижается в среднем до 3–5% по сравнению с типичными для позаказных производств 10–15%.

DriveWorks улучшает клиентский сервис. Заказчики ценят быструю реакцию на запрос и подробность предоставляемой документации. Так же клиенты могут увидеть будущее изделие в виде 3D-модели и получить компоновочные чертежи. Это позволяет быстро обнаружить проблемные места и исправить их при первой итерации.

Никита Семидоцкий, инженер компании Implementa

О DriveWorks

DriveWorks — это решение для автоматизации позаказного производства, полностью интегрированное с SOLIDWORKS. DriveWorks ускоряет создание производственных чертежей, 3D-моделей и тендерной документации для отдела продаж и инженерных подразделений. С конфигуратором изделий DriveWorks коммерческий отдел может быстрее реагировать на заявки и готовить тендерные документы для кастомизированных продуктов. Узнайте больше о DriveWorks на сайте — https://implementa.ru/solutions/partnerskie-produkty/driveworks/

О компании Implementa

Implementa — официальный реселлер SOLIDWORKS в России. Компания предлагает инженерное программное обеспечение для каждого этапа жизненного цикла продукта — от идеи до производства и технического обслуживания. Мы не просто продаем лицензионные программные продукты и оказываем услуги технической поддержки, но и ведем комплексные проекты по внедрению передовых промышленных технологий. Узнайте больше о программных решениях и услугах на сайте https://implementa.ru/

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S