0 комментариев

Время действовать (стратегия ТНК-ВР)

Михаил Слободин, Исполнительный вице-президент по газу и энергоснабжению ТНК-ВР

"Твоя Компания", корпоративный журнал ТНК-ВР, ноябрь 2011г. www.tnk-bp.ru

 

Михаил Слободин, Исполнительный вице-президент по газу и энергоснабжению ТНК-ВР

У ТНК-ВР есть серьезный шанс стать действительно нефтегазовой компанией, обеспечив долгосрочный и устойчивый рост для всего бизнеса, и мы намерены этим шансом воспользоваться.

Газ - тема сегодняшнего номера «Твоей Компании». Газ в Компании, в названии которой дважды упоминается нефть (Тюменская НЕФТЯНАЯ компа­ния - British PETROLEUM»), долгие годы был обречен на второстепенные пози­ции. Сила ТНК-ВР и основной фокус ее внимания всегда были сосредоточены на нефти. Газовые активы Компании, несмотря на свои огромные размеры и потенциал, всегда как-то недотягивали до того, чтобы быть центром внимания и основой роста бизнеса в силу разных, но при этом фундаментальных причин.

Попутный газ, составляющий сего­дня основу нашего текущего газового бизнеса, дающий более 75% объема до­бычи, никогда не мог претендовать на серьезную позицию в Компании - этот бизнес по определению вторичен, по­скольку его объемы прямо зависят от добычи нефти, и главным «фокусом» для этого сегмента является эффек­тивная утилизация.

Что касается развития «чистых газовых» проектов, то цены на газ в России и собственная маржа производителя газа были кардинально ниже уровней, которые зарабатывали нефтяные мейджоры в других странах, и того, что нефтяные компании России зарабатывали, разрабатывая нефтяные проекты. Эффективных альтернатив трубопро­водному транспорту не существовало, что при доминировании «Газпрома» на рынке создавало дополнительные риски для любого независи­мого производителя. Каждый раз для любого газового проекта Компании помимо собствен­но вопросов реализации проекта, обеспечения роста добычи и положительной экономики кри­тическим образом стоял вопрос: кто наш потре­битель и как «дотянуться» до него в надежной и устойчивой конструкции?

Эти ограничения долгие годы делали га­зовые проекты какими-то из области научной фантастики - интересными, перспективны­ми, но при этом уж больно далекими и риско­ванными, чтобы думать о них очень серьезно.

Одной из таких надежд была Ковыкта. Ме­сторождение с огромным потенциалом - и с точки зрения размера, и с точки зрения своего стратегического положения. Этот проект стал серьезным уроком для Компании, показав кардинальные отличия газового бизнеса от нефтяного. Первое и ключевое для га­зового проекта - это наличие конечного потребителя, который готов покупать газ по разумной цене. Нет потребителя - нет проекта. Второе - экспорт газа для Ком­пании закрыт (что, собственно, тоже во­прос наличия потребителя): государство не готово либерализовать экспорт газа, особенно в отношении новых стратегиче­ских направлений.

Оглядываясь назад, надо задуматься, чем жила ТНК-ВР в предыдущее десяти­летие, смотря на возможности в газовом бизнесе. Компания извлекала не очень при­ятные, но крайне важные уроки в отно­шении того, что является необходимым для развития газового бизнеса. Компания училась ждать. Ждать - вот была главная стратегия в отношении газового бизнеса. Ждать, когда ситуация изменится - не под влиянием каких-то текущих политических настроений или благодаря краткосрочной рыночной конъюнктуре - такие измене­ния, как правило, неустойчивы и часто быстро разворачиваются в обратную сторону, а благодаря целому набору объективных и фундаментальных фак­торов, делающих устойчивым экономи­ку газовых проектов и гарантирующих сбыт газа потребителям.

Что же изменилось и изменится в России и в Компании в ближайшее десятилетие, что меняет ситуацию настолько кардинально, чтобы от стра­тегии «Ждать» перейти к стратегии «Действовать»?

Здесь необходимо отметить не­сколько важных фундаментальных факторов.

Первым и ключевым из них является спрос на «новый газ». Рост спроса на российский газ в Европе и внутри стра­ны и одновременное падение добычи на традиционных месторождениях «Газ­прома», которые являлись основным источником дешевого газа. Возникает необходимость освоения новых газовых месторождений. В 2020 году более тре­ти объема спроса должно покрываться за счет месторождений, которые нача­ли разрабатываться после 2010 года, а в 2030 году новые месторождения дол­жны обеспечить уже 2/3 всего объема. Фактически масштаб задач таков, что в ближайшие 20 лет страна должна реа­лизовать программу, обеспечивающую добычу, равную текущему объему до­бычи «Газпрома». При каких условиях это возможно? Во-первых, необходимо кардинальное увеличение капитальных вложений в новые месторождения и ин­фраструктуру, вовлечение наиболее эф­фективных проектов в разработку, что открывает для независимых произво­дителей новое «окно возможностей». Во-вторых, рост маржи производите­ля газа должен обеспечивать возврат­ность вложений в эти новые проекты. И это уже становится вопросом не по­литического решения по обеспечению экспортного паритета, а вопросом обес­печения устойчивого баланса спроса и предложения по ключевому с социаль­но-экономической точки зрения энер­горесурсу.

Рост маржи производителя газа, фор­мируемый объективной логикой развития отрасли, позволит новым опциям развития газового бизнеса в Компании уже в недале­ком будущем на равных конкурировать с новыми нефтяными проектами. Экономика добычи газового барреля становится равной и даже превысит нефтяной уже в 2015-2016 годах, что уже сейчас заставляет по-другому смотреть на логику и динамику развития газового сегмента в Компании.

Эти, безусловно, позитивные тенденции, однако, работают не только для ТНК-ВР. «Ок­но возможностей» для независимых произ­водителей газа имеет ограниченный объем, а при привлекательной экономике не только мы захотим расти за счет увеличения газо­вого бизнеса. Здесь ключевым является на­личие конечного потребителя, устойчивых долгосрочных отношений с ним при одно­временном решении всех вопросов досту­па к системе трубопроводного транспорта «Газпрома». И свободный незакрепленный такими отношениями рынок внутри стра­ны стремительно сокращается.

«Газпром» увеличивает свое присутствие в электро- и теплоэнергетике - основных по­требителях газа. Увеличивает свое присут­ствие в газораспределительном сегменте, где «контролирует» малых и средних потреби­телей. «НОВАТЭК» заключает долгосрочные контракты с «ИнтерРАО», крупные потреби­тели, такие как Enel, инвестируют в добычу и «уходят» с рынка. Незакрепленный объем в ближайшие несколько лет упадет в два раза с 250 млрд куб. м до 125 млрд куб. м и будет продолжать сокращаться. Кроме того, остаю­щиеся «свободные» потребители располага­ются на все более значительном удалении от центров добычи, что серьезно уменьшает до­ходы производителей (без учета «Газпрома») за счет более длинного транспортного плеча. В этой связи ключевым вопросом является эффективная стратегия маркетинга газа с фокусом на работу с потребителями, распо­ложенными в ближних к месторождениям регионах присутствия.

В чем же, собственно, наша стратегия?

Мы будем действовать по трем направ­лениям:

  • Начнем поэтапную реализацию проекта по полномасштабному освоению «Рос-пана» - нашего самого эффективного газового проекта, устойчивого к изме­нению макроэкономических условий. Это совместно с другими меньшими по объему опциями роста обеспечит добычу Компании в 2020 году в объеме 35 млрд куб. м.
  • Реализуем эффективную маркетинговую стратегию, клю­чевыми аспектами которой будут являться закрепление нашей позиции на рынке через долгосрочные контракты с крупными потребителями и движение в розничный сегмент через приобретение газораспределительных компаний и развитие розничных продаж природного газа.
  • Подготовим условия для реализации следующего боль­шого этапа, решения по которому надо будет принимать уже в горизонте 2015-2017 годов, связанного с освоением Ямала, где у Компании имеются не только возможности роста добычи нефти, но и большой газовый потенциал. И там будет необходимо решить массу вопросов, связанных с доразведкой, формированием инфраструктурного альянса, и, безусловно, вопросы по маркетингу газа.

И это только то, что мы предполагаем делать в России! У нас есть Вьетнам, интересные и нетрадиционные возможно­сти роста газового бизнеса в Украине, новые приобретения в Бразилии также могут стать основой серьезного увеличения присутствия в газе.

У Компании есть серьезный шанс стать действительно нефтегазовой компанией, обеспечив долгосрочный и устойчивый рост для всего бизнеса, и мы намерены этим шансом воспользоваться.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”