Время машин 0 комментариев

Аудиты производственных процессов: опыт ГАЗа

С новым делом - аудитами производственных процессов на конвейере Горьковского автозавода, меня в 2017 году познакомил Александр Ерышканов, тогда главный специалист дирекции по качеству ПАО «ГАЗ». Совсем еще молодой парень - ему не было и тридцати - запомнился своей сдержанностью и рассудительностью. Спустя почти три года мы вновь встречаемся, на этот раз в цехе сборки и сварки мостов производства автомобильных агрегатов. Сегодня Александр - уже директор по качеству дивизиона «Автокомпоненты»: карьера пошла в гору после участия в программе развития лидеров.

О причинах своего назначения Александр Ерышканов рассказывает так же сдержанно: «Производственная площадка нуждалась в переменах». Действительно, ПААг - ключевой поставщик такого важнейшего агрегата, как мосты, должен работать как часы, чтобы не подводить главный конвейер. Для обеспечения встроенного качества необходимо было системно наладить аудиты процессов, в основе которых - немецкий стандарт VDA 6.3.

Это не всегда получалось, и заводу нужна была «свежая кровь». Руководителем производства мостов взяли Сергея Шалина, имевшего опыт освоения производства автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic. Цех сборки и сварки мостов возглавил Александр Иванов, в прошлом начальник отдела качества «Нижегородских моторов» и главный специалист по качеству дивизиона «Силовые агрегаты».

- Первые аудиты процессов проходили сложно. Не было ни штатного расписания, ни обученных по данному направлению сотрудников, - вспоминает Александр Ерышканов. - У операторов не было заинтересованности в работе по устранению замечаний.

- Начали анализировать мнения потребителей, выявили топ-5 дефектов, которые генерируют основные затраты. Например, устранение по гарантии повышенного шума редуктора заднего моста обходится компании в миллионы рублей в год, - включается в разговор Александр Иванов.

82% целевой показатель соответствия производственных процессов на 2020 год

Стоило системно выстроить аудиты, активизировать адресное реагирование заинтересованных лиц («владельцев процессов») по выявленным несоответствиям, повысив их вовлеченность в улучшение действующих процессов - и участок сборки редукторов преобразился. Его оборудовали специальной тарой для зубчатых шестерен, которая защищает детали от соприкосновения с жесткими поверхностями, например, поддонами или полом, на которых их раньше складировали. Самые микроскопические повреждения шестерен и вызывали шумы. Сегодня о проблеме практически забыли.

- Поставить работу на системные рельсы удалось к середине 2018 года. А сегодня цель - добиться соответствия процессов на уровне 82%, - говорит Александр Ерышканов.

Внедрение аудитов процессов повлекло за собой и появление тянущей системы «канбан», то есть активнее заработали и инструменты Производственной системы «ГАЗ».

- Посмотрите, сколько здесь рабочих мест и какова номенклатура деталей! - делает широкий жест Александр Иванов. - Подавать комплектующие требуется по жесткой закладке. Раньше какими-то отдельными партиями работали, детали копились и загромождали рабочие места. А нужная модификация, бывало, отсутствовала. Все это сказывалось на ритмичности - где-то торопились, какие-то операции откладывали.

Как того требует ПС, появились и освобожденные бригадиры - ключевые фигуры в производственных процессах.

- Распространение через обучение практикой - вот главный принцип ПС, - напоминает Александр Иванов.

На соседнем участке сборки редукторов заднего моста «ГАЗели NEXT» полной массой 4,6 тонны не только устранили выявленные производственные проблемы, но и установили вытяжку.

- Условия труда тоже на качество влияют: если человеку не комфортно, то к концу смены он может легко ошибиться, - заинтересованно подхватывает разговор аудитор Екатерина Приказчикова. А еще грузы стали захватывать приспособлениями, а не вручную. Казалось бы, мелочи, но в ПС нет мелочей, из них и складываются качество, лучшие условия труда, возникает интерес к работе. И люди стали более лояльны компании.

 

- Кроме знания объекта проверки в аудите процесса важна и постоянная обратная связь от участка: как внедряются корректирующие мероприятия? Все ли понимают люди? Нет ли тех служб, которые тормозят процесс улучшений? - продолжает Екатерина. - Поэтому я каждый день на производстве, каждый день разговариваю с людьми. Если вижу, что сотрудники чего-то не знают или не понимают, мы их сразу обучаем.

- Люди видят связь своей работы с результатами, - добавляет Александр Ерышканов. - Вот, взгляните на чек-лист с планом корректирующих мероприятий. Пару месяцев назад было все красным, люди не выполняли план. Сейчас ситуация кардинально поменялась, но впереди еще немало работы.

Задача 2020 года: быстрое реагирование на результаты аудитов и проведение корректирующих мероприятий

- Говорим с людьми, чтобы они понимали: от них зависит очень много, если не все. Но и мы по отношению к рядовым сотрудникам должны поступать ответственно. Ведь один из принципов ПС гласит: «Главные инвестиции - в людей». Взять взаимозаменяемость - это и развитие людей, и для производства полезно. Компонуем бригады так, чтобы они чувствовали плечо друг друга. Чем больше человек знает и умеет, чем активнее участвует в переменах, тем более ответственно относится к делу, - заключает Александр Иванов.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”