О том, какими были номинации и задания заводского конкурса «ПРОФИ».
Благодарим редакцию газеты «Пермские моторы» АО «ОДК-Пермские моторы» за предоставление данного материала.
С 29 марта по 26 апреля в «ОДК-Пермские моторы» проходил XIV заводской конкурс профессионального мастерства. В этом году лучшие определялись в девяти номинациях. О том, какими были задания и как выполняли их конкурсанты.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В этой номинации лучшего выявляли 16 контролеров сборочных работ. По традиции первым было тестирование по 55 вопросам, затрагивающим широкий спектр компетенций контролера на современном производстве.
Практический этап состоял из двух заданий.
Сначала необходимо было правильно подобрать мерительный инструмент, выполнить обмер детали (перепускная труба), зафиксировать все полученные значения в специальной таблице.
Затем каждый участник конкурса получил карту сборки изделия, где были намеренно допущены ошибки. В этом документе важна не только каждая цифра, но и каждая точка, каждая запятая. Конкурсное задание — найти как можно больше таких ошибок.
Стоит отметить, что эксперты конкурса при подготовке второго задания специально ошибки не придумывали — все огрехи были взяты из реальных документов, а в конкурсное задание попали потому, что встречаются наиболее часто.
— Внимание к мелочам — это безусловное требование профессии контролера. На нашем производстве каждое правильно оформленное «Дело изделия» является подтверждением факта качества двигателя в целом. Любой фактический замер должен полностью соответствовать требованиям конструкторско-технологической документации. И этот замер должен быть зарегистрирован в соответствии со стандартами предприятия, — сообщила эксперт конкурса, заместитель главного контролера по сборке и испытаниям Оксана Вдовина.
Конкурсное задание выполняли 13 молодых работников отдела сопровождения эксплуатации газотурбинных установок. Соревнования проходили в два этапа.
Этап первый — тестирование. Темы для самостоятельной подготовки все участники получили (как и в других номинациях) задолго до начала конкурса: конструкция основных модулей, устройство систем топливопитания, запуска, смазки, суфлирования, отбора воздуха.
Наиболее крупный блок вопросов касался эксплуатационных указаний по ГТУ-25П.
Второй этап — экзамен в формате диалога с конкурсной комиссией. Здесь требовалось не только подтвердить теоретические знания, но и продемонстрировать практические навыки: на макетах двигателей объяснить особенности конструкции и показать расположение важнейших технологических систем.
Начальник отдела сопровождения эксплуатации ГТУ Владимир Рожков особо отметил, что у серийного завода широкая продуктовая линейка, поэтому каждый техник ГТУ должен знать все особенности любого двигателя:
— Для молодых работников, которые участвуют в конкурсе, любые наши вопросы — это повседневная работа. Пермские газотурбинные установки используются по всей России, а сильная сторона нашего завода — четко построенная система послепродажного обслуживания. Каждый из этих парней проводит и плановые работы, и ремонт — только уже не на макетах, а в условиях реального производства. Ребята отвечают на вопросы эксплуатантов, объясняют им правильную последовательность действий, дают технические рекомендации. Поэтому их знания должны быть основательными.
Это единственная номинация «ПРОФИ», где возраст не ограничен (во всех остальных к участию допускаются работники завода не старше 35 лет). Конкурсантам — а их было 30 человек — предстояло пройти три этапа: ответить на 25 вопросов теста, выполнить практическое задание и показать экспертам деловые навыки в ходе ролевой игры.
Тест включал четыре блока вопросов: роль наставника в адаптации подопечного, способы мотивации на качественную и длительную работу, методы обучения на рабочем месте и правила конструктивного общения.
Оценка компетенций — самый неожиданный этап конкурса. «Наставляемым» был один из экспертов, он играл одну из трех ролей: немотивированного работника; работника, тяжело воспринимающего информацию (требующего особого подхода); работника с явным намерением уволиться с работы.
Наставнику требовалось предложить верное решение для каждой ситуации, найти подход к «наставляемому», подобрать правильную мотивацию, помочь ему открыть новые смыслы в работе.
Начальник центра прогрессивных технологий Юрий Фаттахов пять лет работает в группе экспертов заводского конкурса «ПРОФИ». Он убежден, что труд наставника совсем не легкий:
— Далеко не каждый человек способен стать наставником. Помимо отличного владения профессиональными навыками, нужно обладать и другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, отзывчивостью, терпением, чувством такта, самоорганизацией. И еще очень важно уметь находить с человеком общий язык даже тогда, когда никто другой этого сделать не может.
В Пермском техникуме промышленных и информационных технологий имени Б. Г. Изгагина заводской конкурс проводился сразу по двум номинациям. В номинацию «Лучший молодой оператор токарных станков с ПУ» было подано 10 заявок (6 операторов, 4 наладчика), а «Лучший молодой оператор фрезерных станков с ПУ» — 11 заявок (10 операторов, 1 наладчик).
Здесь соревнования проходили в два этапа.
Первый — как обычно, теоретический: конкурсанты в течение часа отвечали на вопросы теста. В списке было 50 тем: технология обработки основных конструктивных элементов, марки стали, конструкция станка, расчет режимов резания, работа с управляющими программами и другие. Тест включал двадцать закрытых (выбор верного варианта ответа) и несколько открытых вопросов, где требовалось предложить правильное решение.
После проверки результатов теоретического теста в каждой группе осталось по восемь участников, которые приступили ко второму этапу — выполнению практического задания на станках.
Обработка детали выполнялась по уже готовой и отработанной управляющей программе. Однако были оставлены отдельные участки детали, обработку которых оператор должен был запрограммировать самостоятельно. Каждому участнику необходимо было собрать инструмент, выполнить привязку этого инструмента и детали, затем запустить управляющую программу и контролировать все технологические параметры.
Конкурсное задание выполнялось по той же документации, которая используется на реальном производстве. Таким образом, формат был максимально близок к ежедневным рабочим задачам всех конкурсантов.
Эксперт, заместитель начальника отдела новой техники по техническому сопровождению Валерий Щукин в прошлом — неоднократный участник заводских и корпоративных конкурсов профмастерства.
— Современным операторам станков с программным управлением необходимы гораздо более широкие компетенции: помимо всего, что умеет станочник, нужно понимать, как программировать и настраивать оборудование, чтобы оно работало в автоматическом режиме. И, конечно, уметь максимально быстро разбираться в технологической документации, — пояснил эксперт.
Конкурс, в котором соревновались 27 мастеров производственных участков из 16 цехов, состоял из трех этапов.
На теоретическом конкурсанты должны были ответить на 25 вопросов о планировании и организации работы мастера, мотивации и развитии подчиненных, делегировании и контроле, принятии управленческих решений.
На втором этапе молодым мастерам было дано практическое задание, где следовало принять решение о том, кого в цехе повысить в должности, или как уладить конфликт из-за больничных листов, или, наконец, кому следует предоставить персональную надбавку к зарплате. В ответе требовалось учесть все варианты развития событий, логично и последовательно описать решение проблемы в интересах предприятия.
Третий этап прошел в формате деловой игры. Здесь молодые мастера продемонстрировали свои аналитические навыки, умение работать в команде и следовать стратегическому плану.
Эксперт конкурса, заместитель начальника производства по сборочным и испытательным цехам Анатолий Медянцев отметил, что мастер должен учитывать интересы как предприятия, так и работников:
— Практическое задание намеренно ставит конкурсантов в неудобное положение. Высший балл участник получает, если продемонстрирует умение принимать управленческие решения, предложит несколько вариантов разрешения конфликта и попробует спрогнозировать последствия своих действий. Мастер хорошо выполняет свою работу в случае, когда учитывает влияние внутренних и внешних факторов на проблему и ставит себя на место каждого из участников сложившейся ситуации.
В этой номинации состязался 41 инженер-технолог и техник-технолог.
Сначала они отвечали на 40 вопросов теоретического теста, который охватывал значительную часть компетенций технологов — оборудование, режущий инструмент, теорию резания и другие. Часть вопросов касалась соблюдения требований стандартов предприятия — и особенно стандарта 157, который на заводе называют «Библией технолога».
Ведущий специалист-технолог ОГТ-ЦТО Алексей Волков работает в «ОДК-ПМ» 31 год, 11 из них участвует в «ПРОФИ» в качестве эксперта. Солидный опыт работы дает ему право дать молодым коллегам очень ценный совет:
— Компьютер поможет избежать ошибок, но не будет думать вместо технолога. Производство каждый день ставит новые задачи, поэтому важно самому владеть навыками работы с информацией, уметь делать правильные выводы.
Возможно, по этой причине второй этап конкурса — практическое задание —инженеры-технологи традиционно выполняют на бумажной технологической карте. В течение 90 минут требовалось рассчитать размерные цепи детали (кольцо), назначить припуски, указать допуски.
Но у практического задания была еще одна часть: проработать чертеж детали (опора роликоподшипника) на технологичность, то есть адаптировать его для производственных возможностей завода. Эту науку тоже должен понимать каждый технолог, ведь именно он оформляет конструкторскую идею в технологическую документацию и обязан связывать изготовление детали как с конкретной производственной обстановкой, так и с имеющимся оборудованием.
Ответить на 40 вопросов теоретического теста 15 слесарей-сборщиков должны были за два часа. Конструкция двигателя, требования технологического процесса, обмеры деталей, ГОСТы, инструкции, положения, работа на сборке — все это обязан знать слесарь-сборщик.
Практическая часть конкурса прошла на пятом участке сборочного цеха 51.
Каждый промежуточный этап сборки строго контролировали эксперты. В их числе —
заместитель начальника цеха 51 Дмитрий Филипьев. Он пояснил, что конкурсантам нужно выполнить сборку клапана перепуска воздуха по технологии, правильно заполнить сопроводительную документацию — и всё это сделать качественно и за минимальное время.
Карта сборки играет важную роль в оценке работы. В ней должен быть описан весь процесс сборки. По данному документу понятно, как работал исполнитель.
В борьбе за победу свои навыки и умения продемонстрировал 31 специалист. Все получили одинаковое задание: нужно было спроектировать больше десяти деталей мобильного миксера, затем — несколько промежуточных сборок, а в завершение — общую сборку всего изделия.
В качестве эксперта соревнований уже семь лет выступает ведущий специалист ЦКПП Игорь Тунев. На заводе задания год от года меняются, но требования к участникам неизменны: знание инженерной графики, владение функционалом конструкторских программ, понимание логики решения задач.
— Эксперт оценивает работу на основе более двадцати измеримых, а потому объективных критериев, которые относятся к моделированию, сборкам, оформлению чертежа, а также к внесению изменений в конструкцию изделия. Тому, кто нацелен на победу, важно сохранять интерес к профессии, развивать общий кругозор, накапливать опыт, изучать лучшие решения коллег, — считает Игорь Тунев.
После церемонии награждения победителей для участников будет проведен разбор конкурсного задания с правильным вариантом его решения и указанием ошибок. Молодые инженеры-конструкторы ждут экспертных оценок даже больше, чем объявления имен победителей, чтобы понять все свои недочеты.
Текст: Александра Пирожкова, Владимир Соловьев. Фото газеты «Пермские моторы»