Как «Севергрупп» справляется с вызовами в области высоких технологий сейчас и как объединить усилия государства и бизнеса для достижения цифрового суверенитета.
Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов принял участие в дискуссии «Цифровая трансформация и суверенные интересы» в рамках ПМЭФ и рассказал, как компания справляется с вызовами в области высоких технологий сейчас и как объединить усилия государства и бизнеса для достижения цифрового суверенитета.
Главный вызов для нас сейчас, как и для любого крупного российского бизнеса – обеспечить реальную независимость цифровой среды. Для этого необходимо создать полноценную альтернативу тем иностранным решениям, которые сейчас стали недоступны по тем или иным причинам.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
«Северсталь», как, уверен, многие крупные компании, в последние годы с осторожностью подходила к использованию сторонних сервисов, в том числе облачных, старалась размещать критически важные данные и функции на собственных мощностях. Это нам помогло в том смысле, что сейчас нас нельзя отключить одним щелчком тумблера. Но при этом те иностранные решения, которые использовались, теперь лишены обновлений и сервисной поддержки, что в долгосрочной перспективе сделает их бесполезными или крайне сильно ограничит их функционал.
У нас есть достаточное количество своих специалистов, мы как группа компаний ежегодно инвестировали миллиарды рублей в инициативы в области ИТ. У нас есть 2-4 года на доработку имеющихся ИТ-решений таким образом, чтобы мы могли существовать автономно. И это, на мой взгляд, и есть сегодня главный вызов. Вызов для всех нас без исключения, потому что все крупные бизнесы в стране пользуются иностранным софтом.
В кулуарах форума и во многих публичных выступлениях я довольно часто слышал мнение, что никаких проблем нет, что мы со всем справимся без существенных усилий. Я хочу сказать, что пора переходить от общих заявлений к конкретным делам. Проблемы есть, а положительных примеров российских ИТ-решений мирового класса на самом деле не так и много.
Например, существует «Лаборатория Касперского», которую знают во всем мире и которая нам очень помогла отбиваться от атак последние месяцы. Есть компания 1С, на решение которой переходят две наших дочерних структуры. Они обнаружили, что по сравнению с SAP эта платформа намного дешевле, но при этом вполне удовлетворительна по функционалу. Однако было бы не очень реалистичным ожидать, что весь крупный бизнес перейдет на 1С.
Если говорить о конкретных мерах, прежде всего необходимо инвентаризировать то, что уже есть в нашем распоряжении. Я говорю и о софте, и решениях, и о людских ресурсах. Только у нас как группы компаний работает более трех тысяч программистов. В этом году, даже с учетом всего внешнего давления на выручку компании, «Севергрупп» сохранила план потратить 2,5 млрд руб. на разработку новых ИТ-решений. Причем я говорю именно о новых решениях, поддержание существующих в эту сумму не входит. С учетом других крупных бизнесов – это десятки тысяч специалистов и десятки миллиардов рублей инвестиций. Правительство и Министерство цифрового развития также готовы поддержать нас в этих начинаниях деньгами и льготами. В общем у нас вместе как у страны есть очень значительные ресурсы, но нужно их направить в нужном направлении.
СКАЧАТЬ: Специальный выпуск «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»
В том числе нам нужно избежать формального подхода и монополизации рынка. То есть не просто выбрать какого-то одного игрока и вывалить на него кучу миллиардов, в результате чего он станет монополистом. Нужно создать механизмы, которые позволят и поддерживать отрасль, и развивать конкуренцию: условно, мы тратим на ИТ-решение рубль, еще рубль добавляет государство, при этом, кто получит деньги, определяется на конкурсе, где должны конкурировать несколько компаний. Лучшая из них получает 60-70% от общего бюджета, вторая 30% и так далее. Они разрабатывают софт, дальше мы его покупаем и получаем на это дополнительные субсидии от государства. Тем самым мы создадим мощный спрос на российский софт, но спрос конкурентный, позволяющий зарабатывать и расти только лучшим.
Важно также координировать усилия компаний из всех отраслей, потому что, по сути, сейчас весь бизнес столкнулся с очень похожими проблемами, а корпорациям не всегда легко найти общий язык, тем более если они работают в каких-то сильно отличающихся сегментах рынка. Здесь роль основная координатора ляжет на Минцифры.
Я думаю, что сейчас мы находимся только в начале пути. Пока мы эту проблему осознали и зафиксировали, но до сих пор ее в полной мере не прочувствовали, нам это еще только предстоит. Но при этом у нас есть все необходимые для ее решения деньги, людские ресурсы, политическая воля, и я уверен, что в итоге эта проблема будет решена.
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg