"Вести КАМАЗа" 0 комментариев

«КАМАЗ» и тайная комната: Мощный инструмент визуализации проектов

Пока о её существовании известно только посвящённым. Найти её в лабиринтах НТЦ и попасть туда дано не каждому… Корреспондент "Вести КАМАЗа" оценил новые технологии, внедряемые в Центре проектов, заручившись помощью руководителя группы управления проектами службы стратегического планирования из блока развития Александра Калмыкова.

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала. 

Александр Калмыков: «Ообея – не выставка достижений, а рабочее пространство»

– По-японски подобный кабинет называется «Ообея». В переводе на русский – «Большая комната», – для начала делает новый взнос в наш «японо-камазовский словарь» Александр Сергеевич. – Чувствуете подтекст? Если суперэкономные, во всём стремящиеся к минимизации японцы выделяют под такое дело большую комнату – значит, видят в этом немалый смысл!

И тут же, предвосхищая мой естественный вопрос: «А, так это очередная калька?», не оставляет разночтений:

– Идею мы действительно почерпнули из материалов, описывающих технологию визуального менеджмента на японских предприятиях. Первые наброски методологии были сделаны ещё в 2010 году. Прямой перенос на нашу почву с первой попытки не удался: не ложилась эта технология на наш менталитет. Пришлось содержание, наполнение и правила пользования создавать собственными силами. То, что видим сейчас, – плоды совместных усилий службы стратегического планирования и департамента проектного и инвестиционного управления.

Если в самых общих чертах – то визуальный менеджмент проекта предусматривает информацию трёх уровней. Первый – общее представление, эта часть остаётся практически неизменной до конца проекта. Вторая показывает тактическую ситуацию (годовой срез). Информация третьего уровня – оперативный план работ и текущие проблемы. Наполнением занимаются проектные группы и ДПИУ: в каждом проекте есть контрольные, реперные точки, по которым отслеживаются результаты.

«Волшебство» комнаты и в том, что любой посетитель за 30 секунд сможет получить всю информацию о проекте.

Антураж кабинета площадью 6х9 м – стенды, магнитные доски, столы-стойки (не для фуршетов, а для ноутбуков или планшетов!), компьютерный стол, на котором в перспективе проектор и два принтера. Всё просто до аскетизма и, если бы не скрытость от посторонних глаз, вносящая некую магическую таинственность, может показаться, даже скучным. Но!

– Это – не выставка достижений, а рабочее пространство, – поясняет Александр Калмыков. – А магия, конечно, присутствует: попробуйте из тысяч страниц материала создать несколько «картинок», из которых любой посетитель (а как вы понимаете, случайные люди в это место не попадают) за 30 секунд получил бы всю основную информацию о том или ином проекте. Какие цели он преследует, в каком состоянии на данный момент находится, какие проблемы возникли при его реализации, как они решаются и т.д. Как это работает, можно убедиться на любом примере – будь это глобальный «Реинжиниринг» или локальный «Строительство испытательного трека». И уже с первого взгляда видно, где есть проблемы и по каким направлениям, где отставания от графика, каковы план и факт по исполнению бюджета инвестиций.

Если полминуты – минимум, а максимум?

– Это зависит от степени погружённости в тему самого человека и его целей. Потому что «волшебство» этой комнаты заключается и в том, что по требованию, «по щелчку» мышки, запрашивающий получает детализацию и конкретизацию по любому направлению. Углубляться можно почти до бесконечности – суток не хватит. Цель Центра проектов – создать единое коммуникационное пространство для ключевых проектов по развитию продукта и технологий, повысить оперативность принятия управленческих решений и создать условия для проведения рабочих совещаний межфункциональных групп. По идее, исключается и лишняя бюрократия.

– Что-то напоминает ПСК, – делюсь со своим спутником.

– Потому что это тоже инструмент визуализации, только там – для производственных процессов предприятия, а здесь – для процессов развития, – соглашается Калмыков. – Как у информационных центров Lean, здесь можно организовывать совещания, и ДПИУ регулярно проводит приёмку контрольных точек проектов. Несколько рабочих встреч провёл и руководитель блока развития.

Первый опыт создания «Большой комнаты», как уже говорилось, был в блоке ещё четыре года назад, но тогда «в народ не пошло». Только Валерий Симонов, руководитель инфраструктурных проектов, хотя поначалу и был настроен скептически, отважился применить этот опыт. И отыскал свой механизм, помогающий двигать проекты. Его «Ообея» в его же собственном кабинете мало напоминает «японку» по своему характеру.

Валерий Симонов: «Новая технология визуализации позволяет предотвратить проблемы на начальной стадии»

– Основная задача руководителя проекта – обеспечить выполнение целей проекта, а в нём обычно задействовано множество структурных подразделений «КАМАЗа», – раскрывает «тайны» Валерий Александрович. – Поэтому, прежде всего, важно грамотно направить их работу на решение общей задачи: завершить проект с необходимым качеством, в установленные сроки и в рамках утверждённого бюджета. Исходя из предыдущего опыта, я понял: чем больше у меня детальной информации, чем меньше интервал мониторинга, тем полнее видна вся картина проекта и проще им управлять. А следующим шагом стало прогнозирование силами своей команды потенциальных проблем проекта на основе этой детальной информации. Применение новой технологии визуализации позволяет предотвратить проблемы на начальной стадии, «на этапе зачатия», когда они ещё не критичны для конечного результата. Это позволило нашей команде достаточно успешно реализовать ряд проектов.

И вновь ловлю себя на мысли о ПСК: нет ли переклички с «эскалацией проблем»? Хотя чему тут удивляться? Ведь ничто не идёт вразрез с принципами бережливости – будь то этап проектирования или реальная сборка.

– Наверное, в 2010 году мы сами ещё не были готовы к такого рода технологиям, – признаётся Александр Калмыков. – Но директор по развитию, Ирек Флорович Гумеров, идею не забывал, и в этом году Ообея в нашем блоке действительно заработала. Конечно это ещё не идеал, а лишь вершина айсберга. Подобное предстоит сделать в каждом проекте. А тут главной проблемой будет вот что: поймёт ли его руководитель прямую пользу от этой технологии? Найдётся ли для каждого проекта «внутренний движитель», который заставит всё крутиться, не останавливаясь? Эту тайну нам ещё предстоит разгадать.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”