Как связать повседневную деятельность заводчан и стратегические цели, стоящие перед заводом? Как донести эти цели до каждого исполнителя? Рассуждает ведущий специалист по организационно-хозяйственной реструктуризации ПК «НЭВЗ», к.т.н. Юрий Баранов.
Статья публикуется в рамках конкурса статей «Управление производством – 2015»
Автор: Юрий Баранов, ведущий специалист по организационно-хозяйственной реструктуризации, к.т.н.
«Каждый солдат знай свой маневр»
А.В. Суворов «Наука побеждать»
Изречение А.В. Суворова, вынесенное в эпиграф, не только не устарело, но и, как никогда, актуально. В первую очередь, для предприятий, которые рассматривают вовлеченность персонала в достижение общекорпоративных целей как важнейшее условие своей успешности.
Как связать повседневную деятельность заводчан и стратегические цели, стоящие перед заводом? Как переформулировать и донести эти цели до каждого исполнителя? Как проконтролировать достижение поставленных целей? Для ответов на эти вопросы может быть использован сравнительно новый для российской промышленности управленческий инструмент – Х-матрица.
Анализ возможностей, которые Х-матрицы предоставляют для концентрации деятельности производственных подразделений на целях, непосредственно связанных со стратегическими целями всего предприятия, показали целесообразность и возможность использования матриц для каскадирования и декомпозиции целей по уровням управления автономно, вне системы «Хосин канри».
По сравнению с другими системами целеполагания (например, ССП – система сбалансированных показателей) Х-матрицы являются удобным и компактным средством как разработки непротиворечивой системы целей предприятия и его подразделений, как совокупности Х-матриц, так и лаконичного представления всей информации, необходимой для данного уровня управления (на одном листе - цели, стратегии, способы реализации стратегий, KPI (ключевые показатели эффективности) для оценки полноты достижения целей).
Применение Х-матриц для каскадирования и декомпозиции стратегических целей завода по уровням управления было начато в ООО «ПК «НЭВЗ» (Новочеркасский электровозостроительный завод, который входит в Трансмашхолдинг) в 2014 г. в рамках реализации «Дорожной карты развития производственной системы Трансмашхолдинга» с обучения руководителей дирекций, цехов и отделов методике использования Х-матриц для преобразования стратегических целей предприятия в оперативные цели подразделений и приобретения ими первоначальных практических навыков разработки Х-матриц.
В течение 2014 г. был проведен пробный цикл каскадирования и декомпозиции стратегических целей, сформулированных в Трансмашхолдинге для НЭВЗа по уровням управления заводом. Для этого была принята следующая схема: Х-матрицы разрабатываются для верхних уровней управления (генеральный директор – функциональные директора – начальники цехов и отделов); на нижних уровнях управления, по данным Х-матриц цехов и отделов, составляются конкретные планы по реализации указанных в матрицах тактических проектов и мероприятий. Х-матрицы разрабатывались на 1 год (с возможностью корректировки через 0,5 года), планы мероприятий – на 1 квартал. Периодичность контроля достижения количественных целей, сформулированных в Х-матрицах, была установлена, в зависимости от использованных показателей, в 1 месяц или 1 квартал.
Итоги использования Х-матриц в производственной деятельности завода, полученные по результатам «опытного» цикла 2014 г., показали, что:
Вместе с тем, нa первом этапе внедрения, были выявлены некоторые ошибки, которые существенно снижают эффективность применения Х-матриц, в том числе:
С учетом полученных в 2014 г. результатов использования Х-матриц в производственной деятельности НЭВЗа, в 2015 г. была разработана инструкция «Порядок декомпозиции и каскадирования целей предприятия с использованием Х-матриц», введенная в действие приказом Генерального директора ООО «ПК «НЭВЗ». В инструкции регламентируются основные понятия и этапы работ, в том числе:
Рис. 1. Связь между Х-матрицами различного уровня
Рис. 2. Последовательность разработки Х-матриц
Срок применения Х-матриц в рамках производственной системы завода пока сравнительно небольшой, но уже сейчас понятно, что, несмотря на неизбежные трудности внедрения, заводчане получили и освоили новый управленческий инструмент. Он позволил связать ежедневную деятельность производственных подразделений со стратегическими целями завода, преобразовать стратегические цели завода в конкретные задачи работников и тем самым обеспечить координацию совместных усилий по достижению общих целей.