Статья из архива альманаха «Управление производством».
С первой частью этой статьи вы можете ознакомиться здесь (см. ссылку) – Lean-методы в оптимизации и планировании цепочек поставок. Часть 1
Сегодня все больше компаний осознает, какую помощь Lean может оказать им в поддержании конкурентоспособности. Говоря простыми словами, суть Lean ‒ в создании ценности. Любое мероприятие в рамках этой концепции начинается с понимания, какую ценность оно способно принести потребителю, а результатом для компании становится значительное сокращение затрат. Насколько применимы методы Lean в области планирования и какую пользу они могут принести предприятию?
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Отличительной чертой планирования цепочки поставок по принципам Lean является ориентация производственного процесса на постоянное улучшение и фокус на ценности. Традиционное планирование цепочки поставок ‒ стандартный процесс, позволяющий организациям планировать и удовлетворять требования клиентов. Планирование цепочки поставок по принципам Lean в силу ориентации на постоянное улучшение повышает способности организации к созданию ценности и оптимальному удовлетворению потребностей клиента. В таблице 2 приведены основные различия между традиционным и бережливым планированием цепочки поставок.
Таблица 2. Основные различия между традиционным и бережливым планированием цепочки поставок.
Основные различия между традиционным и бережливым планированием цепочки поставок | ||
---|---|---|
Аспект | Традиционное планирование цепочки поставок | Планирование цепочки поставок по принципам Lean |
Процесс | Периодическое повторение одного и того же процесса планирования | Постоянное совершенствование процесса планирования |
Данные | Разные в разных подразделениях организации | Фокус на немногочисленных ключевых данных для планирования и их распространении по всей организации |
Пересмотр плана | Учет новой информации | Использование инструментов автокоррекции для оптимизации работы персонала |
Точность плана | Точность и следование плану не контролируются | Проверка и постоянное повышение точности плана. Стремление к производству строго на заказ путем сокращения времени выполнения заказа |
Управление непредвиденными ситуациями | Ситуативное поведение; анализ и действия при необходимости | Разработано управление непредвиденными ситуациями; они отслеживаются, их причины выясняются и устраняются |
Обратная связь и контроль | Ограниченная обратная связь | Обратная связь и контроль проводятся систематически и организованно; восходящий цикл обратной связи и контроль в коротких интервалах с целью быстрого реагирования на проблемы |
Запасы | Запасы воспринимаются как побочный продукт производства, который необходимо хранить и контролировать | Запасы воспринимаются как потери и должны быть устранены |
Культура | Управление процессом и улучшениями сверху и по мере необходимости | Постоянное улучшение является приоритетным и направлено снизу вверх |
Компании, внедряющие принципы Lean в планировании цепочки поставок, не должны забывать о некоторых важных аспектах. Ключевыми компонентами бережливого планирования являются:
Четкое понимание, кто именно является клиентом операции планирования и что добавляет ценность для него. В бережливом управлении ценность каждого процесса/операции определяется с точки зрения клиента, поэтому важно определить клиента и его потребности. В планировании цепочки поставок клиентами являются клиенты организации и сотрудники, использующие план в своей работе. Уже на первых стадиях программы планирования цепочки поставок по принципам Lean становятся ясны потребности клиентов, в том числе совокупный спрос и его матрица, условия поставки, уровень детализации плана и частота их составления. Например, в планировании продаж и операций важно понять, какую цель преследует план, кто будет его использовать, каковы их потребности, причины таких потребностей и с какой степенью детализации должен быть подготовлен план. Лишь шаги, направленные на удовлетворение этих потребностей, включены в процесс планирования продаж и операций.
Следование такому принципу облегчает определение оптимального уровня детализации на каждом уровне планирования. Ориентация на потребности клиента также означает использование подходящих техник прогнозирования и установление стандартной процедуры реагирования в нестандартных ситуациях. Любые отклонения от плана анализируются с целью их предотвращения в будущем. Цель – отсутствие отклонений и авралов, целевое использование плана.
Такой подход можно использовать во всех процессах планирования цепочки поставок, включая планирование продаж и операций, планирование спроса, планирование поставок, а также в процессах планирования производства, таких как планирование, составление графиков и последовательности производственных операций.
Организация планирования цепочки поставок по принципу вытягивания клиентом. Процесс планирования цепочки поставок должен быть стандартизирован и достаточно надежен для управления обычным циклом планирования и непредвиденными ситуациями. Схема процесса планирования должна учитывать потребности сотрудников и клиентов организации. Применение принципов Lean в планировании обеспечит добавление ценности для клиента благодаря оптимизации планирования и устранения всех типов потерь. В таблице 3 представлены факторы, способствующие превращению традиционного процесса планирования цепочки поставок в бережливый.
Таблица 3. Факторы успешности применения принципов Lean в планировании цепочки поставок.
Факторы успешности применения принципов Lean в планировании цепочки поставок | |
---|---|
Сокращение операций, не добавляющих ценности |
|
Вытягивание |
|
Сделайте правильно с первой попытки |
|
«Часы с кукушкой» |
|
Минимизация вариаций |
|
Гибкость |
|
Подготовка и обучение членов команды планирования. Подготовка и обучение членов команды планирования, а также расширение прав и полномочий специалистов по планированию в их сфере деятельности являются ключевыми элементами бережливого управления. Обучение может происходить при помощи простых инструментов или наглядных средств. Основными темами обучения являются следующие: стандарты прогнозирования, источники информации и способы ее обработки. Стандартов необходимо придерживаться, и в некоторых случаях проводится внутренний аудит с целью пересмотра стандартов или же обучения персонала их исполнению. Обучение персонала отдела планирования поможет ему более качественно и эффективно исполнять свою работу и стремиться к ее постоянному улучшению.
Использование подходящей технологии планирования цепочки поставок. Технология является ключевым фактором успешности планирования цепочки поставок по принципам Lean. Автоматизация процесса планирования, гибкость в выборе подходящих моделей прогнозирования, способность устанавливать правила и параметры на основании моделей спроса, способность устанавливать сигналы об отклонениях, анализ и отчетность ‒ лишь немногие примеры областей, в которых технология играет важную роль при планировании цепочки поставок по принципам Lean.
Построение культуры бережливого планирования в организации. Lean не единичное мероприятие или операция по улучшению. Внедрение Lean в планировании будет успешным лишь при условии, что вся организация построена на принципах Lean и стремится к улучшению процессов планирования на постоянной основе. Необходимо внедрение культуры постоянного улучшения в организации, а специалисты по планированию должны иметь полномочия вносить изменения в процессы. Корпоративная культура, основанная на принципах Lean, в которой разные отделы сотрудничают ради достижения общей цели, а руководство полностью поддерживает все начинания и проекты, направленные на улучшение, ‒ такая корпоративная культура является залогом успешности Lean и организации в целом.
Анализ практической ситуации. Как компании Kellogg удалось повысить точность прогнозов на 11% и на 5 дней сократить резервные запасы в результате планирования цепочки поставок по принципам Lean.
Компания Kellogg является ведущим производителем круп и пищевых полуфабрикатов, в том числе печенья, крекеров, тостового хлеба, злаковых батончиков, замороженных вафель, напитков и вегетарианских продуктов. Компания имеет заводы в 18 странах и реализует свою продукцию более чем в 180 странах мира. В 2010 году объем продаж компании достиг 12,39 млрд. долларов, а коммерческая прибыль составила 1,99 млрд долларов.
Компания Kellogg’s Europe начала внедрение Lean с производственного цеха. Вскоре стало ясно, что достигнутые результаты могут быть с успехом получены и в более широком масштабе. Так программа Lean распространилась на отделы логистики, снабжения, НИОКР и прочие отделы, обслуживающие цепочку поставок. Компании было ясно, что внедрение принципов Lean в планировании цепочки поставок обеспечит рост ценности и повышение точности прогнозирования.
Чтобы заложить основу для бережливого планирования продаж и операций, принципы Lean сначала были внедрены в процесс планирования спроса и поставок. Успешное внедрение Lean в этих областях не только способствовало оптимизации планирования продаж и операций, но и привлекло к процессу другие отделы за пределами цепочки поставок.
Что касается планирования спроса, то компания Kellogg столкнулась с теми же проблемами в прогнозировании, что и большинство крупных компаний по производству потребительских товаров. Целями внедрения Lean в планировании спроса были совершенствование самого процесса планирования, что помогло бы повысить надежность прогнозирования, и внедрение культуры непрерывного улучшения, где специалисты по планированию постоянно ищут причины отклонений от прогноза и принимают соответствующие меры по их устранению.
С помощью консультантов компания Kellogg разработала и внедрила программу совершенствования планирования спроса на двух тестовых рынках (Великобритании и Франции), которая включает в себя следующие компоненты:
Благодаря внедрению Lean в планировании спроса компании Kellogg удалось повысить точность прогнозирования на 11%. Со временем компания применила эти принципы на всех рынках и ко всей производимой продукции.
Основной целью внедрения Lean в планировании поставок было сокращение уровня резервных запасов при сохранении (по возможности – улучшении) уровня обслуживания. Кроме того компания хотела продемонстрировать на критических участках, как принципы Lean помогут повысить эффективность планирования и создания ценности при планировании поставок, а также наладить процесс постоянной оценки и повышения эффективности системы снабжения.
Планирование поставок включало в себя следующие компоненты:
В результате внедрения принципов Lean в планировании поставок компании Kellogg удалось сократить резервные запасы продукции на 5 дней при сохранении уровня обслуживания.
Применение принципов Lean в планировании цепочки поставок позволило компании Kellogg значительно повысить точность прогнозирования и снизить уровень резервных запасов. Кроме того, достигнутые результаты включали в себя:
В настоящий момент компания Kellogg готовится к полномасштабному внедрению принципов Lean в планировании продаж и операций.
Планирование как никакая другая функция предприятия нуждается в визуальном представлении и постоянном контроле – именно от нее зависит слаженность и эффективность работы всего предприятия. Внедрение Lean значительно повышает эти показатели, поэтому компании все активнее внедряют концепцию именно в области планирования. Некоторых улучшений можно добиться и без внедрения принципов Бережливого производства, но настоящее устойчивое улучшение не только процессов, но персонала и корпоративной культуры без них невозможно. Грамотный подход к планированию цепочки поставок по принципам Lean дает специалистам возможность правильно и эффективно организовать этот процесс. Если специалисты по планированию стремятся к постоянному поиску возможностей улучшения процесса, первые результаты не только не заставят себя ждать, но и превзойдут все ожидания.
Текст: Ольга Гончарова
Материал подготовлен на основании данных Belinda Griffin-Cryan, Herbert van der Raad, Marie-Anne Sparks, Thiagu Mathan, Thierry Desnos, Lean in Supply Chain Planning, Towards Achieving and Maintaining Excellence in Supply Chain Planning, Capgemini Consulting.