Сегодня никому не нужно доказывать, что комплексное стратегическое планирование и управление - залог успешной деятельности любого предприятия, тем более такой крупной компании, как ОАО «Нижнекамскнефтехим». Конкретнее об этом - в нашей беседе с Дмитрием Кобелевым, заместителем начальника управления по корпоративной собственности и стратегическому развитию компании.
- Дмитрий Александрович, прежде чем вы расскажете о том, как организована работа по стратегическому планированию, поясните, пожалуйста, что означает вообще понятие «стратегия»?
- Развитие предприятия определяется его стратегией, которая представляет собой образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения главных целей предприятия. Согласно уставу главной целью «Нижнекамскнефтехима», как акционерного общества, является получение прибыли.
В свою очередь, стратегические цели - это конкретно обозначенные и зафиксированные в виде ряда параметров и показателей (количественных или качественных) целевые состояния организации и составляющих ее элементов, являющиеся достижимыми и определенными во времени. Стратегические цели обозначаются на определенном отрезке времени и могут меняться в зависимости от ситуации, но в любом случае должны способствовать достижению главной цели.
Ну и, соответственно, стратегический план развития - это долгосрочный комплекс мероприятий, направленный на достижение принятых показателей или стратегических целей.
- Каким же образом сформулированы стратегические цели компании?
- Во-первых, это укрепление позиций компании на внутреннем и внешнем рынках как производителя широкого спектра синтетических каучуков. Во-вторых, трансформирование в крупного игрока на рынках России и СНГ в области производства, продаж широкого спектра пластиков. И, в-третьих, уход от реализации продуктов низкой степени переработки с низкой добавленной стоимостью, таких как мономеры.
- Насколько трудоемкой была работа над Стратегической программой развития компании на период до 2020 года, которая была утверждена в начале этого года Советом директоров?
- Вначале рассмотрим основные положения Программы, которая предусматривает расширение производств каучуков, пластиков и мономеров для их производства: этилена, пропилена, изобутилена, изопрена, дивинила.
Безусловно, самым амбициозным проектом, аналогов которого пока нет в России, является строительство нового олефинового комплекса мощностью 1 млн. т/год по этилену. При этом общая выработка этилена с учетом уже действующего производства должна составить 1,6 млн. т/год. Кроме этилена, на установке будут производиться такие продукты, как пропилен, бутадиен, бензол, которые большей частью будут перерабатываться внутри компании на действующих и новых производствах пластиков и каучуков. В настоящее время проводятся предынвестиционные исследования, уточняется конфигурация проекта. Рассматривается несколько вариантов реализации проекта как одним этапом, так и в несколько стадий.
Другим наиважнейшим направлением является развитие производств каучуков. Суммарно по бутадиеновым, бутиловым, галобутиловым, изопреновому каучукам, СКЭПТу мы планируем выйти на мощность в 1 млн. тонн. Уже сейчас ведутся работы по наращиванию мощностей на площадках БК/ГБК, СКДН, СКИ. Параллельно наращивается сырьевая база - производства изобутилена, изопрена, дивинила, расширяются мощности ЦГФУ.
По пластикам: в ближайшее время мы приступим к строительству 4-й линии производства полистирола, в следующем году планируем завершить строительство производства АБС-пластиков.
По предварительной оценке, стоимость программы развития составит более 100 млрд. рублей, эта цифра будет уточняться по мере дальнейшей проработки на последующих стадиях проекта.
Таковы наши планы на ближайшие годы. По ним можно понять, что разработка плана стратегического развития - процесс масштабный, который охватывает все основные службы предприятия, занятые в области производства, экономики, коммерции и персонала, а сама программа - документ весьма подробный и комплексный.
- Цели поставлены, но как глубоко они опираются на потенциал компании?
- На начальном этапе в рамках поставленных задач определяется вектор развития, который зависит от внешнего окружения - рынков сырья, продукции, капитала, технологий, а также от внутреннего потенциала самой компании - состояния производственных фондов, ресурса оборудования, квалификации персонала. К примеру, оцениваются потенциальные объемы наращивания мощностей, при этом каждому заводу ставится вполне конкретная задача по разработке комплекса мероприятий для достижения заданных показателей.
Этот комплекс мероприятий является ни чем иным, как отдельным инвестиционным проектом, который в последующем войдет в состав программы развития. Работу эту ведет, в первую очередь, коллектив завода, и от добросовестности этой работы и качества подготовленных материалов зависит качество самой программы.
- Хорошо, направления развития, номенклатура продукции и мощности определены. Что дальше?
- Далее формируется прогнозный план производства и баланс по всей номенклатуре продукции. Параллельно разрабатывается план по сырьевому обеспечению, в процессе разработки эти два плана балансируются между собой. Исходя из затрат на сырье, энергетику, заработную плату, прочего, рассчитывается полная себестоимость продукции. Вместе с этим разрабатывается план продаж с распределением объемов реализации на внутреннем и внешнем рынках. На основе объемов реализации и цен на продукцию производится расчет выручки предприятия.
- За время составления программы могут вырасти тарифы на энергетику или подорожать импортный катализатор...
- Конечно же, по мере того, как план обретает очертания, возникают подобные нюансы. Нередко меняется структура сырьевого обеспечения, что приводит к изменению материального баланса. Одни предполагаемые производства в силу своей малой эффективности, сложности со сбытом или слабой синергии с действующей производственной площадкой заменяются другими. Наконец, пересматриваются объемы производства или сроки ввода в эксплуатацию новых мощностей. Естественно, чем ближе такое изменение к самому началу продуктовой цепочки, тем больше требуется повторных расчетов по общим для всего предприятия материальному балансу и финансовым потокам. Так, существенное изменение состава сырья для этиленового комплекса может привести к необходимости заново оценить эффективность и целесообразность всех последующих переделов, в то время как увеличение капитальных вложений на конце цепочки, например, в наращивание мощностей производства какого-либо из каучуков, поставит вопрос о дополнительных источниках финансирования и целесообразности лишь одного проекта.
- При разработке на заводах программ индивидуальных инвестиционных проектов учитываются ли технологические, сырьевые связи со всеми другими производствами «Нефтехима»?
- В упрощенном виде индивидуальные инвестиционные проекты представляют собой тот же план стратегического развития, но только в масштабе одного подразделения. Соответственно, эти программы отвечают на те же ключевые вопросы: источники сырья, объемы инвестиций, сроки реализации, ожидаемые результаты. Практически по всем заводам разработаны и утверждены программы реализации проектов, которые вошли в Стратегическую программу развития компании до 2020 года. При этом проекты отдельных заводов являются связанными как между собой, так и между проектами других заводов по материальным потокам, поскольку, действительно, продукция одних является сырьем для других, и здесь важно сбалансировать график реализации проектов по времени, чтобы не возникало, к примеру, ситуации, при которой новые перерабатывающие мощности не могут быть обеспечены сырьем.
- Реализация озвученной Программы развития требует огромных капиталовложений. Как определяется, на что потратить деньги в первую очередь?
- Программа развития представляет собой совокупность отдельных инвестиционных проектов, которые конкурируют за финансовые ресурсы, необходимые для их реализации. Следовательно, очень важно выстроить стратегию таким образом, чтобы наиболее эффективные проекты с короткими сроками окупаемости могли быть реализованы как можно быстрее с тем, чтобы в последующем генерировать денежный поток для реализации следующих проектов. Акционеров и инвесторов всегда интересует вопрос: когда, для каких целей и в каком объеме нужны инвестиции и что мы получим в конечном итоге.
- Каким образом просчитывается предполагаемая эффективность проектов?
- Эффективность инвестиций оценивается по трем основным показателям. Первый показатель - чистая приведенная стоимость (NPV). Это разница между всеми денежными оттоками (инвестиции, эксплуатационные и прочие расходы) и притоками (выручка) проекта. При этом денежные платежи дисконтируются с учетом их стоимости и рисков. В последние годы в ОАО «Нижнекамскнефте-хим» принята ставка дисконтирования на уровне 11%. Соответственно, чистая приведенная стоимость любого проекта, имеющего доходность менее 11%, будет отрицательной. Такой проект с экономической точки зрения не будет добавлять стоимость предприятию.
Второй показатель - это внутренняя норма доходности (IRR). Он отражает доходность проекта на вложенные средства. В практической плоскости он определяет максимальную стоимость привлекаемых денежных средств, при которой инвестиционный проект остается выгодным. Как я уже отметил, показатель ниже 11% считается неприемлемым для проектов ОАО «Нижнекамск-нефтехим».
Третий показатель - это сроки окупаемости, которые бывают простыми и дисконтированными. Первый показатель представляет собой так называемую «бухгалтерскую» окупаемость, когда номинальная сумма выручки от проекта превышает номинальную сумму инвестиционных и эксплуатационных расходов. Второй учитывает стоимость денег во времени и рисков проекта и, соответственно, рассчитывается с учетом ставки дисконтирования. Это показатель «экономической» окупаемости, на которую может рассчитывать инвестор.
Совокупность этих трех взаимосвязанных показателей позволяет сделать выводы об экономической целесообразности реализации того или иного инвестиционного проекта.
- Учитывается ли при этом уровень инфляции?
- Показатели эффективности являются результатом комплексных расчетов, в основе которых лежит целый ряд предположений и допущений по объемам инвестиций, ценам на сырье, конечную продукцию, энергоресурсы. Большинство из этих допущений определяется на основе прогнозов таких ключевых макроэкономических индикаторов, как уровень инфляции, курсы валют, уровень цен на нефть и газ. В расчетах используются прогнозы Министерства экономического развития и признанных мировых аналитических и консалтинговых агентств.
- Что следует за оценкой эффективности отдельных проектов?
- На основе информации по отдельным проектам, а также результатов текущей деятельности компании строится прогнозная финансово-экономическая модель. Это кропотливая работа по описанию каждого продукта (объемы, цены, сырье, энергетика, зарплата, амортизация, прочие расходы) и каждого проекта (структура затрат на оборудование, проектные и строительные работы, графики финансирования, строительства, ввода объектов). Причем объем товарооборота в натуральном выражении должен быть сбалансирован, и любое изменение в начале цепочки (например, увеличение выработки бутадиенового каучука) влечет за собой массу вопросов от сырьевого обеспечения (откуда брать дополнительные объемы бутадиена) до инвестиций (где, как, на каких мощностях, за счет каких средств) и, как следствие, массу работы на всех остальных стадиях планирования.
В результате мы получаем прогноз о прибылях и убытках, баланс и оценку финансовых потоков. Рассчитывается выручка, расходы, прибыль, налоги, рентабельность. На основе моделей оцениваются потребность в инвестициях, возможность предприятия покрыть потребности за счет собственных средств, пределы внешних заимствований.
- Всегда ли полученный результат удовлетворяет разработчиков?
- Не факт, что мы сразу получим удовлетворительные показатели. Есть вероятность, что придется искать другие технические решения, разносить проекты во времени, менять приоритеты. А это еще несколько циклов до получения приемлемого результата. Модель является «живой» и постоянно корректируется с учетом фактически достигнутых показателей, изменений во внешнем окружении и внутренней среде предприятия.
Эти финансово-экономические модели позволяют нам самим, акционерам, кредитным организациям и рейтинговым агентствам оценить перспективы развития, необходимые для этого ресурсы, потенциальные риски и кредитоспособность предприятия. На основании этих данных в конечном итоге принимается решение о направлениях дальнейшего развития.
- Дмитрий Александрович, не ошибусь, если скажу от лица читателей, что наша беседа позволит лучше понимать механизм стратегического планирования, глубокую взаимосвязь всех подразделений при выполнении этой работы, ее комплексность и необходимость.
- Безусловно, нельзя преувеличить роль стратегического планирования в условиях динамично изменяющейся внешней среды, присущих современной экономике. Это является залогом выживания и устойчивого роста компании в конкурентной борьбе.