0 комментариев

Ярославский радиозавод: Стратегия на опережение

Каждое бизнес-направление сильно своими «дочками». Ярославский радиозавод, одна из самых ярких звезд бизнес-направления «Радиотехника» концерна «РТИ Системы».

«Система», журнал АФК «Система», №27 2011г.  www.sistema.ru

Светлана Поваренкова

 

Каждое бизнес-направление сильно своими «дочками». Ярославский радиозавод, одна из самых ярких звезд бизнес-направления «Радиотехника» концерна «РТИ Системы». 

Ярославский радиозавод по многим показателям входит в первую пятерку отрасли, это одно из лучших предприятий региона. Как отмечает генеральный директор ОАО «Ярославский радиозавод» Сергей Якушев, добиться такого результата было непросто. Минувший год еще раз убедил ярославцев, что главный критерий успешной работы – конкурентоспособность. За каждый заказ приходится бороться. Именно эта организационная настойчивость позволила добиться выполнения плановых показателей года, сдав заказчикам продукции более чем на 2,6 млрд руб. 

Искать заказчика с каждым годом все труднее. Даже давние партнеры ярославцев – Концерн «Созвездие», НПП «Полет», ОАО «Российские космические системы» – по объективным причинам все больше отдаляются от ЯРЗ (у них есть свои, более «родные» производственные подразделения). А это значит, надо из года в год не просто доказывать свою состоятельность, но и, как минимум, ускоренными темпами двигаться вперед, опережая своих потенциальных конкурентов. 

«Очень важно оперативно, в сжатые сроки из серийного завода, ждущего заказов, превратиться в современную фирму, способную вести заказы от начала разработки до сопровождения изделий в условиях эксплуатации», – говорит Сергей Якушев. 

Серьезные шаги в укреплении своих экономических позиций ЯРЗ сделал в 2010 году: без увеличения (даже с небольшим уменьшением) численности работающих сумел повысить производительность труда (на 20%), увеличить заработную плату (на 21,7%), эффективно реализовать программу энергосбережения. И самое главное – при поддержке акционеров ярославцы смогли разработать стратегию развития предприятия, основной акцент сделав на модернизацию производства и работу с кадрами. 

Только в 2010 году на модернизацию предприятия планируется затратить порядка 150 млн руб. И речь идет уже не просто о закупке станков и оборудования. На этот вопрос в Ярославле смотрят шире. Решено отказаться от непрофильных производств и усилить интеллектуальную составляющую производства. 

Первые наработки в этом направлении уже есть. Так, обновляется состав КБ, создан Инновационный научно-технический центр (ИНТЦ), ведут активную работу с заказчиками маркетологи, проводится экономический анализ эффективности производств. При поддержке акционеров разработана программа работы с кадрами, предусматривающая изменение подходов к оценке эффективности персонала. 

За счет новой стратегии ярославцы намерены повысить годовую выручку. «В этом году мы планируем «взять планку» в 3 млрд руб., – заявил Якушев. – Учитывая, что модернизация основных производственных цехов начнется именно в этом году, задача эта – не из простых. Переоснащение и плановая работа по выпуску продукции будут вестись одновременно. Если при поддержке акционеров все наши планы осуществятся, в ближайшие два–три года объемы производства на Ярославском радиозаводе могут возрасти до 5 млрд руб.». 

Одновременно с активным освоением российского рынка, ЯРЗ прорабатывает стратегию выхода на международный рынок. Потенциальные иностранные партнеры – французско-итальянская фирма Thales Alenia Space и один из немецких радиотехнических концернов. Для того чтобы начать работать в партнерстве с иностранными заказчиками, необходимо в первую очередь получить европейский сертификат. А для этого надо серьезно перестроить сборочное производство и провести переобучение персонала. Причем как рабочих, так и инженерных работников. 

«Мы не намерены упускать ни одно из направлений работы, – отметил гендиректор ЯРЗ. – Продолжаем сотрудничать с традиционными заказчиками, но одновременно начинаем работу, например, с ОАО НИИ ТП. Также ведем свои разработки и поиск новых ниш, осваиваем тематику РЭБ (радиоэлектронная борьба), РВСН (ракетные войска стратегического назначения) и заняли свою нишу в проекте Технопарк "Система-Саров"». 

На основе модернизации КШМ молодые инженеры ЯРЗ уже ведут разработку многофункционального узла мультисервисной связи. Есть проекты по морским радиостанциям. 

Стоит заметить, что благодаря мобильности заводского маркетинга ЯРЗ все теснее сотрудничает с непосредственными потребителями своих изделий, изучает работу оборудования в реальных условиях применения. Участие специалистов Ярославского радиозавода в крупнейших стратегических учениях МО РФ «Запад-2009» и «Восток – 2010» – хорошее тому подтверждение.

В прошлом году на завод пришло рекордное количество молодежи. При этом сегодня на предприятии ведется жесткий отбор: стажировки и срочные трудовые договоры давно вошли в практику. На ЯРЗ приходят молодые специалисты не только из Ярославской области, но и из других, отдаленных, регионов.

«Мы не случайно в числе своих заслуг отмечаем рост заработной платы. В рыночных условиях это один из самых эффективных инструментов рекрутинга, и мы научились им пользоваться. Кроме того, молодежь сегодня чутко отзывается на возможность профессионального и карьерного роста. И это тоже становится нашим козырем», – отметил Сергей Якушев.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”