«Газпром нефть» продолжает работу по совершенствованию системы бизнес-планирования.
Новый уровень
Этапы эволюции принципов формирования бизнес-плана очень наглядно демонстрируют изменение содержания и направленности документа всего за три года — очень короткий для такого процесса промежуток времени. В 2006 году бизнес-план «Газпром нефти» представлял собой упрощенный финансовый план и платежный бюджет на год. В 2007 году это был уже законченный документ с четко расписанной программой мероприятий. Тогда же впервые был сформирован трехлетний план (на 2008–2010 годы) с использованием инструментов оптимизационного планирования. В 2009 году акценты при формировании бизнес-плана, естественно, сместились: во главу угла в условиях развивающегося кризиса встали вопросы лимитирования по операционным и инвестиционным расходам.
Однако, по мнению заместителя генерального директора «Газпром нефти» по экономике и финансам Вадима Яковлева, сейчас у компании вновь есть все предпосылки для перехода на новый, более качественный уровень в вопросах планирования. Основа для этого — как изменение ситуации внутри корпорации, так и стабилизация внешних экономических условий. Внутренний позитивный фактор — появление стратегий развития большинства основных бизнес-направлений компании. Внешний — возвращение цен на нефть и курса рубля на уровень среднециклических значений.
«Внешние условия стабилизировались после кризиса и сейчас выглядят для нашей компании достаточно комфортными,— отметил господин Яковлев.— Мы не должны ждать более благоприятной конъюнктуры. Устойчиво развиваться вполне можно при тех условиях, в которых мы сейчас находимся».
Основное новшество в подходах к формированию бизнес-плана на 2010–2012 годы — в его жесткой привязке к стратегии развития компании и ее отдельных блоков. Если раньше планы на будущее строились «от достигнутого», то есть исходя из результатов прошедшего года (естественно, с заделом на рост), то сейчас у бизнес-планов появляется новая важная роль — инструмента для детализации общей стратегии развития.
«У нас есть четкие стратегические цели и задачи, которые должны служить ориентиром при формировании бизнес-плана, — пояснил Вадим Яковлев. — Мы реализуем новые проекты, наш бизнес растет, но при этом мы не должны забывать об эффективности. Бизнес-план как раз и является тем инструментом, который отражает и задачи стратегии развития, и задачи повышения эффективности».
То есть речь идет об оценке не только (и не столько) общих результатов работы, сколько итогов реализации проектов развития и мероприятий, составляющих эти проекты. Реализация всех без исключения инициатив, заложенных в стратегиях бизнес-направлений, естественно, невозможна. Это требует существенных управленческих и финансовых ресурсов. Поэтому все проекты будут проходить специальную процедуру определения степени их приоритетности и лишь после этого включаться в бизнес-план.
При этом Вадим Яковлев отметил, что один из важнейших моментов в процессе совершенствования планирования — изменение отношения руководителей подразделений компании к самому бизнес-плану: «Важно, чтобы бизнес-план был рабочим инструментом управления руководителя, а не самоцелью. Критерий качества бизнес-плана — не его защита с первого раза: он хорош лишь когда руководитель активно использует его в своей работе».
Еще одна ключевая задача цикла планирования 2010–2012 годов — повышение эффективности деятельности. «Газпром нефть» — традиционный лидер отрасли в этом направлении. Однако в 2009 году компания несколько утратила свои позиции. Причин несколько: основные из них — истощенность большинства месторождений компании и высокие темпы увеличения операционных затрат. Управлять первым фактором достаточно сложно, хотя практика последних месяцев показывает, что и это вполне реально, а эффективно бороться со вторым можно, формируя программы оптимизации затрат, которые необходимо предусматривать в бизнес-плане.
«Мы долгое время быстро и активно росли, не уделяя должного внимания операционной эффективности. Пришло время осмотреться и, не сбавляя темпов роста, внимательно посмотреть на затраты, — подчеркнул Вадим Яковлев. — В зрелой компании должен быть четкий системный процесс управления затратами. Цели по сокращению затрат должны устанавливаться на основе среднесрочных программ».
При этом речь, конечно, не идет о бездумном секвестировании всех программ подряд. Существует большое количество «неприкасаемых» статей расходов, значительное сокращение финансирования которых невозможно по стратегическим или социальным соображениям. Поэтому все мероприятия, направленные на снижение издержек, должны тщательно анализироваться и, если решение об их реализации принято, выполняться согласно четкому плану действий. Естественно, значительного успеха в этом направлении практически невозможно добиться без заинтересованности со стороны менеджеров компании. Для того чтобы инструменты управления затратами эффективно работали, сейчас разрабатывается многоуровневая система мотивации. В качестве положительного примера Вадим Яковлев привел среднесрочную программу по сокращению затрат (на период до 2012 года), разработанную в блоке разведки и добычи. «Программа БРД еще далека от совершенства, но это действительно обдуманный продукт, — оценил господин Яковлев.— Такая программа должна быть разработана в каждой бизнес-единице».