Территория ОМК 0 комментариев

Поддержат и удержат: как в ОМК развивают институт наставничества

87 из 100 сотрудников, устроившихся в ОМК в 2024 году, остались в компании и через три месяца работы.

Благодарим редакцию единой корпоративной газеты "Территория ОМК" за предоставление данного материала.

Исследование вовлеченности прошлого года показало, что, по мнению сотрудников компании, существуют трудности с обучением и адаптацией недавно принятых работников, из-за чего некоторые из них быстро покидают ОМК. Эта дало дополнительный импульс компании для развития наставничества и программ адаптации новичков.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Статус гарантирует выплаты

Значимость наставников признали на государственном уровне – согласно Трудовому кодексу, с 1 марта 2025 года наставничество стало отдельным видом работы, который оплачивается по трудовому договору или дополнительному соглашению. Кроме этого, правительство утвердило Концепцию развития наставничества до 2030 года и план мероприятий, которые позволят создать в стране единую систему передачи профессионального опыта молодым специалистам.

– Это не только закрепляет гарантии наставникам, но и подчеркивает их особый профессиональный статус, повышая престиж наставничества, – объясняет руководитель проектов корпоративного университета ОМК Ольга Голубева.

В ОМК наставники выступают ключевым активом предприятий. Обучая и развивая новых сотрудников, они помогают обеспечить бесперебойное производство. На заводах компании настроили процесс отбора и обучения наставников.

В нашей компании практика вознаграждения за наставничество существовала до изменений на федеральном уровне. Так, программа «Развитие института наставничества» регламентирует материальное поощрение сотрудников, занятых подготовкой новичков. В конце 2024 года в ОМК втрое повысили размер выплат: наставники зарабатывают дополнительные 5 тысяч рублей за обучение каждого новичка по основной профессии.

350 наставников в 2025 году ОМК заработали 5 тысяч рублей за обучение новичка основной профессии, а 30 специалистам такой бонус выплачивали несколько раз.

Чем вдохновляются наставники?

Программы обучения помогают наставникам развиваться, а денежные выплаты становятся подтверждением хорошей работы. Эксперты считают, что для успеха в наставничестве важна и нематериальная мотивация.

– Конкурсы, благодарности и награды служат источником энергии, вдохновляют наставников творить и вкладываться в дальнейшее развитие. Наставничество заставляет переосмыслить карьерную траекторию и открывает новые перспективы для роста, – делится наблюдением Ольга Голубева.

По ее словам, наставники развивают друг друга, участвуя в соревнованиях. Общаясь и наблюдая чужие практики, профессионалы углубляют знания и обогащаются новыми идеями и подкрепляют самооценку. Победы в таких конкурсах повышают престиж наставника в глазах коллег и руководителей, ускоряют карьерный рост.

Инженер-технолог ЦЗЛ выксунского завода ОМК Валентина Бодрова, победившая три года назад в конкурсе наставничества среди предприятий России, своим главным стимулом называет желание делиться знаниями.

– Согревают душу и результаты – ученики начинают еще лучше работать, двигаются вверх по карьерной лестнице. Также приятно, что ценят, – каждый год приглашают участвовать в жюри конкурса «Профессионал». Там тоже передаю опыт, помогаю конкурсантам, – рассказывает Валентина.

Лаборант по физико-механическим испытаниям из Выксы Ольга Лаврухина уверена, что в начале карьеры ей повезло с наставниками, а теперь она берет с них пример. В прошлом году заводчанка участвовала в корпоративном конкурсе «Профессионал», а затем поехала на межкорпоративный чемпионат по наставничеству в составе команды ОМК.

– Это была отличная возможность обменяться опытом с представителями ведущих предприятий страны. Мне запомнились слова одного из членов жюри. Он говорил о том, как важно в суете найти время для другого человека, чтобы поддержать его. По-моему, в этом и есть суть наставничества, – высказывается Ольга Лаврухина.

Прийти к своим людям

На адаптацию новичков влияет и то, как их встречает новая среда. Окружение формирует отношение к компании, в том числе готовность остаться в ней надолго.

Программа «Добро пожаловать» знакома всем, кто приходит в компанию на работу. Вновь принятых коллег знакомят с основной информацией об ОМК, включая направления бизнеса и корпоративные ценности. Для закрепления знаний организуют тренинги для новичков. Ежегодно через программу «Добро пожаловать» проходят более 4,5 тысячи человек.

– На заводе я несколько месяцев. Когда пришла, было много вопросов, касающихся корпоративных приложений, сервисов, культуры компании, внутренних стандартов, но мне их тут же помогали решать коллеги и непосредственный руководитель. А специалист по адаптации персонала Мария Лупишина была на связи 24 на 7 – интересовалась соответствуют ли моим ожиданиям рабочий график и зарплата, возникают ли какие-то трудности. Благодаря помощи коллег мне удалось стать частью команды быстро и без лишних нервов, – сообщает инженер-конструктор челябинского завода ОМК Анастасия Тихонова.

В прошлом году на выксунском и чусовском заводах опробовали новый адаптационный формат «Свой человек» – в течение первого месяца работы новому сотруднику помогает освоится закрепленный коллега по подразделению.

На заводах ОМК ежеквартально опрашивают новых сотрудников и их руководителей, выясняя, какие инструменты адаптации работают хорошо, а что требует внимания. Выше других практик и инструментов адаптации опрошенные оценивают поддержку коллег, понятные инструкции и памятки по рабочему месту и процессам, знакомство с подразделением.

Что показали опросы новых коллег?

  • На 4 из 5 они оценивают качество адаптации. 
  • >70 % опрошенных высоко оценивают взаимодействие с наставником. 
  • 14 % респондентов отмечают, что встречи с наставником были редкими, а взаимодействие носило формальный характер.
  • 21 % респондентов потребовалось более трех месяцев, чтобы адаптироваться в компании. 

Узнать больше: ВИДЕО: Как встретить сотрудника, чтобы он захотел остаться?

КОММЕНТАРИЙ СОТРУДНИКА

Тимофей Зуев, рессорщик, чусовской завод ОМК:

– Работаю с мая этого года. За мной закрепили опытного наставника, рессорщика Андрея Чернышева, который показал, как и что нужно делать. Можно было обратиться к другим коллегам по бригаде или к линейным руководителям – и они всегда помогали. Для нового сотрудника у нас есть все условия, чтобы быстро включиться в процесс. На информационном стенде сразу видишь задание на день и понимаешь, что будешь делать. Всегда знаешь, где взять материалы и детали для работы. Если чего-то недостает, можно обратиться к бригадиру – и он доставит все необходимое.

Текст: Александр Кулагин, Ольга Гилязева, Елена Лищук, Константин Васильев, Наталья Минакова, Юрий Софонов. Фото: Сергей Ясинский 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Подскажите какую в итоге модель поясничного экзоскелета решили использовать? И где её можно приобрес... Экзоскелет в помощь: как снизить тяжесть труда на складе
оч крутая статья! а подскажете, какие канбан доски можно рассмотреть для команд? мы ищем замену Asan... Карточный, тарный и электронный канбан: пример внедрения. Часть 2
Aleksandra , вот несколько статей: https://up-pro.ru/library/production_management/operations_manag... «Раньше на это уходило 170 рабочих дней в год — теперь всего 42»
Добрый день. А есть ли у редакции подборка инструментов по дебюрократизации из других организаций, н... «Раньше на это уходило 170 рабочих дней в год — теперь всего 42»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”