Зарубежные металлургические компании почти треть своих доходов реинвестируют обратно в бизнес. Предел для отечественных компаний – 10-15%. Департамент инвестиционной политики «Норильского никеля», изучив зарубежный и отечественный опыт, ищет ответ на непростой вопрос: низкие объемы инвестиций – это недостаток или преимущество для компании? Судя по принятой в конце прошлого года стратегии развития, вложения в размере 32 млрд. долларов, которые планируется инвестировать в производство до 2025 года, позволят одновременно увеличить капитализацию и при этом решить задачу по возврату капитала акционерам.
Корпоративный журнал «Норильский никель», март 2011г. http://www.nornik.ru
Зарубежные металлургические компании почти треть своих доходов реинвестируют обратно в бизнес. Предел для отечественных компаний – 10-15%. Департамент инвестиционной политики «Норильского никеля», изучив зарубежный и отечественный опыт, ищет ответ на непростой вопрос: низкие объемы инвестиций – это недостаток или преимущество для компании? Судя по принятой в конце прошлого года стратегии развития, вложения в размере 32 млрд. долларов, которые планируется инвестировать в производство до 2025 года, позволят одновременно увеличить капитализацию и при этом решить задачу по возврату капитала акционерам.
ПЕРЕД ВЫБОРОМ
«Нужны четкие ориентиры, – говорит директор департамента инвестиционной политики «Норильского никеля» Роман Машкарин, – куда мы могли бы двигаться. Есть всего два пути: ограничиться существующими активами и получать высокую доходность, после чего распределять ее между акционерами, либо реинвестировать ее в бизнес», – говорит он. В компании уже изучили опыт инвестирования международных и отечественных металлургических компаний.
Как показал анализ, доля инвестиций «Норникеля» ниже показателей, что осуществляют западные игроки. «Если мы выделяем около 19% от выручки, то они – около 30% ежегодно. Если говорить о чистой прибыли, то и здесь мы видим отставание – на инвестиции в развитие производственных активов идет 9% против 25% у западных компаний», – говорят в департаменте инвестиционной политики «Норникеля».
Рассмотренная советом директоров в конце прошлого года стратегия производственно-технического развития компании предполагает золотую середину. До 2025 года инвестиции в производство составят 32 млрд долларов. Из них объем инвестиций по основному производству и инфраструктуре ГМК в 2011 году составит $2,8 млрд. В результате российские предприятия «Норникеля» увеличат производство никеля до 240-245 тысяч тонн, меди – до 358 тысяч тонн, платины – до 21 тонны, палладия – до 84 тонн.
«Реализация стратегии позволит нам не сокращать, а наращивать производство. К 2025 году наша ресурсная база будет такой же, как сейчас», – говорит исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора компании по производству Юрий Филиппов. При этом в «Норильском никеле» считают, что реализация программы повышения капитализации в совокупности с выполнением стратегии производственно- технического развития позволит существенно увеличить капитализацию и решить задачу по возврату капитала акционерам в средне и долгосрочной перспективе. В рамках программы компания планирует реализовать программу возврата капитала акционерам с использованием различных механизмов; провести системный анализ и определить подходы к реализации непрофильных активов компании; осуществить программу управления капиталом компании, в том числе с использованием инновационных финансовых инструментов; выполнять программу в органической связке с реализацией долгосрочной стратегии производственно-технического развития компании.
Второй важный момент, на который обращают сегодня пристальное внимание в компании, это продуктовая диверсификация производства. Большинство зарубежных металлургических компаний имеют широкую диверсификацию. К примеру, у BHP Billiton более 10 направлений деятельности. Это и производство никеля и меди, а также марганца, стали, нефти, производство алюминия и т.д. Есть и другой вариант: работать по-прежнему с никелем, медью, платиноидами, как это происходит и сейчас, но в то же время расширять свое присутствие на рынке за счет географической диверсификации — то есть, путем развития новых проектов. В этих направлениях у компании уже есть хорошие наработки.
«Мы развиваем забайкальский «читинский» проект, где помимо меди будем производить и молибден. Для нас это новый продукт — и это уже дополнительная диверсификация, учитывая, что на этот металл есть спрос, а цены на него высоки, – говорит Роман Машкарин. – Проектом уже заинтересовались компании из Китая, Кореи и Японии, с ними идут переговоры». Сами горнообогатительные комбинаты должны быть построены и запущены в 2015-2016 гг., на их строительство понадобится почти 80 млрд рублей. Вся транспортная инфраструктура будет готова уже в 2011 году. Причем на 75% ее создание профинансировало государство.
РАЗВИВАТЬ И ИНТЕГРИРОВАТЬ
Компания рассчитывает в рамках новой стратегии раскрыть потенциал своих зарубежных активов. В декабре 2010 года «Норникель» вышел из акционерного капитала Stillwater, продав 49,8 млн акций (51%) на общую сумму 972 млн долларов. «Норникель» приобрел Stillwater в 2003 году. Выручка компании в 2009 году составила $394 млн. «Условия вхождения в компанию изначально не предполагали оперативного управления — это портфельная инвестиция», – объясняют в «Норникеле».
Иная ситуация с австралийскими активами. Российская компания получила активы в Австралии в 2007 г. в результате сделок с OM Group и поглощения канадской Lion Ore. Через год ударил кризис, и производство было остановлено, сначала на месторождениях Cawse, Silver Swan и Waterloo, а в начале 2009 г. заморозили еще два — Lake Johnston и Black Swan. Основная причина — относительно высокая себестоимость производства на фоне падения мировых цен на никель. Сегодня компания на фоне улучшения ценовой конъюнктуры часть своих австралийских активов планирует запустить заново – в первом полугодии 2011 г. Об этом генеральный директор «Норильского никеля» заявил в конце прошлого года.
В Южноафриканской республике «Норникель» владеет совместно с южноафриканской компанией African Rainbow Minerals горнодобывающим предприятием Nkomat i Nickel Mine («Nkomati»). А в Ботсване – проектом по добыче сульфидных никелевых руд Tati Nickel, демонстрационной установкой по переработке сульфидных никелевых концентратов с применением технологии «Activox». В ЮАР завершено строительство новой обогатительной фабрики, производительностью 4,5 млн. тонн медно-никелевой руды в год, первый концентрат с которой был получен в сентябре 2009 года. Обогатительная фабрика, реконструкция на которой началась в июле прошлого года, введена в эксплуатацию с опережением графика. В результате модернизации мощность фабрики увеличилась со 100 тысяч тонн до 250 тысяч тонн в месяц. Ожидаемые объемы производства на проекте в 2011 году: никель в концентрате – 12,3 тыс. тонн, медь в концентрате – 6,4 тыс. тонн. Следующим этапом планируется увеличение производственных мощностей на имеющейся обогатительной фабрике с 1,2 до 3 млн тонн руды в год.
В Ботсване же «Норильский никель» реализует проект по производству никелевого концентрата из бедных руд с содержанием металла 0,1%. «В Африке у нас нормальный операционный бизнес. Этот актив прибыльный», – говорит Роман Машкарин. То же самое можно сказать и об активах в Финляндии.
РАСЧЕТ НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ
Важнейшим сегментом, которому уделяется самое пристальное внимание, является транспортно-логистический блок. Главная задача – обеспечить бесперебойную связь с Дудинкой и Пеляткинским месторождением по Енисею. Огромная роль здесь принадлежит собственному арктическому флоту ГМК. Сейчас немецкая судостроительная фирма Nordic Yards строит для компании арктический танкер ледового класса Arc7 в дополнение к пяти дизель-электроходам усиленного ледового класса. Срок сдачи судна ожидается к концу сентября 2011 года.
Енисейское речное пароходство – ядро транспортной структуры «Норникеля» – развивается в соответствии с долгосрочными планами. Сейчас доставку грузов компании осуществляют 80-90 судов. «Парк» модернизируется по мере необходимости – в зависимости от степени износа. Так, в прошлом году были введены в строй две баржи, построенные на Красноярской судостроительной верфи. На сегодняшний день с конвейера этого предприятия для «Норильского никеля» сошли 18 барж, всего в рамках программы обновления флота ЕРП планируется построить 60 барж.
МИЛЛИАРД НА ЭКОЛОГИЮ
Один из главных инвестиционных проектов компании связан с экологией. До 2015 г. «Норильский никель» планирует выделить около $1 млрд на природоохранные мероприятия на Таймыре. Большая часть средств пойдет на воплощение программы по утилизации серы. К этому же времени планируется сократить объемы выброса диоксида серы в пять раз. «Это затратные технологии. Дело в том, что нужно создать уникальный продукт. Какого-то единого решения для всех предприятий отрасли нет – у нас своя специфика газов, состава выбросов и прочее», – объясняет Роман Машкарин. Кроме того, «Норникель» изучает возможность закрытия до 2015 г. головных мощностей Никелевого завода, который является основным источником техногенной нагрузки на экологическое состояние региона.
Журнал NN уже рассказывал о реализации компанией планов, результатом которых станет улучшение ситуации с продовольствием в Норильском промышленном районе. Необходимость подобной программы понимают и в инвестиционном департаменте: «Это важная статья в контексте нашей социальной политики. Норильчане должны получать свежие продукты по приемлемым ценам. Это возможно при непосредственной работе с поставщиками напрямую». «Норильский никель» создает собственную сеть продовольственных магазинов, которая будет работать через 100-процентную «дочку» компании – «Заполярный торговый альянс».
«Часть магазинов у нас была в собственности, часть мы выкупили у муниципалитета Норильска. Мы хотим сделать единый фирменный стиль магазинов и предложить жителям лучший сервис и возможность выбора. Как правило, наше присутствие на рынке заставляет конкурентов снижать цены и работать над уровнем сервиса. Специфика города в том, что жители приобретают товары повседневного спроса в магазинах шаговой доступности, крупных ритейлеров в Норильске нет. Наши магазины будут расположены практически повсеместно в городе, первый из них откроется до апреля 2011 года», – говорит Машкарин.