Альманах «Управление производством» 0 комментариев

Lean-методы в оптимизации и планировании цепочек поставок. Часть 1

Статья из архива альманаха «Управление производством».

Сегодня все больше компаний осознает, какую помощь Lean может оказать им в поддержании конкурентоспособности. Говоря простыми словами, суть Lean ‒ в создании ценности. Любое мероприятие в рамках этой концепции начинается с понимания, какую ценность оно способно принести потребителю, а результатом для компании становится значительное сокращение затрат. Насколько применимы методы Lean в области планирования и какую пользу они могут принести предприятию?

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Неудивительно, что по результатам исследования, проведенного компанией Capgemini Consulting, более 80% компаний используют инструменты и методы Бережливого производства. Тем не менее, исследование также показало, что не ко всем процессам Lean применяется в равной степени. Большинство компаний видят смысл во внедрении инструментов бережливости на производстве или в логистике, но лишь 16% компаний в полной мере используют потенциал Lean при планировании цепочки поставок. Причиной такой ситуации может быть тот факт, что планирование часто считается второстепенной функцией в производстве. Те, кто считают Lean лишь способом сократить издержки, вряд ли оценят вклад этой концепции в оптимизацию планирования.

Тем не менее, принципы Lean с успехом применяются в планировании цепочки поставок не только для повышения эффективности самого процесса планирования, но и для создания действительно бережливой цепочки поставок ‒ такой, где потребительский спрос предсказуем и удовлетворяется вовремя и в полной мере с меньшими затратами ресурсов.

Как Lean поможет оптимизировать планирование цепочки поставок?

Согласно последнему исследованию Capgemini Consulting, основными проблемами цепочки поставок и ее планирования являются следующие: непредсказуемость, непостоянство спроса и высокие расходы.

Lean обладает прекрасным арсеналом для решения подобных проблем, например, специалист по планированию может задействовать контроль в коротких интервалах, анализ коренных причин, меры противодействия изменчивости прогнозов и т.п. Lean также помогает решать проблемы с запасами, например, точно рассчитать доступные для заказа объемы запасов, спланировать стимулирование продаж и избегать накопления чрезмерных объемов запасов.

Ориентация на процесс и стремление к добавлению ценности помогают специалисту по планированию лучше понять нужды потребителей, о которых свидетельствуют сигналы запроса: не просто объем требуемых запасов и сроки поставки, а то, от чего зависит объем и частота заказов, причины, заставляющие клиента со временем изменять свои требования. Для этого необходимо тщательно проанализировать конкретный продукт и прогнозы спроса и развернуть процесс непрерывного улучшения для устранения причин неточностей в прогнозах. Планирование цепочки поставок по принципам Lean также предусматривает более детальное сегментирование продукции и групп клиентов, что дает специалисту по планированию возможность сконцентрироваться на сегменте с наибольшими колебаниями прогноза и тщательно его изучить.

Техники Lean не менее эффективны при решении проблем, связанных с поставками. Они помогают определить, где и как добавляется ценность. Работая совместно с отделом логистики и производственными цехами, специалисты по планированию могут создать систему, работающую по принципу вытягивания от клиента. Благодаря Lean специалисты по планированию начинают по-новому смотреть на запасы и их оптимальный уровень.

Можно с не меньшим успехом применить Lean и к процессу планирования. После внедрения культуры постоянного совершенствования специалисты по планированию могут оценить эффективность своей работы. Все реже придется вносить коррективы в планы, поскольку они будут корректироваться самими специалистами во время работы. Если этого не происходит, необходимо провести анализ коренных причин и принять соответствующие меры.

Принципы Lean применительно к планированию цепочки поставок.

Совершенствование планирования цепочки поставок достигается путем ориентации на клиента и создания системы вытягивания. Постоянное улучшение достигается путем непрерывной оценки ценности, добавленной в результате операций планирования, а также поиска и устранения потерь из системы и из процесса планирования. В результате спрос удовлетворен полностью и в срок при минимальных затратах. Достичь этого можно, используя принципы Lean в планировании цепочки поставок:

Единый прогноз. Убедитесь, что все отделы предприятия ‒ отдел продаж, маркетинга, поставок и финансов, производственный цех, ‒ правильно понимают нужды потребителя и нацелены именно на их удовлетворение. 

Точные и грамотно структурированные данные. Бережливое управление заинтересовано в сборе лишь конкретной, нужной в данный момент информации (сбор ненужной информации также относится к потерям). Получать точные и структурированные данные удается благодаря непрерывной и усердной работе персонала отдела планирования.

Распределение функций для выполнения операций. Четкое распределение функций планирования важно для правильного и эффективного внедрения принципов Lean. Если функции сотрудников пересекаются, это приводит к потерям из-за выполнения лишних операций. 

Анализ планирования на предмет ошибочных сценариев. Первый шаг – минимизация рисков. Если риски нельзя минимизировать (например, изменения спроса или дефицит пропускной способности), вступают в силу специальные правила, которые регулируют поведение персонала в таких ситуациях.

Система оповещения об отклонениях. Возможность оповестить персонал отдела планирования об отклонениях от плана или стандартов (например, минимальный уровень запасов) и получить инструкции о дальнейших действиях.

Восходящий цикл обратной связи и контроль в коротких интервалах помогают повысить точность плана. Ответственные за планирование сотрудники должны постоянно получать данные о показателях спроса, таких как реальный спрос, изменения в покупательском поведении потребителя и факторы внешнего рынка. Если производственный цех не придерживается плана или план не используется, команда планирования должна выяснить причины и принять соответствующие меры.

Визуальный менеджмент и регулярная отчетность. Предпочтительно визуальное представление данных и информации для доклада на обзорном совещании для упрощения понимания и оптимального принятия решений.

Расширение прав и возможностей персонала и культура непрерывного улучшения. Бережливое управление требует стремления всего персонала предприятия к непрерывному улучшению планирования цепочки поставок для достижения устойчивого улучшения.

Планирование цепочки поставок по принципам Lean является краеугольным камнем для устойчивого функционирования Lean на производстве. Для достижения значимых результатов специалисты по планированию и работники производственного цеха должны работать вместе во всех четырех перечисленных ниже сферах: 

Стабильность: определение причин вариаций и их устранение.
Плавность: определение «узких мест» и их обход; определение модели цепочки поставок.
Сглаженность: изучение причин вариаций, вызванных клиентом (посредством изучения «Голоса потребителя»); определение времени такта для каждого типа продукта и организация вытягивающего производства в цеху в соответствии с временем такта.
Синхронизация: сокращение размера партий в стремлении к организации потока единичных изделий с использованием быстрой переналадки и иных инструментов.

Создание ценности в планировании цепочки поставок по принципам Lean.

При планировании цепочки поставок по принципам Lean ценность добавляется на каждом этапе процесса в зависимости от потребностей клиента. Для того чтобы обеспечить создание ценности строго в соответствии с потребностями клиента, чрезвычайно важно понять, кто же является потребителем на каждом этапе процесса. В рамках планирования цепочки поставок потребителями являются сотрудники, использующие составленный план, и клиенты организации. Процесс планирования цепочки поставок по принципам Lean постоянно держит в фокусе клиента, учитывает потребности конечного клиента и создает планы, позволяющие своевременно удовлетворить эти требования. Любые изменения в потребностях клиента (касательно ассортимента, количества, сроков поставки и проч.) влекут за собой разработку новых планов спроса и предложения и добавлению ценности в процесс планирования и производства для удовлетворения нового спроса. Тем не менее, Lean стремится к минимизации изменений в плане и, следовательно, в процессах. Планы разрабатываются с оптимальной частотой и на оптимальный период времени, что дает возможность учесть все изменения в потребительских нуждах, не перегружая при этом производственный процесс и цепочку поставок.

7 потерь в планировании цепочки поставок.

Методы и инструменты Lean способствуют сокращению потерь в процессах. Планирование цепочки поставок также часто сопряжено с потерями, которые можно разделить на категории согласно принципам бережливого управления (табл. 1). 

Таблица 1. Виды потерь в планировании цепочки поставок.

Виды потерь в планировании цепочки поставок
Тип потерь Пример
Перепроизводство
  • слишком много планов
  • слишком много данных в планах
  • слишком много прогнозов от разных предприятий
Запасы
  • новые планы разрабатываются, пока старые еще не выполнены
Движение
  • сверка планов с сотрудниками, на которых эти планы не влияют
  • слишком частый пересмотр планов
Ожидание
  • потери времени из-за поздней передачи данных необходимых для планирования (например, параметры прогнозирования, изменения производительности, данные продаж и проч.)
Перемещения
  • сверка с планами новых подразделений компании
  • организация ненужных собраний
  • повторные собрания, поскольку на предыдущих не удалось достичь консенсуса
Излишняя обработка
  • дублирование данных, сбор ненужных данных
  • слишком частые отчеты об исполнении
  • детальный план, который может не понадобиться на следующей стадии планирования
Дефекты
  • неподготовленные собрания по планированию продаж и операций
  • корректировка плана из-за его неправильной изначальной разработки
  • неточные исходные данные
  • план не подходит для практического применения в операциях

Продолжение – в следующей части статьи.

Текст: Ольга Гончарова

Материал подготовлен на основании данных Belinda Griffin-Cryan, Herbert van der Raad, Marie-Anne Sparks, Thiagu Mathan, Thierry Desnos, Lean in Supply Chain Planning,  Towards Achieving and Maintaining Excellence in Supply Chain Planning, Capgemini Consulting.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”